ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4872/19 от 19.09.2019 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-4872/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2019 года г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Колчине Р.Е., с участием прокурора Моругова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Архангельск», главе муниципального образования город «Архангельск» о признании недействующим пункта 3 Положения о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска, утвержденного распоряжением мэра города Архангельска 05 июня 2009 года № 734р «Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, о порядке и условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, о порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения»,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «Город Архангельск» о признании недействующим пункта 3 Положения о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска, утвержденного распоряжением мэра города Архангельска 05 июня 2009 года №734р «Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, о порядке и условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, о порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения».

В обоснование заявленных требований указал, что проходил муниципальную службу в департаменте городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск». В предоставлении единовременной выплаты в размере двух окладов к отпуску работодателем ему было отказано со ссылкой на оспариваемый акт по тем основаниям, что часть его отпуска составляет менее 14 календарных дней. Полагал, что данная норма не соответствует статьям 6, 7, 15, 17, 18, 19 Конституции Российской Федерации, статьям 22, 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статье 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьям 9, 10 областного закона от 23.06.2005 № 71-4-ОЗ «О государственной гражданской службе Архангельской области», пункту 7 указа Губернатора Архангельской области от 11.06.2010 № 116-у «Об утверждении Положения об общих условиях осуществления дополнительных выплат государственным гражданским служащим Архангельской области».

В ходе рассмотрения дела определением суда от 04 сентября 2019 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен глава МО «Город Архангельск».

Административный истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Его представитель ФИО2 заявленные требования поддержал. Пояснил, что со ссылкой на обжалуемый акт истцу было отказано в выплате двух окладов к отпуску. В настоящее время денежные средства выплачены в ходе рассмотрения дела, но не в связи с изменением или отменой оспариваемого положения. Права административного истца были нарушены, что послужило основанием для предъявления в суд данного административного иска.

Представитель администрации МО «Город Архангельск» ФИО3, действующая на основании доверенности, указала на то что администрация МО «Город Архангельск» надлежащим ответчиком не является, поскольку оспариваемый акт не издавала.

Представитель главы МО «Город Архангельск» ФИО3, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Указала, что оспариваемы акт является локальным, нормативными признаками не обладает, опубликован не был, регулирует лишь вопросы осуществления выплат муниципальным служащим, принят в развитие Положения о денежном содержании и иных выплатах муниципальным служащим муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного решением Архангельского городского Совета от 08.04.2009 № 842. Указала на то, что в настоящее время оспариваемый акт отменен распоряжением главы МО «Город Архангельск» от 09 сентября 2019 года № 3100р что является основанием для прекращения производства по делу. Пояснила, что распоряжение от 09 сентября 2019 года №3100р не опубликовано, поскольку не является нормативным правовым актом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что в период с 08 ноября 2017 года по 19 января 2019 года ФИО1 проходил муниципальную службу в департаменте городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск» в должности заместителя начальника управления – начальника отдела проектов и программ управления развития городского хозяйства.

Его заявление об осуществлении единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску оставлено директором департамента без удовлетворения со ссылкой на пункт 3 Положения о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска, утвержденного распоряжением мэра города Архангельска 05 июня 2009 года № 734р «Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, о порядке и условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, о порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения».

Данный муниципальный нормативный правовой акт (в редакции распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от 23 октября 2017 года № 3240р) опубликован не был, что пояснил в ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика главы МО «Город Архангельск» с указанием на то, что акт является локальным и не подлежит опубликованию.

Частью 8 статьи 213 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

С учетом положений пункта 1 статьи 3 названного Федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу положений пункта 2 статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 30 областного закона от 27.09.2006 № 222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» установлено, что размеры должностных окладов, а также размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются представительными органами муниципальных образований Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, областными законами и настоящей статьей.

Пунктом 9 Положения о денежном содержании и иных выплатах муниципальным служащим муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного решением Архангельского городского Совета от 08.04.2009 № 842, предусмотрено, что муниципальным служащим выплачивается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания и материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания. Порядок предоставления единовременной выплаты и материальной помощи устанавливается руководителем органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования «Город Архангельск».

Пунктом 3 Положения о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска, утвержденного распоряжением мэра города Архангельска 05 июня 2009 года № 734р «Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, о порядке и условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, о порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения», установлено, что муниципальным служащим на основании заявления при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 14 календарных дней выплачивается один раз в год единовременная выплата в размере двух окладов денежного содержания.

Указанное Положение утверждено распоряжением главы МО «Город Архангельск», является обязательным для неопределенного круга лиц – муниципальных служащих, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений в сфере муниципальной службы. В этой связи, указанный акт содержит признаки нормативного правового акта.

В силу положений статьи 42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Указанными выше Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», областным законом «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» определение порядка осуществления ежемесячных и иных должностных выплат муниципальным служащим отнесено к полномочиям представительного органа МО «Город Архангельск».

Возможность передачи указанных полномочий от представительного органа местного самоуправления исполнительному органу Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», областным законом «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» не предусмотрена.

С учетом изложенных выше положений федерального и областного законодательства данный акт издан главой МО «Город Архангельск» при отсутствии к тому полномочий, поскольку в силу положений пункта 2 статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункта 1 статьи 30 областного закона «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» определение порядка осуществления ежемесячных и иных должностных выплат отнесено к полномочиям представительного органа МО «Город Архангельск», глава МО «Город Архангельск», как орган исполнительной власти, не может в своей деятельности подменять представительные органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые наделены собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

При этом, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 40 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

С учетом изложенного, разрешая вопрос о признании недействующим пункта 3 Положения о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска, утвержденного распоряжением мэра города Архангельска 05 июня 2009 года № 734р, суд приходит к выводу о том, что поскольку установление порядка осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим МО «Город Архангельск» не могло быть урегулировано распоряжением главы МО «Город Архангельск», данный акт опубликован не был, распоряжение главы МО «Город Архангельск» от 05 июня 2009 года № 734р «Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, о порядке и условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, о порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения» (в редакции распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от 23 октября 2017 года № 3240р) подлежит признанию недействующим полностью, как не имеющим юридической силы, с момента его принятия, - 05 июня 2009 года.

Поскольку оспариваемый акт признан судом недействующим как принятый с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, оснований для оценки его содержания на предмет соответствия федеральному и областному законодательству в иной части суд не усматривает.

Довод ответчика о наличии оснований для прекращения производства по делу поскольку распоряжением главы МО «Город Архангельск» от 09 сентября 2019 года № 3100р «О признании утратившими силу отдельных распоряжений мэра города Архангельска, Главы муниципального образования «Город Архангельск» и отдельных его положений распоряжений Главы муниципального образования «Город Архангельск» признано утратившим силу распоряжение мэра г. Архангельск от 05 июня 2009 года № 734р и распоряжения о внесении в него дополнений и изменений, подлежит отклонению, поскольку данное распоряжение 09 сентября 2019 года № 3100р, как следует из пояснений представителя ответчика, не опубликовано.

Между тем, в силу положений пунктов 1, 2 статьи 40 Устава МО «Город Архангельск» муниципальные правовые акты официально публикуются для всеобщего сведения. Неопубликованные муниципальные нормативные правовые акты применению не подлежат. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в официальных периодических изданиях, определенных соответствующими органами местного самоуправления.

Из положений пункта 11 статьи 40 Устава МО «Город Архангельск» следует, что муниципальные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования либо издания (подписания), если иной срок не оговорен в самом правовом акте.

Соответственно, не опубликованный муниципальный правой акт не подлежит применению как не вступивший законную силу.

Исходя из того, что распоряжением главы МО «Город Архангельск» от 09 сентября 2019 года № 3100р разрешен вопрос об отмене нормативного правового акта – распоряжения мэра города Архангельска от 05 июня 2009 года № 734р, данный акт является нормативным правовым актом и, соответственно, подлежит опубликованию.

Выплата истцу денежных средств, исходя из того, что в отношении него применено распоряжение мэра города Архангельска от 05 июня 2009 года №734р (пункт 3 Положения о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска) с учетом разъяснений, изложенных в абзацах 1, 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» не может служить основанием для прекращения производства по делу.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению к ответчику главе МО «Город Архангельск», в остальной части административный иск удовлетворению не подлежит.

В силу положений статьи 111 КАС РФ с административного ответчика главы МО «Город Архангельск» в пользу административного истца подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Архангельск», главе администрации муниципального образования город «Архангельск» о признании недействующим пункта 3 Положения о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска, утвержденного распоряжением мэра города Архангельска 05 июня 2009 года № 734р «Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, о порядке и условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, о порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения» удовлетворить частично.

Признать недействующим распоряжение главы муниципального образования «Город Архангельск» от 05 июня 2009 года № 734р «Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, о порядке и условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, о порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения» (в редакции распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от 23 октября 2017 года № 3240р) со дня его принятия 05 июня 2009 года.

В удовлетворении требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании недействующим пункта 3 Положения о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска, утвержденного распоряжением мэра города Архангельска 05 июня 2009 года № 734р «Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, о порядке и условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, о порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения» отказать.

Взыскать с главы администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу ФИО1 государственную пошлину в возврат в размере 300 руб.

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования правовых актов главы администрации муниципального образования «Город Архангельск».

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 сентября 2019 года.

Судья Е.В. Романова