Дело № 2а-487/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2019 года г. Донецк Ростовской области.
Донецкий городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Черныш Е.С.,
с участием представителя административного истца адвоката Шиловского Д.В.,
представителей административного ответчика Миллеровской таможни ФИО1, ФИО2, ФИО3,
при секретаре судебного заседания Крыворученко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к начальнику таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни Южного таможенного управления, Миллеровской таможне Южного таможенного управления ФТС РФ о признании незаконными и необоснованными действий начальника таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни ЮТУ ФТС РФ.
Установил:
Административный истец ФИО4 обратился в Донецкий городской суд с административным иском к начальнику таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни Южного таможенного управления, Миллеровской таможне Южного таможенного управления ФТС РФ о признании незаконными и необоснованными действий начальника таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни ЮТУ ФТС РФ и в обоснование своих требований сослался на следующие обстоятельства.
09.07.2019, управляя автомашиной марки Скания гос. номер .. с прицепом .., следуя их Польши в Украину он прибыл на таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, которая была открыта Белорусским таможенным органом (ТД ..). Управляемая автомашина была загружена товаром - мясо куриное, механической обвалки, код ТНВЭД ЕАЭС 02071410.
После прибытия в пункт пропуска МАПП Донецк, перевозчиком был представлен полный пакет документов, в том числе ТД ...
Должностными лицами таможенного поста, был проведен таможенный досмотр перевозимого товара, в результате которого были сорваны пломбы. После проведения таможенного досмотра, нарушений таможенного законодательства установлено не было, дел об административных правонарушениях не возбуждалось и таможенная процедура таможенного транзита была завершена. Однако, разрешение на убытие транспортного средства с товаром в Украину должностными лицами т/п МАПП «Донецк», Миллеровской таможни не выдано, а транспортное средство с товаром до настоящего времени находится в зоне таможенного контроля пункта пропуска.
В течение 28 суток административный истец вынужден был жить в автомашине в зоне таможенного контроля, так как возможности вернуться в Польшу с указанным товаром у него не было в виду нарушения пломб в ходе таможенного досмотра, решения о завершении процедуры таможенного транзита в отношении перевозимого товара не принято, разрешения на убытие транспортного средства с территории таможенного союза в установленном ст. 163 ТК ТС порядке оформлено не было.
Оставить автомашину и товар он не имел права, так как является материально ответственным лицом, а перевозимый товар является скоропортящимся, что предполагает постоянный контроль за его хранением в рефрижераторе, то есть поддержание температурного режима внутри камеры.
Со слов сотрудников МАПП Донецк причиной запрета выпуска административного истца и управляемой им автомашины стал Указ Президента РФ № 290 от 24.06.2019 согласно которому, в Указ Президента РФ № 560 от 06.08.2014 внесены изменения, касающиеся ввоза «санкционных товаров» на территорию РФ.
Однако, согласно внесенным изменениям, вступающим в силу с 01.07.2019, после определения Правительством РФ порядка применения пломб ГЛОНАСС и контрольных талонов, транзитные товары, определенные как «санкционные» должны перемещаться через территорию России с применением указанных пломб и учетных талонов. Вместе с тем, Правительством РФ такой порядок применения не разработан до настоящего времени, как и не внесены изменения в приказ ФТС России от 07.08.2014 № 1496 «О мерах по реализации Указа Президента РФ № 560 от 06.08.2014, которым наличие указанных пломб не предусмотрено.
На просьбы принять меры к обеспечению сохранности перевозимого товара для того, чтобы он мог покинуть зону таможенного контроля на управляемой автомашине, он получал отказы сотрудников таможни.
В результате незаконных действий сотрудников таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни ЮТУ ФТС РФ и его начальника ФИО5 были созданы условия, при которых административный истец не смог покинуть указанный пост, и вынужден был находиться на территории поста почти 2 месяца, чем грубо нарушены его права и законные интересы, закрепленные в ст.5 Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 от 14.11.1950, ратифицированной Российской Федерацией 30.03.1998 года на основании ФЗ №54-ФЗ, вступившей в силу 05.05.1998 года.
Административный истец полагал, что его права и законные интересы, нарушены бездействием сотрудников указанного поста и просил суд признать незаконными и необоснованными действия начальника таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни ЮТУ ФТС РФ ФИО5, выразившиеся в отказе выпустить его с транзитным товаром на территорию Украины, а также его бездействия в части непринятия решения о завершении процедуры таможенного транзита в отношении перевозимого товара, и невыдаче разрешения на убытие с территории таможенного союза в установленном ст. 163 ТК ТС порядке с 09.07.2019 до настоящего времени.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя адвоката Шиловского Д.В.
Представитель административного истца адвокат Шиловский Д.В. поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, административные исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
Представители административных ответчиков по доверенности ФИО6, ФИО2, ФИО3 считали, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
В суд представлены возражения на административное исковое заявление, в которых приведены следующие доводы.
30.07.2019 в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни со стороны Российской Федерации прибыл грузовой автомобиль Скания, регистрационный знак <***>, полуприцеп специальный фургон-рефрижератор регистрационный знак GG105 под управлением гражданина Республики .. ФИО4 - водитель перевозчика ООО «ЛИКО» (.., ИНН ../КПП ..).
На данном транспортном средстве по транзитной декларации .. в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перемещалась партия товаров, страной происхождения которых является Польша: «мясо куриное механической обвалки замороженное» (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0207141009, вес брутто - 21414,00 кг.).
Транзитная декларация выпущена таможенным постом Каменный Лог Гродненской региональной таможни Республики Беларусь при въезде на таможенную территорию ЕАЭС (товар следовал из Польши в Украину).
Отправитель товара - MITMARSP.ZOO 95-015 GLOWNO, SIKORSKIEGO 5BPOLAND (Польша).
Получатель товара - ФЛП ФИО7 (.., ..).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 № 529 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 № 880» с 01.07.2011 таможенный контроль на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан не осуществляется.
Согласно сведениям, указанным в транзитной декларации .. и программном средстве по таможенному транзиту «КПС «Транзитные операции» внутренним белорусским таможенным органом таможенным постом Белтаможсервис - ТЛЦ Минской региональной таможни, установленный таможенным органом отправления срок таможенного транзита (23.07.2019) продлен до 31.07.2019, а позже до 10.08.2019.
На этапе завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитной декларации .. в установленном порядке проведен таможенный досмотр товаров в целях их идентификации и проверки соответствия заявленным в товаросопроводительных документах сведениям.
По результатам таможенного досмотра (акт таможенного досмотра ..) несоответствия сведений, а также нарушений целостности пломб, не установлено.
03.08.2019 после завершения операций по таможенному досмотру таможенная процедура таможенного транзита завершена.
Должностными лицами Россельхознадзора в пункте пропуска МАПП Донецк таможни в отношении товарной партии проведен ветеринарный контроль, в том числе в части проверки сопроводительных документов на вывозимые с территории Российской Федерации поднадзорные Госветконтролю грузы, проверки подлинности ветеринарных сертификатов, а также проведена сверка сведений о перемещении груза, следующего транзитом через территорию Российской Федерации, в автоматизированной системе «Аргус».
По результатам ветеринарного контроля на товаросопроводительных документах должностными лицами указанной службы проставлены соответствующие штампы «Транзит завершен».
Прибывший для завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитной декларации .. товар подпал под действие Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 290 «О внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации».
С 01.07.2019 в соответствии с подпунктом 1.1. Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации № 778) разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 778 ФТС России поручено обеспечить контроль за ввозом «санкционных» товаров на территорию Российской Федерации».
Транспортное средство регистрационный знак .. полуприцеп специальный фургон-рефрижератор регистрационный знак .., перемещаемый товар по транзитной декларации .. прибыло на таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни без пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, без учетных талонов в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 290 (которым внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560) Правительству Российской Федерации предписано:
а) определить перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктов, которые используются при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины;
б) установить порядок осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины;
в) установить требования к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, порядок их наложения (снятия) и применения при осуществлении указанных в подпункте «а» настоящего пункта автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок;
г) определить порядок выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим указанные в подпункте «а» настоящего пункта автомобильные перевозки, и порядок сдачи учетных талонов;
д) обеспечить создание и эксплуатацию системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также принять меры, направленные на осуществление контроля за указанными в подпункте «а» настоящего пункта автомобильными перевозками и железнодорожными перевозками.
В настоящее время порядок, предусмотренный пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации 24.06.2019 № 290, применительно к региону деятельности Миллеровской таможни отсутствует.
В целях единообразного подхода к реализации Указа Президента Российской Федерации 24.06.2019 № 290 на официальном сайте ФТС России размещен пресс-релиз, содержащий информацию об условиях осуществления международных транзитных перевозок товаров отдельной категории через территорию Российской Федерации и последствиях несоблюдения таких условий.
Таким образом, ввоз указанной партии товаров для осуществления международной автомобильной транзитной перевозки запрещен.
Запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза (куда, в том числе, входит и .... и .., введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293, от 12.06.2018 № 420 и от 24.06.2019 № 293» (согласно перечню товаров к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Поскольку понятие ввоза товара в таможенном законодательстве непосредственно связано с фактическим пересечением товарами границы, то установленный запрет по ввозу «санкционных» товаров будет нарушаться не в случае внешнеэкономических операций, а при фактическом пересечении товарами границы. Лицами, осуществляющими перевозку товаров, выступают перевозчики, в данном случае - ООО «ЛИКО».
Товарная партия прибыла на таможенную территорию ЕАЭС через белорусский участок таможенной границы после 01.07.2019, проследовала по территории Российской Федерации к месту доставки, в связи с чем, нарушено законодательство Российской Федерации. Указанное нарушение выявлено таможенным постом МАПП Донецк Миллеровской таможни на этапе завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 ТК ЕАЭС меры по вывозу с таможенной территории Союза товаров, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, принимаются перевозчиком.
Руководствуясь этим, таможенным постом МАПП Донецк Миллеровской таможни, посредством электронной почты, в адрес перевозчиков направлялись письма с указанием информации о необходимости обратного вывоза товара, запрещенного к ввозу на территорию Российской Федерации, в адрес грузоотправителя в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и направлением в таможенный орган на границе с Республикой Беларусь: ООО «ЛИКО» (исх. от 05.08.2019 № 24-70/01889 «О направлении информации», исх. от 22.08.2019 № 24-70/02015 «О направлении информации»).
Также в письмах указано, что согласно абзацу 4 подпункта 1 пункта 4 статьи 343 ТК ЕАЭС принято решение о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля «Таможенное сопровождение» в отношении товара заявленного в транзитной декларации .., перемещаемого в грузовом отделении автомобильного транспортного средства ...
В целях помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита ООО «ЛИКО» было также сообщено о необходимости, в соответствии с положениями п. 1 статьи 250 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оплатить таможенные сборы за таможенное сопровождение по реквизитам указанным в письме от 05.08.2019 № 24-70/01889 для уплаты сборов за таможенное сопровождение.
Меры по вывозу товара «мяса куриное механической обвалки замороженное» (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0207141009, вес брутто - 21414,00 кг.) перевозчиком не были приняты, что явилось причиной их длительного нахождения в пункте пропуска МАПП Донецк таможни.
22.08.2019 таможенным постом МАПП Донецк таможни товары, помещены под таможенную процедуру таможенного транзита с применением таможенного сопровождения и направлением в таможенный орган на границе с Республикой Беларусь (Краснинский таможенный пост Смоленской таможни) с установленным сроком доставки до 26.08.2019, в целях дальнейшего вывоза с таможенной территории ЕАЭС: транзитная декларация .. (перевозчик - ООО «ЛИКО»).
В графе 50 транзитной декларации содержится подпись водителя ФИО4
Однако и меры по осуществлению транзитной перевозки представителем перевозчика (водителем ФИО4) не приняты со ссылкой на отсутствие указаний от директора ООО «ЛИКО» ФИО8 (объяснения ФИО4 от 28.08.2019).
Посредством электронной почты в адрес перевозчика ООО «ЛИКО» (Россия) таможенным постом МАПП Донецк направлено письмо о необходимости указания должностным лицам (водителям) на неукоснительное соблюдение обязанностей перевозчика при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в соответствии со статьей 150 ТК ЕАЭС.
Кроме того, в письме содержится информация о том, что неисполнение требований статьи 150 ТК ЕАЭС влечет административную ответственность в соответствии со статьями 16.9, 16.10 КоАП РФ, а также в соответствии со статьей 12 ТК ЕАЭС в случае невозможности после получения решения таможенного органа о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза незамедлительного вывоза с таможенной территории Союза товаров такие товары будут задержаны таможенным органом в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС (в адрес перевозчика ООО «ЛИКО» - исх. от 26.08.2019 ..).
Необходимо отметить, что в ответ на обращения таможенного органа перевозчики не предприняли никаких конструктивных мер.
Вследствие неисполнения перевозчиками - декларантами требований Миллеровской таможни по осуществлению обратного вывоза за пределы Российской Федерации товаров, прибывших на таможенный пост МАПП Донецк по ТД .. товар задержан таможенным постом МАПП Донецк Миллеровской таможни в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.
Товары, задержанные таможенным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 12 ТК ЕАЭС, и документы на них хранятся таможенным органом в течение 3 календарных дней. Срок хранения товаров, задержанных таможенным постом МАПП Донецк таможни, истек 30.08.2019.
Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, подлежат реализации, а в случаях, установленных пунктом 2 статьи 382 ТК ЕЭАС, - использованию или уничтожению в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, таможенным органом которого задержаны эти товары.
Для товаров, задержанных таможенным органом по протоколу задержания от 27.08.2019, было определено место хранения товаров, соответствующее требованиям особых условий хранения (холодильные камеры) по адресу: ...
Получатель груза ФЛП ФИО7 была также информирована о сложившейся ситуации и необходимости принятия мер в отношении товара «мясо куриное механической обвалки замороженное» (исх. от 23.07.2019 № 04-24/05215, от 16.08.2019 № 04-24/05882).
После задержания в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС и изъятия товаров у перевозчиков получатель товаров ФЛП ФИО7 информирована посредством электронной почты о предстоящих действиях Миллеровской таможни с задержанным товаром, включая уничтожение в соответствие с пунктом 2 статьи 282 ТК ЕАЭС, а также о необходимости принятия мер по обратному вывозу товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (исх. от 29.08.2019 № 24-70/02079, от 02.09.2019 № 24-70/02094, от 04.09.2019 № 04-24/06443).
Обращений от ФИО7 (грузополучателя), либо от перевозчиков, по совершению действий, направленных на принятие мер по обратному вывозу товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, не поступало.
Так как задержанные товары не востребованы, осуществлены мероприятия по уничтожению задержанных товаров по адресу: .., АО «Кагальницкий мясокостный завод».
14.08.2019 № 23/2-3-2019/21/1922 Лиховской транспортной прокуратурой Южной транспортной прокуратуры (вх. от 19.08.2019 № 06492) было внесено представление «Об устранении нарушений требований таможенного законодательства», а именно принятия решения сотрудниками МАПП Донецк на этапе завершения таможенного транзита в период с 12.07.2019 по 13.07.2019 приняты решения о запрете ввоза на территорию Российской Федерации товара, страной происхождения которого является Польша («мясо куриное механической обвалки замороженное», «печень говяжья замороженная»), а также их вывозе с территории Российской Федерации через таможенный орган на границе с Республикой Беларусь.
19.08.2019 № 23/2-3-2019/21/1935 Лиховской транспортной прокуратурой Южной транспортной прокуратуры (вх. от 21.08.2019 № 06552) вышеуказанное представление было отозвано, с указанием на оставление его без рассмотрения.
В соответствии с пунктом 32 приказа Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 № 451-ОД «Об утверждении правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» (далее - Приказ № 451-ОД) пограничные органы осуществляют контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами режима в пунктах пропуска и вносят в государственные органы, предприятия, учреждения или организации представления об устранении причин и условий, способствующих их нарушению.
Также, согласно положениям п.п. 6, 7 Приказа № 451-ОД, обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих на специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности вне пределов объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на учреждение, подведомственное Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации. Въезд в пункты пропуска и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам (в том числе по электронным пропускам), выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами.
Таким образом, ФИО4 имел возможность покидать пункт пропуска путем написания письменного обращения сотрудникам пограничной службы.
В материалах дела отсутствуют, и ФИО4 не представлено каких - либо доказательств, свидетельствующих о длительном удержании его в пункте пропуска МАПП Донецк, а также документального подтверждения, в чем было выражено удержание.
Со стороны таможенного органа приняты все меры связанные с несением со стороны перевозчика наименьших затрат и потерь, а именно: направление информационных писем с разъяснением необходимости осуществления действий в отношении товара, порядка и сроков; проведение опроса с отбором объяснений под подпись от представителя перевозчика (водителя) с целью выяснения причин послуживших их длительному нахождению и непринятия мер по вывозу «санкционного» товара; оформление таможенного сопровождения; привлечение к административной ответственности ФИО4 (ст. 16.10 КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде предупреждения без составления протокола и т.д.
Со стороны ФИО4 в адрес таможенного органа не поступало никаких ходатайств, заявлений, в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоб по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении и т.д. (ст. 220 КАС РФ).
ФИО4 имел возможность покинуть в любой момент пункт пропуска МАПП Донецк таможни без «санкционного» товара. Длительность нахождения ФИО4 в пункте пропуска МАПП Донецк была вызвана бездействием со стороны руководства ООО «ЛИКО», ввиду того, что ФИО4 в своих объяснениях ссылался на неполучение со стороны руководства ООО «ЛИКО каких-либо указаний (объяснения ФИО4 от 28.08.2019).
Учитывая, что ООО «ЛИКО» - коммерческая организация, вступая в договорные правоотношения, действуя свободно с целью осуществления предпринимательской деятельности, самостоятельно несет ответственность за неисполнение им договора.
ООО «ЛИКО», в целях осуществления перевозки товара путем помещения его под таможенную процедуру таможенный транзит планировало, изучало нормы таможенного законодательства ТК ЕАЭС, законодательства Российской Федерации в области таможенного регулирования, устанавливающие права и обязанности в области таможенных правоотношений, прогнозировало полученную прибыль.
Таким образом, со стороны ООО «ЛИКО», таможенного перевозчика ФИО4 не приняты меры по соблюдению действующего законодательства Российской Федерации в области таможенного регулирования, в частности положений Указов Президента Российской Федерации № 560, № 290, № 391, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293, от 12.07.2018 № 420 и от 24.06.2019 № 293», направленных на соблюдение требований и условий транзитных международных автомобильных перевозок товаров через территорию Российской Федерации.
Административный ответчик просил суд отказать в удовлетворении заявленных ФИО4 требований о признании незаконными и необоснованными действия начальника таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни ЮТУ ФТС России, выразившиеся в отказе выпуска с транзитным товаром на территорию Украины, а также бездействия в части непринятия решения о завершении процедуры таможенного транзита в отношении перевозимого товара, и невыдаче разрешения на убытие с территории Таможенного союза» в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «Лико» в судебное заседание не явился, представив отзыв на административное исковое заявление, в котором считал административные исковые требования ФИО4 подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд установил, что30.07.2019 в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни со стороны Российской Федерации прибыл грузовой автомобиль Скания, регистрационный знак .. полуприцеп специальный фургон-рефрижератор регистрационный знак GG105 под управлением гражданина Республики Беларусь ФИО4 - водитель перевозчика ООО «ЛИКО» (.., ИНН ../КПП ..).
На указанном транспортном средстве по транзитной декларации .. в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перемещалась партия товаров, страной происхождения которых является Польша: «мясо куриное механической обвалки замороженное» (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0207141009, вес брутто - 21414,00 кг.).
Транзитная декларация выпущена таможенным постом Каменный Лог Гродненской региональной таможни Республики Беларусь при въезде на таможенную территорию ЕАЭС (товар следовал из Польши в Украину).
Отправитель товара - ..).
Получатель товара - ФЛП ФИО7 (..).
Согласно сведениям, указанным в транзитной декларации .. и программном средстве по таможенному транзиту «КПС «Транзитные операции» внутренним белорусским таможенным органом таможенным постом Белтаможсервис - ТЛЦ Минской региональной таможни, установленный таможенным органом отправления срок таможенного транзита (23.07.2019) продлен до 31.07.2019, а позже до 10.08.2019.
На этапе завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитной декларации .. в установленном порядке проведен таможенный досмотр товаров в целях их идентификации и проверки соответствия заявленным в товаросопроводительных документах сведениям.
По результатам таможенного досмотра (акт таможенного досмотра ..) несоответствия сведений, а также нарушений целостности пломб, не установлено.
03.08.2019 после завершения операций по таможенному досмотру таможенная процедура таможенного транзита завершена.
Должностными лицами Россельхознадзора в пункте пропуска МАПП Донецк таможни в отношении товарной партии проведен ветеринарный контроль, в том числе в части проверки сопроводительных документов на вывозимые с территории Российской Федерации поднадзорные Госветконтролю грузы, проверки подлинности ветеринарных сертификатов, а также проведена сверка сведений о перемещении груза, следующего транзитом через территорию Российской Федерации, в автоматизированной системе «Аргус».
По результатам ветеринарного контроля на товаросопроводительных документах должностными лицами указанной службы проставлены соответствующие штампы «Транзит завершен».
Прибывший для завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитной декларации .. товар подпал под действие Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 290 «О внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации».
С 01.07.2019 в соответствии с подпунктом 1.1. Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации № 778) разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 778 ФТС России поручено обеспечить контроль за ввозом «санкционных» товаров на территорию Российской Федерации».
Транспортное средство регистрационный знак .., полуприцеп специальный фургон-рефрижератор регистрационный знак .., перемещаемый товар по транзитной декларации .. прибыло на таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни без пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, без учетных талонов в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 290 (которым внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560) Правительству Российской Федерации предписано:
а) определить перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктов, которые используются при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины;
б) установить порядок осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины;
в) установить требования к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, порядок их наложения (снятия) и применения при осуществлении указанных в подпункте «а» настоящего пункта автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок;
г) определить порядок выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим указанные в подпункте «а» настоящего пункта автомобильные перевозки, и порядок сдачи учетных талонов;
д) обеспечить создание и эксплуатацию системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также принять меры, направленные на осуществление контроля за указанными в подпункте «а» настоящего пункта автомобильными перевозками и железнодорожными перевозками.
В настоящее время порядок, предусмотренный пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации 24.06.2019 № 290, применительно к региону деятельности Миллеровской таможни отсутствует.
В целях единообразного подхода к реализации Указа Президента Российской Федерации 24.06.2019 № 290 на официальном сайте ФТС России размещен пресс-релиз, содержащий информацию об условиях осуществления международных транзитных перевозок товаров отдельной категории через территорию Российской Федерации и последствиях несоблюдения таких условий.
Таким образом, ввоз указанной партии товаров для осуществления международной автомобильной транзитной перевозки запрещен.
Запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются .... (куда, в том числе, входит и ..), .. и Княжество Лихтенштейн, введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293, от 12.06.2018 № 420 и от 24.06.2019 № 293» (согласно перечню товаров к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Поскольку понятие ввоза товара в таможенном законодательстве непосредственно связано с фактическим пересечением товарами границы, то установленный запрет по ввозу «санкционных» товаров будет нарушаться не в случае внешнеэкономических операций, а при фактическом пересечении товарами границы. Лицами, осуществляющими перевозку товаров, выступают перевозчики, в данном случае - ООО «ЛИКО».
Товарная партия прибыла на таможенную территорию ЕАЭС через белорусский участок таможенной границы после 01.07.2019, проследовала по территории Российской Федерации к месту доставки, в связи с чем, нарушено законодательство Российской Федерации. Указанное нарушение выявлено таможенным постом МАПП Донецк Миллеровской таможни на этапе завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 ТК ЕАЭС меры по вывозу с таможенной территории Союза товаров, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, принимаются перевозчиком.
Таможенным постом МАПП Донецк Миллеровской таможни, посредством электронной почты, в адрес перевозчиков направлялись письма с указанием информации о необходимости обратного вывоза товара, запрещенного к ввозу на территорию Российской Федерации, в адрес грузоотправителя в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и направлением в таможенный орган на границе с Республикой Беларусь: ООО «ЛИКО» (исх. от 05.08.2019 № 24-70/01889 «О направлении информации», исх. от 22.08.2019 № 24-70/02015 «О направлении информации»).
Также в письмах указано, что согласно абзацу 4 подпункта 1 пункта 4 статьи 343 ТК ЕАЭС принято решение о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля «Таможенное сопровождение» в отношении товара заявленного в транзитной декларации .., перемещаемого в грузовом отделении автомобильного транспортного средства ...
В целях помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита ООО «ЛИКО» было также сообщено о необходимости, в соответствии с положениями п. 1 статьи 250 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оплатить таможенные сборы за таможенное сопровождение по реквизитам указанным в письме от 05.08.2019 № 24-70/01889 для уплаты сборов за таможенное сопровождение.
Меры по вывозу товара «мяса куриное механической обвалки замороженное» (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0207141009, вес брутто - 21414,00 кг.) перевозчиком не были приняты, что явилось причиной их длительного нахождения в пункте пропуска МАПП Донецк таможни.
22.08.2019 таможенным постом МАПП Донецк Миллеровской таможни товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита с применением таможенного сопровождения и направлением в таможенный орган на границе с Республикой Беларусь (Краснинский таможенный пост Смоленской таможни) с установленным сроком доставки до 26.08.2019, в целях дальнейшего вывоза с таможенной территории ЕАЭС: транзитная декларация .. (перевозчик - ООО «ЛИКО»).
В графе 50 транзитной декларации содержится подпись водителя ФИО4
Однако и меры по осуществлению транзитной перевозки представителем перевозчика (водителем ФИО4) не приняты со ссылкой на отсутствие указаний от директора ООО «ЛИКО» ФИО8 (объяснения ФИО4 от 28.08.2019).
Посредством электронной почты в адрес перевозчика ООО «ЛИКО» (Россия) таможенным постом МАПП Донецк направлено письмо о необходимости указания должностным лицам (водителям) на неукоснительное соблюдение обязанностей перевозчика при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в соответствии со статьей 150 ТК ЕАЭС.
Кроме того, в письме содержится информация о том, что неисполнение требований статьи 150 ТК ЕАЭС влечет административную ответственность в соответствии со статьями 16.9, 16.10 КоАП РФ, а также в соответствии со статьей 12 ТК ЕАЭС в случае невозможности после получения решения таможенного органа о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза незамедлительного вывоза с таможенной территории Союза товаров такие товары будут задержаны таможенным органом в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС (в адрес перевозчика ООО «ЛИКО» - исх. от 26.08.2019 № 24-70/02023).
В ответ на обращения таможенного органа перевозчики не предприняли никаких конструктивных мер.
Вследствие неисполнения перевозчиками - декларантами требований Миллеровской таможни по осуществлению обратного вывоза за пределы Российской Федерации товаров, прибывших на таможенный пост МАПП Донецк по ТД .. товар задержан таможенным постом МАПП Донецк Миллеровской таможни в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.
Товары, задержанные таможенным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 12 ТК ЕАЭС, и документы на них хранятся таможенным органом в течение 3 календарных дней. Срок хранения товаров, задержанных таможенным постом МАПП Донецк таможни, истек 30.08.2019.
Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, подлежат реализации, а в случаях, установленных пунктом 2 статьи 382 ТК ЕЭАС, - использованию или уничтожению в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, таможенным органом которого задержаны эти товары.
Для товаров, задержанных таможенным органом по протоколу задержания от 27.08.2019, было определено место хранения товаров, соответствующее требованиям особых условий хранения (холодильные камеры) по адресу: ...
Получатель груза ФЛП ФИО7 была также информирована о сложившейся ситуации и необходимости принятия мер в отношении товара «мясо куриное механической обвалки замороженное» (исх. от 23.07.2019 № 04-24/05215, от 16.08.2019 № 04-24/05882).
После задержания в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС и изъятия товаров у перевозчиков получатель товаров ФЛП ФИО7 информирована посредством электронной почты о предстоящих действиях Миллеровской таможни с задержанным товаром, включая уничтожение в соответствие с пунктом 2 статьи 282 ТК ЕАЭС, а также о необходимости принятия мер по обратному вывозу товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (исх. от 29.08.2019 № 24-70/02079, от 02.09.2019 № 24-70/02094, от 04.09.2019 № 04-24/06443).
Обращений от ФИО7 (грузополучателя), либо от перевозчиков, по совершению действий, направленных на принятие мер по обратному вывозу товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, не поступало.
Так как задержанные товары не востребованы, осуществлены мероприятия по уничтожению задержанных товаров по адресу: .., АО «Кагальницкий мясокостный завод».
В соответствии с пунктом 32 приказа Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 № 451-ОД «Об утверждении правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» пограничные органы осуществляют контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами режима в пунктах пропуска и вносят в государственные органы, предприятия, учреждения или организации представления об устранении причин и условий, способствующих их нарушению.
Согласно положениям п.п. 6, 7 Приказа № 451-ОД, обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих на специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности вне пределов объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на учреждение, подведомственное Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации. Въезд в пункты пропуска и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам (в том числе по электронным пропускам), выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами.
ФИО4 имел возможность покидать пункт пропуска путем написания письменного обращения сотрудникам пограничной службы.
ФИО4 не представлено доказательств длительного удержания его в пункте пропуска МАПП Донецк, а также подтверждения, в чем было выражено удержание.
Со стороны административного ответчика приняты все меры, связанные с несением со стороны перевозчика наименьших затрат и потерь, а именно: направление информационных писем с разъяснением необходимости осуществления действий в отношении товара, порядка и сроков; проведение опроса с отбором объяснений под подпись от представителя перевозчика (водителя) с целью выяснения причин послуживших их длительному нахождению и непринятия мер по вывозу «санкционного» товара; оформление таможенного сопровождения; привлечение к административной ответственности ФИО4 (ст. 16.10 КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде предупреждения без составления протокола и т.д.
Со стороны ФИО4 в адрес таможенного органа не поступало никаких ходатайств, заявлений, в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоб по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении и т.д. (ст. 220 КАС РФ).
ФИО4 имел возможность покинуть в любой момент пункт пропуска МАПП Донецк таможни без «санкционного» товара. Длительность нахождения ФИО4 в пункте пропуска МАПП Донецк была вызвана бездействием со стороны руководства ООО «ЛИКО», ввиду того, что ФИО4 в своих объяснениях ссылался на неполучение со стороны руководства ООО «ЛИКО каких-либо указаний (объяснения ФИО4 от 28.08.2019).
ООО «ЛИКО», в целях осуществления перевозки товара путем помещения его под таможенную процедуру таможенный транзит планировало, изучало нормы таможенного законодательства ТК ЕАЭС, законодательства Российской Федерации в области таможенного регулирования, устанавливающие права и обязанности в области таможенных правоотношений, прогнозировал полученную прибыль.
Таким образом, со стороны ООО «ЛИКО», таможенного перевозчика ФИО4 неприняты меры по соблюдению действующего законодательства Российской Федерации в области таможенного регулирования, в частности положений Указов Президента Российской Федерации № 560, № 290, № 391, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293, от 12.07.2018 № 420 и от 24.06.2019 № 293», направленных на соблюдение требований и условий транзитных международных автомобильных перевозок товаров через территорию Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного иска ФИО4 к начальнику таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни Южного таможенного управления, Миллеровской таможне Южного таможенного управления ФТС РФ о признании незаконными и необоснованными действий начальника таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни ЮТУ ФТС РФ - отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 01.10.2019 года.
Судья: