ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-486/2022 от 13.09.2022 Усть-коксинского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-486/2022

УИД 02RS0008-01-2022-000996-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Кокса 13 сентября 2022 года

Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Шатиной С.Н.,

при секретарях Гороховой Л.Н., Клепиковой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Бугакова ФИО11 к ИДПС ОГИБДД ОМВД России по ФИО6, ОМВД России по , МВД России по , заместителю начальника Отдела ГУОБДД МВД России ФИО7, судебному приставу-исполнителю РОСП УФССП по ФИО4, начальнику отделения - старшему судебному приставу РОСП УФССП по ФИО5, РОСП УФССП по , УФССП России по , ФССП России о признании действий и бездействий незаконными, взыскании в солидарном порядке судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Бугаков В.Н. обратился в суд с административными исковыми заявлениями (с последующим уточнением требований) к ИДПС ОГИБДД ОМВД России по ФИО6, заместителю начальника Отдела ГУОБДД МВД России ФИО7 о признании бездействия по внесению в ФИС информации о не вступлении в законную силу (обжалование) постановления ИДПС ОГИБДД ОМВД России по лейтенанта полиции ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании действий по направлению постановления от ДД.ММ.ГГГГ на принудительное взыскание административного штрафа в УФССП России (ОСП по ) незаконными, и к начальнику отделения - старшему судебному приставу РОСП УФССП по ФИО5, судебному приставу-исполнителю РОСП УФССП по ФИО4, МВД по , УФССП по о признании бездействия СПИ ОСП УФССП по Республики Алтай ФИО4 по направлению постановления -ИП от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства в адрес Бугакова В.Н. незаконным, признании бездействия СПИ ОСП УФССП по ФИО4 по направлению постановления о взыскании денежных средств с лицевого счета Бугакова В.Н., находящегося в кредитной организации, в размере 500 рублей в адрес Бугакова В.Н. незаконным; признании действия СПИ ОСП УФССП по ФИО4 по направлению постановления в Сбербанк о взыскании денежных средств с лицевого счета Бугакова В.Н., находящегося в кредитной организации Сбербанк России, в размере 500 рублей незаконным; признании бездействия начальника Усть-Коксинского РОСП УФССП по РА по вынесению постановления о прекращении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признании бездействия начальника Усть-Коксинского РОСП УФССП по РА по направлению постановления о прекращении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе Бугакова В.Н. в отношении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; о признании бездействия ИДПС ОГИБДД ОМВД России по лейтенанта полиции ФИО6 по внесению в ФИС информации о не вступлении в законную силу (обжалование) постановления ИДПС ОГИБДД ОМВД России по лейтенанта полиции ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании действий заместителя начальника Отдела ГУОБДД МВД России ФИО7 по направлению постановления от ДД.ММ.ГГГГ на принудительное взыскание административного штрафа в УФССП России (ОСП по ) незаконным; взыскании солидарно с МВД по и УФССП по в лице ОФК России по 20 500 рублей.

Административные исковые требования мотивированы тем, что 30.03.2022 г. Бугаковым В.Н. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ ИДПС ОГИБДД ОМВД России по ФИО6 была подана жалоба, которая была рассмотрена Усть-Коксинским районным судом и оставлена без удовлетворения, однако 28.06.2022 г., при рассмотрении Верховным Судом Республики Алтай данная жалоба была удовлетворена, производство по делу было прекращено. Административный истец считает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу не вступило, в связи с чем на принудительное исполнение не могло быть направлено. Судебным приставом-исполнителем ФИО4 в адрес Бугакова В.Н. не были направлены постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ и постановление о списании денежных средств в кредитном учреждении до получения постановления о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения, а так же его жалоба была оставлена без рассмотрения, у Бугакова В.Н. не было возможности доказать необоснованность требований ОГИБДД ОМВД России по . Административным истцом понесены расходы, связанные с обращением с двумя административными исковыми заявлениями в Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай.

Определением судьи от 12.07.2022 г. административные дела, возбужденные на основании вышеуказанных административных исков, объединены в одно производство, определением суда от 05.08.2022 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФССП по , Усть-Коксинское РОСП УФССП по , Федеральная служба судебных приставов России, ОМВД по , МВД по .

Представитель административного истца Сатлаев О.В. в судебном заседании поддержал административные исковые требования по доводам, изложенным в административных исковых заявлениях.

Судебный пристав-исполнитель Усть-Коксинского РОСП УФССП России по ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что все действия по исполнительному производству были законными и обоснованными.

Административный ответчик, представитель административного ответчика – Усть-Коксинского РОСП УФССП по - начальник отделения - старший судебный пристав Усть-Коксинского РОСП УФССП по ФИО5 в судебном заседании также возражал по удовлетворению административных исковых требований, пояснив, что оснований для прекращения исполнительного производства по жалобе Бугакова В.Н. не было, так как все действия по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем произведены на основании нормативно-правовых актов.

Административный ответчик инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по лейтенант полиции ФИО6 просил отказать в удовлетворении административных исков ввиду отсутствия оснований для этого.

Административный истец Бугаков В.Н., заместитель Отдела ГУОБДД МВД России ФИО7, ОМВД России по , ФССП России, заинтересованное лицо Федеральное казначейство России в лице ОФК России по в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Представитель МВД по , УФССП России по в судебное заседание не явились, представили суду письменные заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав представителя административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а ч. 1 ст. 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения, и обращение за судебной защитой имеет целью именно восстановление нарушенного права.

Порядок направления постановления о наложении административного штрафа на исполнение урегулирован Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.

Частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ установлено, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В силу ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением по делу об административном правонарушении инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по лейтенанта полиции ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ Бугаков В.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Указанное постановление инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по лейтенанта полиции ФИО6 с отметкой о вступлении в законную силу направлено на исполнение в РОСП УФССП по в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям.

Согласно справке о движении денежных средств, по депозитному счету по исполнительному документу -ИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП с Бугакова В.Н. в пользу взыскателя МВД по , ДД.ММ.ГГГГ удержано 138,75 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 361,25 руб. с зачислением денежных средств на расчетный счет МВД по .

Решением судьи Верховного Суда Республики Алтай от 28.06.2022 года решение судьи Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ и постановление ДПС ОГИБДД ОМВД России по лейтенанта полиции ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Бугакова В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 12.3 КоАП РФ, отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Решение вступило в законную силу 28.06.2022 г.

Тем самым действие административного ответчика по направлению постановления об административном правонарушении на исполнение соответствует законодательству, предусматривающему, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах постановление передается для принудительного исполнения.

Само по себе направление ОГИБДД МВД России постановления по делу об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю не возлагает на лицо, привлеченное к административной ответственности, какой-либо обязанности, не умаляет его прав и свобод.

Кроме того, из материалов следует, что Бугаков В.Н. не обращался к административному ответчику с заявлением о возврате излишне взысканного штрафа, в возврате штрафа ему не было отказано, о чем представитель ОГИБДД ОМВД России по указал в ответе на запрос от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

При этом в соответствии с подпунктами "д" и "ж" пункта 1 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 (ред. от 21.05.2022) федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также государственные корпорации, публично-правовые компании и Центральный банк Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации принимают правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов федерального бюджета и доводят их до соответствующих администраторов доходов федерального бюджета не позднее 5 рабочих дней после их принятия, принимают правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов и об установлении порядка доведения территориальными органами (подразделениями) и казенными учреждениями указанных правовых актов до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, и доводят их до соответствующих администраторов доходов бюджетов не позднее 5 рабочих дней после их принятия.

Указанные правовые акты должны содержать положения: наделение администраторов доходов бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации следующими бюджетными полномочиями: принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно п. 52 Типового Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 06.06.2022), территориальный орган осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.

В соответствии с п. 27 Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. N 125н "Об утверждении порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами Бюджетной системы Российской Федерации" возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат сумм поступлений), осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.

В силу положений Приказа Минфина России от 27.09.2021 N 137н "Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей" излишне уплаченный (взысканный) платеж подлежит возврату по письменному заявлению или заявлению, представленному в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи, включая использование федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) или региональных порталов государственных и муниципальных услуг, и подписанному простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года N 33, или усиленной квалифицированной электронной подписью, или усиленной неквалифицированной электронной подписью заявителя - физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, допустимость использования которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, плательщика, его представителя (далее соответственно - Заявление на возврат, Заявитель, представитель Заявителя) в течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации Заявления на возврат администратором доходов бюджета или получателем денежных средств, не являющимся администратором доходов бюджета, оказывающим государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ (далее соответственно - администратор доходов бюджета, получатель денежных средств). Заявление на возврат представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, представителем Заявителя способами, предусмотренными пунктом 3 Общих требований, с учетом технических возможностей администратора доходов бюджета (получателя денежных средств). Заявление на возврат излишне уплаченного в ходе проведения исполнительных действий платежа представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, представителем Заявителя. В случае отмены или изменения судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которого был выдан исполнительный документ, отмены или признания недействительным исполнительного документа Заявление на возврат представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, представителем Заявителя с приложением копии судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которого был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, которые были отменены, изменены или признаны недействительными. Возврат излишне уплаченного (взысканного) платежа осуществляется на банковский счет Заявителя, представителя Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя), открытый в кредитной организации и указанный в Заявлении на возврат.

Таким образом, поскольку административный истец не обращался в установленном порядке к администратору доходов бюджета за возвратом излишне взысканных сумм штрафа, и в возврате излишне взысканных сумм штрафа не было отказано, оснований полагать права Бугакова В.Н. нарушенными не имеется.

Общий контроль за функционированием ФИС ГИБДД осуществляет Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (далее - ГУОБДД МВД России) (пункт 44 Приказа МВД России от 05.02.2016 N 60 "О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции"). Приказом МВД России от 06 июня 2011 года N 678 утверждено Положение о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, согласно пункту 1 которого ГУОБДД является структурным подразделением МВД России.

Согласно приказу МВД России от 5 февраля 2016 года N 60 "О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции" специальное программное обеспечение федеральной информационной системы Госавтоинспекции (далее также - ФИС ГИДД-М, Система) введено в эксплуатацию на базе инфраструктуры единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. Администрирование Системы осуществляют органы и организации системы МВД России. Руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России предписано обеспечить проведение комплекса организационных мероприятий по функционированию ФИС ГИБДД-М. Указанным приказом утверждена Инструкция по эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавоинспекции, согласно которой ответственными за эксплуатацию системы являются, в том числе руководители территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (пункт 45); эксплуатация системы осуществляется системным администратором, федеральным администратором, пользователями и операторами (пункт 46).

В соответствии с п. 7 Приказа МВД РФ от 05.02.2016 г. № 60 «О порядке эксплуатации специального программного обеспечения Федеральной информационной системы Госавтоинспекции» в эксплуатации Системы ФИС принимают участие: сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие или работники органов, организаций и подразделений системы МВД России, которым по роду служебной деятельности предоставлен доступ к Системе в соответствии с настоящей Инструкцией на правах просмотра сведений. Сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие или работники подразделений Госавтоинспекции, которым по роду служебной деятельности предоставлен доступ к Системе в соответствии с настоящей Инструкцией, осуществляющие просмотр сведений, ввод и (или) обработку данных.

Из должностного регламента (должностной инструкции) инспектора (дорожно-патрульной службы) группы дорожно-патрульной службы ГИБДД Отделения МФД России по ФИО6 следует, что прямых обязанностей по отслеживанию и внесению информации в компьютерную базу учета нарушений ПДД не имеется, в связи с чем требования административного истца о признании бездействия ИДПС ОГИБДД ОМВД России по ФИО6 являются необсонованными.

Таким образом, внесение сведений в компьютерную базу учета нарушений ПДД, а также отслеживание информации является прямой обязанностью инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях.

В силу ч. 1 ст. 30 ФЗ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя и вправе совершать исполнительские действия, предусмотренные нормами ст. 64 Закона, то есть связанные с исполнением исполнительного документа.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 ФЗ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами являются постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Согласно статье 12 Федерального закона "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В силу положений статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12). Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона об исполнительном производстве, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Согласно части 2 статьи 68 Закона об исполнительном производстве меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Мерами принудительного исполнения являются, в том числе обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства согласно пункту 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления.

Согласно Постановления Правительства РФ от 26.11.2020 N 1943 "О внесении изменений в Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным" извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал). Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации). Оператор единого портала обязан однократно уведомить лицо, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в момент его входа на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации о порядке направления извещений, предусмотренном настоящими Правилами, в том числе об определении момента, в который лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается надлежащим образом уведомленным посредством единого портала, а также о способах реализации права, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил. Федеральная служба судебных приставов обеспечивает размещение в едином личном кабинете лица, участвующего в исполнительном производстве, на едином портале (далее - личный кабинет) извещения, содержание которого соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также при наличии постановления судебного пристава-исполнителя обеспечивает размещение вместе с извещением копии такого постановления. Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству. В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.

Исходя из положений части 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. В целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях; иные сведения об имуществе должника.

В силу ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях: принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа; принятия судом отказа взыскателя от взыскания; утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником; отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство; прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ; внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц; если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка; прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации; признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию; прекращения обязательств заемщика - физического лица перед кредитором-залогодержателем в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Из материалов дела в суде установлено, что на основании постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ОГИБДД ОМВД России по , Бугаков В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.12.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 500 (пятисот) рублей.

По истечении срока для добровольной уплаты штрафа и не поступлении от Бугакова В.Н. в ОГИБДД ОМВД России по документа об оплате штрафа, указанное постановление направлено ОГИБДД ОМВД России по в Усть-Коксинское РОСП УФССП России по в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям для исполнения.

09.06.2022 судебным приставом-исполнителем РОСП УФССП России по вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП о взыскании с Бугакова В.Н. административного штрафа в размере 500 рублей, при этом установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику Бугакову В.Н. посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» 09.06.2022 года, согласно фотокопии реестра отправки исходящей корреспонденции.

С двух банковских счетов Бугакова В.Н., открытых в ПАО Сбербанк, были списаны денежные средства 15.06.2022 года в сумме 138,75 руб., 16.06.2022 года – 361.25 руб., на основании исполнительного документа от 15.06.2022 года из РОСП УФССП России по по исполнительному производству .

21.06.2022 года денежные средства в размере 138,75 руб., 22.06.2022 года – 361.25 руб. перечислены судебным приставом-исполнителем на счет взыскателя штрафа.

Поскольку имелись сведения о наличии вступившего в силу постановления о привлечении к административной ответственности Бугакова В.Н., при этом штраф уплачен не был, возбуждение исполнительного производства и обращение взыскания на денежные средства должника носило обоснованный характер.

Применение мер принудительного исполнения в виде списания денежных средств со счетов должника в банке до истечения срока для добровольного исполнения не привело к двойной уплате суммы административного штрафа (принудительной и добровольной), что не оспаривается административным истцом по доводам административного искового заявления.

Исполнительский сбор с должника не был взыскан.

Само по себе то обстоятельство, что денежные средства были списаны принудительно, а не уплачены добровольно, каких-либо неблагоприятных последствий для Бугакова В.Н. не повлекло, кроме того, взысканные денежные средства возвращены Бугакову В.Н. 15.08.2022 года, в связи с чем указанное лицо не понесло убытков. Также направление постановления о возбуждении исполнительного производства посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» незаконным не является и прав заявителя не затрагивает.

Также из материалов дела следует, что жалоба Бугакова В.Н. с требованием о прекращении исполнительного производства была подана указанным лицом без каких-либо подтверждающих документов. Оснований для прекращения исполнительного документа не имелось.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: несоответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации статьи 3 и 4, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании изложенного суд полагает, что обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемыми действиями (бездействиями) должностных лиц ГИБДД, судебного пристава-исполнителя нарушены права и свободы Бугакова В.Н., созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, безосновательно взысканы денежные средства в размере, превышающем размер установленного административного штрафа, не установлено, в связи с чем не имеется предусмотренных законом оснований для удовлетворения административных исковых требований, соответственно, не имеется и оснований для взыскания с административных ответчиков судебных расходов административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Бугакова ФИО12 к ИДПС ОГИБДД ОМВД России по ФИО6, ОМВД России по , МВД России по , заместителю начальника Отдела ГУОБДД МВД России ФИО7, судебному приставу-исполнителю РОСП УФССП по ФИО4, начальнику отделения - старшему судебному приставу РОСП УФССП по ФИО5, РОСП УФССП по , УФССП России по , ФССП России о признании бездействия СПИ ОСП УФССП по Республики Алтай ФИО4 по направлению постановления -ИП от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства в адрес Бугакова В.Н. незаконным,

признании бездействия СПИ ОСП УФССП России по ФИО4 по направлению постановления о взыскании денежных средств с лицевого счета Бугакова В.Н., находящегося в кредитной организации, в размере 500 рублей в адрес Бугакова В.Н. незаконным;

признании действия СПИ ОСП УФССП России по ФИО4 по направлению постановления в Сбербанк о взыскании денежных средств с лицевого счета Бугакова В.Н., находящегося в кредитной организации Сбербанк России, в размере 500 рублей незаконным;

признании бездействия начальника ОСП по РА УФССП России по РА по вынесению постановления о прекращении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ незаконным;

признании бездействия начальника ОСП по РА УФССП России по РА по направлению постановления о прекращении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе Бугакова В.Н. в отношении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ незаконным;

о признании бездействия ИДПС ОГИБДД ОМВД России по лейтенанта полиции ФИО6 по внесению в ФИС информации о не вступлении в законную силу (обжалование) постановления ИДПС ОГИБДД ОМВД России по лейтенанта полиции ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,

признании действий заместителя начальника Отдела ГУОБДД МВД России ФИО7 по направлению постановления от ДД.ММ.ГГГГ на принудительное взыскание административного штрафа в УФССП России (ОСП по ) незаконными;

взыскании солидарно с МВД по и УФССП по в лице ОФК России по 20 500 рублей отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.Н. Шатина

Мотивированное решение суда изготовлено 18 сентября 2022 года.