ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4885/2015 от 04.12.2015 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

<данные изъяты>

Дело № 2а-4885/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 декабря 2015 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Кукурекина К.В.,

при секретаре – Яцук Е.А.,

с участием представителя административного истца – ФИО4, представителя административного ответчика – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Управлению земельного контроля города Севастополя (Севземконтроль) о признании незаконными действий по проведению внеплановой выездной проверки, понуждении признать недействительными результаты проверки,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО6 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в порядке статьи 218 КАС Российской Федерации, оспаривая действия органов государственной власти, а именно Управления земельного контроля города Севастополя по проведению «25» августа 2015 года на основании приказа начальника Управления земельного контроля города Севастополя № ПР300715068ФЛ внеплановой выездной проверки использования земельного участка в отношении ФИО6 и ФИО1 по адресу: <адрес>.

Требования административного истца мотивированы тем, что «25» августа 2015 года на основании приказа начальника Управления земельного контроля города Севастополя № ПР300715068ФЛ от 30.07.2015 года главным специалистом отдела проверок Управления земельного контроля города Севастополя ФИО2 проведена внеплановая выездная проверка использования земельного участка в отношении ФИО6 и ФИО1 по адресу: <адрес>.

По результатам проведенной проверки Управлением земельного контроля города Севастополя в отношении ФИО6, ФИО1 составлен Акт проверки физического лица № ПР040915082ФЛ от «04» сентября 2015 года, в котором указано на наличие в действиях ФИО1 и ФИО6 состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП Российской Федерации - нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, выраженного в строительстве капитального объекта, расположенного по адресу: <адрес> в отсутствие разрешения на строительство, предусмотренного статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Разрешение на строительство».

Административный истец считает незаконными и необоснованными действия Управления земельного контроля города Севастополя от 25 августа 2015 года по проведению проверки требований градостроительного законодательства Российской Федерации при проведении внеплановой выездной проверки использования земельного участка в отношении ФИО6 и ФИО1 по адресу: <адрес> на основании приказа начальника Управления земельного контроля города Севастополя № ПР300715068ФЛот 30.07.2015 года, поскольку вышеуказанные действия противоречат Постановлению Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», Закону города Севастополя 119-ЗС от 26.02.2015 года «О земельном контроле города Севастополя», Административному регламенту исполнения Управлением земельного контроля города Севастополя функций по осуществлению земельного контроля, утвержденному Постановлением Правительства города Севастополя от 28.04.2015 года № 345-ПП, ст. ст. 1.6., 23.56, 23.21 КоАП Российской Федерации.

По мнению административного истца, оспариваемая проверка проведена неуполномоченным лицом – Управлением земельного контроля города Севастополя в отсутствие каких-либо оснований, а акт проверки физического лица № ПР040915082ФЛ от «04» сентября 2015 года, составленный по результатам вышеуказанной проверки не может быть использован в качестве надлежащего доказательства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 9.5 КоАП Российской Федерации, как полученный с нарушением закона, в связи с чем, административный истец, уточнив исковые требования просит в судебном порядке: признать незаконными действия Управления земельного контроля города Севастополя от «25» августа 2015 года по проверке требований градостроительного законодательства Российской Федерации при проведении внеплановой выездной проверки использования земельного участка в отношении ФИО6 и ФИО1 по адресу: <адрес> на основании приказа начальника Управления земельного контроля города Севастополя № ПР300715068ФЛ от 30.07.2015 года; обязать Управление земельного контроля города Севастополя признать недействительным акт проверки физического лица № ПР040915082ФЛ от «04» сентября 2015 года, составленный по результатам проведения внеплановой выездной проверки использования земельного участка в отношении ФИО6 и ФИО1 по адресу: <адрес> на основании на основании приказа начальника Управления земельного контроля города Севастополя № ПР300715068ФЛ от 30.07.2015 года в части указания следующей информации:

«В ходе фактического обследования, проведенного в рамках настоящей проверки, установлено, что на вышеуказанном земельном участке, огражденном забором из профилированного металлического листа, ведутся строительные работы по возведению нового объекта капитального строительства на уровне третьего этажа (фотографии №№ 1, 2, 3, 4). Также на земельном участке находятся: каменный гараж, «вагончик» строителей и строительные материалы (фотографии №№ 5, 6). «Согласно информации, поступившей из Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (далее - Севгосстройнадзор) исх. № 92-03-2818-2650 от 14.08.2015, по адресу; <адрес>, в Севгосстройнадзоре отсутствует информация о наличии разрешительной или декларативной документации, предоставляющей право на выполнение строительных работ по вышеуказанному адресу (копия информационного письма прилагается). «По имеющейся информации Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя разрешение на данные строительные работы не выдавалось. «Вышеизложенное указывает на наличие в действиях гр. ФИО1 и ФИО6 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5. Кодекса об административных правонарушениях РФ «Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию», выраженного в строительстве капитального объекта по <адрес> в отсутствие разрешения на строительство, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса РФ «Разрешение на строительство». «Однако, согласно Отчета осмотра земельного участка № ОТ-0008/07-15 от 29.07.2015 по адресу: <адрес>, на момент осмотра вышеуказанного земельного участка 15.06.2015 производились строительные работы капитального объекта на уровне второго надземного этажа (копия отчета прилагается)». «Таким образом, на момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимого имущества: жилого дома, площадью 144,7 кв.м., и нежилого здания (летней кухни-сарая), площадью 78,1 кв.м., на земельном участке по адресу: <адрес>, фактически не существовало». «На месте указанных объектов недвижимого имущества: жилого дома, площадью 144,7 кв.м., и нежилого здания (летней кухни-сарая), площадью 78,1 кв.м., на земельном участке по адресу: <адрес>, самовольно ведется строительство объекта капитального строительства на уровне третьего этажа. Точное назначение указанного объекта капитального строительства, возводимого на земельном участке по адресу: <адрес>, установить не представилось возможным». «Таким образом, на основании изложенного, объект капитального строительства, возводимый на земельном участке, предназначенном для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), по адресу: <адрес>, принадлежащем гр. ФИО1 и ФИО6, в отсутствие необходимого разрешения на строительство на данном земельном участке, в соответствии с. ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, является самовольной постройкой и, согласно ч. 2 указанной статьи, подлежит сносу силами лица ее создавшего, либо за его счет».

В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, просила в иске отказать, ссылаясь на то, что оспариваемая проверка проведена Управлением земельного контроля города Севастополя в соответствии с требованиями Закона города Севастополя 119-ЗС от 26.02.2015 года «О земельном контроле города Севастополя», Административного регламента исполнения Управлением земельного контроля города Севастополя функций по осуществлению земельного контроля, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 28.04.2015 года № 345-ПП.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проверив обоснованность заявленных истцом требований и обеспеченность их надлежащими средствами доказывания, считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО6 принадлежит право собственности на 11/25 долей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. ФИО1 принадлежит право собственности на 14/25 долей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

«25» августа 2015 года на основании приказа начальника Управления земельного контроля города Севастополя № ПР300715068ФЛ от 30.07.2015 года главным специалистом отдела проверок Управления земельного контроля города Севастополя ФИО2 проведена внеплановая выездная проверка использования земельного участка в отношении ФИО6 и ФИО1 по адресу: <адрес>.По результатам проведенной проверки, Управлением земельного контроля города Севастополя в отношении ФИО6, ФИО1 составлен акт проверки физического лица № ПР040915082ФЛ от «04» сентября 2015 года, в котором указано на наличие в действиях ФИО3 и ФИО2 состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП Российской Федерации - нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, выраженного в строительстве капитального объекта, расположенного по адресу: <адрес> в отсутствие разрешения на строительство, предусмотренного статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Разрешение на строительство».

На основании изложенного, Управлением земельного контроля города Севастополя в акте проверки физического лица № ПР040915082ФЛ от «04» сентября 2015 года сделан вывод о том, что объект капитального строительства, возводимый на земельном участке, предназначенном для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО1 и ФИО6, в отсутствие необходимого разрешения на строительство на данном земельном участке, в соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самовольной постройкой и, согласно части 2 указанной статьи, подлежит сносу силами лица ее создавшего, либо за его счет.

В соответствии с положениями статьи 1 Закона города Севастополя от 26.02.2015 N 119-ЗС «О земельном контроле города Севастополя» земельный контроль на территории города Севастополя - это осуществляемая на основании статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя (далее - уполномоченный орган) по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований, за нарушение которых федеральным законодательством и законодательством города Севастополя предусмотрена административная и иная ответственность.

В силу положений статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль заключается в деятельности органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. При этом, частью 5 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона города Севастополя 119-ЗС от 26.02.2015 года «О земельном контроле города Севастополя» Управление земельного контроля является уполномоченным органом, осуществляющим земельный контроль в городе Севастополе.

В силу положений статьи 3 данного Закона задачами земельного контроля на территории города Севастополя являются: 1) обеспечение соблюдения всеми физическими, юридическими, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований законодательства в целях законного, рационального и эффективного использования земель на территории города Севастополя; 2) предупреждение и выявление нарушений земельного законодательства на территории города Севастополя; 3) пресечение и устранение нарушений земельного законодательства на территории города Севастополя.

Из вышеизложенного следует, что Управление земельного контроля города Севастополя уполномочено законом на выявление, пресечение и устранение исключительно нарушений требований действующего земельного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.

Исходя из изложенного, вопросы контроля и надзора за строящимися объектами, связанные с наличием либо отсутствием каких-либо документов на строящиеся объекты, нарушений требований технической документации и строительных и градостроительных норм и правил, наличия разрешительной документации, отнесены действующим законодательством к полномочиям органов государственного строительного надзора (часть 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела, «25» августа 2015 года Управлением земельного контроля города Севастополя проведена внеплановая выездная проверка использования земельного участка в отношении ФИО6 и ФИО1 по адресу: <адрес>.Вместе с тем, помимо проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства, фактически должностными лицами Управления земельного контроля города Севастополя осуществлены действия, направленные на проверку соблюдения административным истцом требований градостроительного законодательства, а именно: направлены запросы в органы, к компетенции которых относится выдача разрешительной документации на осуществление строительных работ, проведен анализ требований законодательства Украины и Российской Федерации о градостроительной деятельности, в акте проверки физического лица отражен факт строительства капитального объекта на земельном участке в отсутствие разрешительных документов.

Из изложенного следует, что данные действия Управления земельного контроля города Севастополя фактически направлены на проверку соблюдения административным истцом требований градостроительного законодательства, чем превышены полномочия административного ответчика, предоставленные Управлению земельного контроля города Севастополя в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», Законом города Севастополя 119-ЗС от 26.02.2015 года «О земельном контроле города Севастополя».

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела и установлено судом, предметом требований административного истца фактически является оспаривание акта проверки физического лица № ПР040915082ФЛ от «04» сентября 2015 года, составленного по результатам оспариваемой проверки посредством признания незаконности действий должностных лиц органа, осуществляющего публичные полномочия, и оспаривания отраженных в акте результатов проверки, т.е. тех обстоятельств, которые были зафиксированы в акте проверки.

В силу положений статьи 17 КАС Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Характерной чертой ненормативного правового акта органов государственной власти, органов местного самоуправления, возможность обжалования которого в суде предусмотрена вышеприведенной нормой права, является содержание в нем обязательных предписаний (правил проведения), влекущих юридические последствия.

Так, в соответствии с пунктом 3.6.1 Административного регламента исполнения Управлением земельного контроля города Севастополя функций по осуществлению земельного контроля, утвержденному Постановлением Правительства города Севастополя от 28.04.2015 года № 345-ПП по результатам проверки составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства. К акту проверки, при необходимости, прилагаются: акт обмера, материалы фотофиксации, заключения проведенных экспертиз, объяснения специалистов, юридического лица, индивидуальных предпринимателей и физически лиц.на которых возлагается ответственность за выявленное нарушение, а также к шин документов о правах на землю, строения, сооружения, копии нормативных правовых актов и распорядительных документов уполномоченных органов, договоров аренды земельных участков, объяснения заинтересованных лиц, показания свидетелей и другие документы или их копии, связанные с результатом проверки.

Таким образом, акт проверки физического лица № ПР040915082ФЛ от «04» сентября 2015 года Управления земельного контроля города Севастополя не является ненормативным правовым актом, а представляет собой документ, в котором находят отражение результаты по контрольно-надзорным мероприятиям в отношении конкретного физического лица и фиксируются выявленные нарушения.

Следовательно, сам по себе акт проверки Управления земельного контроля города Севастополя не содержит предписаний властного характера, порождающих определенные правовые последствия для административного истца, нарушающих его права и законные интересы, незаконно возлагающих обязанности или создающих препятствия в осуществлении им прав и свобод.

Такими последствиями для административного истца в рассматриваемом случае могут являться: выдача органом предписания, обязывающего его совершить определенные действия в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений; привлечение проверяемого лица к административной ответственности; обращение уполномоченного органа в суд с требованием гражданско-правового характера о понуждении совершить определенные действия. При наступлении таких последствий административный истец не лишен возможности обратиться в суд с требованием об оспаривании ненормативных правовых актов, вынесенных по результатам проверки и уже в рамках рассматриваемых споров заявлять свои доводы относительно нарушения процедуры проведения проверки, несогласия с теми обстоятельствами, которые отражены в акте проверки и выводами, к которым пришел орган по результатам проверки.

Таким образом, поскольку оспариваемый акт проверки не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в суде по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исковые требования ФИО6 не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180КАС Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО6 к Управлению земельного контроля города Севастополя (Севземконтроль) о признании незаконными действий по проведению внеплановой выездной проверки, понуждении признать недействительными результаты проверки– отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.

Решение в окончательной форме изготовлено 09.12.2015 года.

Председательствующий – <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>