ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4871/20 от 02.12.2020 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2020 года город Нальчик

Нальчикский городской суд КБР в составе председательствующего судьи Сарахова А.А., при секретаре ФИО5, с участием представителя административного истца ФИО7, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО1 ФИО2 о взыскании в счет неисполненной обязанности по уплате налога на доходы физических лиц и пени на общую сумму 21 698,59 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Нальчикский городской суд КБР поступило административное исковое заявление Инспекции ФНС России по <адрес> КБР к ФИО1 ФИО2, содержащим требования: взыскать с ФИО1 ФИО2 в пользу Инспекции в счет не исполненной обязанности по уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год налог в размере 14196 рублей и пени в размере 404,59 рублей, за 2019 год налог в размере 7098 рублей, всего на сумму 21 698,59 рублей. Одновременно, административный истец просил о восстановлении пропущенного срока обращения в суд за взыскание недоимки.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление принято к производству суда, назначена подготовка к судебному разбирательству, в рамках которой административному ответчику предложено представить возражение на административное исковое заявление и разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) настоящее дело будет рассмотрено по правилам упрощенного (письменного) производства.

Копя указанного определения получена административным ответчиком нарочно.

02.12.2020г. ФИО1 представлены возражения на административное исковое заявление, в котором он просит отклонить заявленные требования по причине пропуска срока обращения в суд, в восстановлении которого также просит отказать.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме, по основаниям изложенным в административном иске и пояснении к нему.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в его отсутствие.

Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы настоящего дела, административного дела а-309/2020, материала административного искового заявления №М-2706, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При этом согласно части 6 статьи 289 названного Кодекса при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичная обязанность предусмотрена пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 207-209 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 216 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

В силу ч.1 ст.226 НК РФ ФИО3 организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Согласно ст.227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: 2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.

Авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (ст.229 НК РФ).

По сведениям учетных данных налогоплательщика, предоставленных административным истцом, ФИО1 зарегистрирован действующим адвокатом, учредившим адвокатский кабинет.

26.04.2019г. ФИО1 подана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, где исчислена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2018г. в размере 14 196 рублей.

Указанное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.

Как следует из ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.

Требованием об уплате налога признается извещением налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.ч. 1, 4 ст. 69НК РФ).

Статья 75 НК РФ предусматривает, что за неуплату физическим лицом причитающихся сумм налогов начисляется пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты, в процентах от неуплаченной суммы налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, и могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48НКРФ.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Пунктом 4 названной статьи установлено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Из материалов дела усматривается, что налоговым органом ФИО1 было направлено налоговое уведомление от 02.06.2020г. об уплате авансового платежа за январь-июнь 2019г. в размере 7098 рублей.

Далее, ФИО1 было направлено требование по состоянию на 03.10.2019г. об уплате налога на доходы в размере 21294 рубля и пени в размере 404,59 рублей, сроком уплаты до 06.11.2019г.

В силу ч. 4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из материалов дела не усматривается доказательств того, что налоговое уведомление от 02.06.2020г., в котором исчислен авансовый платеж за январь-июнь 2019г., подлежащий уплате не позднее 15.07.2019г., направлен каким-либо способом налогоплательщику.

В материале №М-2706 по административному иску Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО1 ФИО2 о взыскании в счет неисполненной обязанности по уплате налога на доходы физических лиц и пени на общую сумму 21 698,59 рублей от 29.06.2020г., поступившему в суд 09.07.2020г. имеется список внутренних почтовых отправлений от 29.05.2018г., где указан в качестве адресата ФИО1, а также квитанция об его отправлении 29.05.2019г.

Требование по состоянию на 03.10.2019г., сроком уплаты до 06.11.2019г., передано ФИО1 через личный кабинет, в подтверждение чему представлен скриншот личного кабинета налогоплательщика, где датой вручения требования указано 24.01.2020г., то есть за пределами срока исполнения.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (а. 2 ч. 6 ст. 69 НК РФ).

Представленные налоговым органом документы не подтверждают его доводы о том, что ФИО1 был подключен к интернет сервису «Личный кабинет» или пользовался им.

Статья 11.2 НК РФ введена в действие пунктом 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 347-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", указанный пункт вступил в силу 01.07.2015г.

В силу ст.11.2 НК РФ в редакции от 08.06.2015г., действующей с 01.07.2015г., личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налогоплательщик - физическое лицо направляет в налоговый орган уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика. После получения уведомления налоговым органом направление указанных документов налогоплательщику на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не производится до получения от этого налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика.

Порядок и сроки направления налогоплательщиками - физическими лицами уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика для получения от налоговых органов документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно п.п. 15 -17, 19 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденному Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-17/260@, действовавшего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ), формирование личного кабинета налогоплательщика осуществляется в автоматическом режиме в течение трех рабочих дней с момента регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика независимо от способа его регистрации. При первом входе в личный кабинет налогоплательщика налогоплательщику необходимо сменить первичный пароль. Первичный пароль действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика. В случае, если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется. В случаях утраты пароля или блокировки первичного пароля налогоплательщик обращается в налоговый орган с просьбой о выдаче ему нового пароля.
Аналогичные положения содержатся в п.п. 14 - 16 действующего с ДД.ММ.ГГГГ Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-17/617@ (далее – Порядок от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно информации административного истца, представить заявление ответчика о доступе к личному кабинету, документы о предоставлении: налогоплательщику регистрационной карты для использования личного кабинета, о смене первичного пароля при входе в личный кабинет, о выдаче ему нового пароля, не представляется возможным.

Кроме того, п. 21 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на момент регистрации личного кабинета ответчика, устанавливалось, что для начала направления налогоплательщику документов через личный кабинет налогоплательщика, требовалось получение от него уведомления об использовании личного кабинета. Налоговые уведомления от налоговых органов в электронной форме могли направляться через личный кабинет налогоплательщика начиная с текущего года в случае, если налогоплательщик направил уведомление для получения от налоговых органов указанных уведомлений в срок до 1 марта этого года.

Документы, свидетельствующие о получение налоговым органом уведомления ФИО1 об использовании личного кабинета и получении налоговых уведомлений через личный кабинет налогоплательщика, суду не представлены.

Согласно абз. 3 п. 20 Порядок от ДД.ММ.ГГГГ, положения указанного пункта о том, что документы на бумажном носителе физическому лицу, имеющему личный кабинет налогоплательщика, налоговыми органами направляются после получения соответствующего уведомления лица; в случае неполучения данного уведомления по истечении 3 рабочих дней со дня первого входа физического лица в личный кабинет направление налоговыми органами физическому лицу документов осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика, действуют в отношении лиц, впервые регистрируемых в сервисе посту вступления в силу Порядок от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно доводам административного истца, регистрация ответчика в сервисе личного кабинета была произведена 14.10.2015г., доступ к личному кабинету прекращен 02.07.2020г. Представление заявления ФИО1 на подключение к ЛК не представляется возможным по причине истечения сроков его хранения.

Административным истцом представлен скриншот программ из электронного документооборота базы АИС Налог-3 и личного кабинета налогоплательщика, в котором отражено направление налоговым органом административному ответчику требования.

Между тем, из данных доказательств не видно, когда имели место первый вход налогоплательщика в систему и смена пароля, пользование системой (просмотр документов, оплата налогов через сайт), была ли предоставлена налогоплательщику регистрационная карта для использования личного кабинета, выдан ли новый пароль, и, кроме того, прекращение доступа к личному кабинету 02.07.2020г., как указывается в пояснении к иску, этими документами не подтверждается.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие о направлении ответчику требования по уплате налогов и пени, авансового платежа за 2018, 2018гг. иными, установленными законом способами, суду не представлены.

В силу ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.

С заявлением о взыскании недоимки и пени по вышеуказанным налогам Инспекция ФНС России по <адрес> имела право обратиться до 06.05.2020г.

Принимая во внимание, что общий размер задолженности по требованиям превысил 3 000 рублей, шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа начал течь 07.11.2019г. С заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился к мировому судье в пределах установленного срока. 30.01.2020г. Определением мирового судьи судебного участка Нальчикского судебного района от 11.02.2020г. отменен судебный приказ от 30.01.2020г., которым с административного ответчика взыскана спорная задолженность, в связи с поступлением возражений административного ответчика.

Учитывая дату обращения административного истца в суд 28.08.2020г., следует признать, что срок обращения в суд с заявленными требованиями пропущен.

Оценивая доводы ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, суд полагает, что оно не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Первоначально с аналогичным административным исковым заявлением в Нальчикский городской суд налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ. Исковое заявление было подано представителем истца.

Судом установлено, что данное административное исковое заявление определением судьи нальчикского городского суда ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без движения в связи с наличием недостатков, был предоставлен срок до 30.07.2020г. Указанное определение было получено административным истцом 14.07.2020г., что им не оспаривается.

Определением судьи ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было возвращено в связи с неисполнением требований, указанных в определении от ДД.ММ.ГГГГ. Данные определения суда административным истцом в установленном законом порядке не обжаловались.

Повторно административное исковое заявление в суд было подано лишь ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно течения сроков исковой давности, изложенной в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", которая подлежит применению по аналогии в спорном правоотношении, в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, если такое заявление было принято к производству. Положение пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.

При таких обстоятельствах в данном административном деле имеет значение дата обращения в суд 28.08.2020г., которая свидетельствует о пропуске срока исковой давности.

Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с ДД.ММ.ГГГГ для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок с момента вынесения определения мирового судьи, материалы дела не содержат.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Указанные истцом причины пропуска срока, а именно не своевременное получение копии определения судьи от 21.08.2020г. о возврате административного иска, признаются неуважительными, поскольку административный истец зная об установленном судом сроке для устранения имеющихся в иске недостатков не был связан с необходимостью ожидания возврата первоначально поданного иска для своевременного повторного надлежащего обращения в суд с аналогичным иском. Также истец не был лишен возможности получать информацию непосредственно в суде или на его сайте.

Доводы представителя административного истца о принятии мер к исправлению недостатков, указанных в определении судьи от 10.07.2020г. опровергаются содержанием материала №М-2706, в котором таких документов не имеется. Одновременно, такие документы не были предоставлены суду в настоящем разбирательстве.

Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, так как, при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких иных обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, судом достоверно установлено, что налоговым органом процедура взыскания налогов и пени за 2016, 2017гг. (направление уведомления и требования) должным образом не исполнена, срок обращения в суд им пропущен в отсутствие уважительных причин, следовательно, основания для взыскания сумм задолженности и пени в судебном порядке отсутствуют, в связи с чем, исковые требования подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 175-180, 286-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства Инспекции ФНС России по <адрес> о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления к ФИО1 ФИО2 о взыскании в счет неисполненной обязанности по уплате налога на доходы физических лиц и пени на общую сумму 21 698,59 рублей отказать.

В удовлетворении административного иска Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО1 ФИО2 о взыскании в счет неисполненной обязанности по уплате налога на доходы физических лиц и пени на общую сумму 21 698,59 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2020г.

Председательствующий А.А. Сарахов