ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4888/2021 от 17.12.2021 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

04RS0007-01-2021-009501-14

№ 2а-4888/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2021 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Мотошкина О.В., при секретаре Дамбиевой Д.Ч., рассмотрев административное исковое заявление ПАО «ТГК-14» к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия о признании незаконным и отмене в части акта по выполнению мероприятий по внесению в перечень объектов, относящихся к ограниченным и замкнутым пространствам (ОЗП) «У-УЭК» филиал ПАО «ТГК-14» тепловую камеру,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене в части Акта ... от 20.10.2021 по выполнению Обществом мероприятий по внесению в перечень объектов, относящихся к ограниченным и замкнутым пространствам (ОЗП) «У-УЭК» филиал ПАО «ТГК-14» тепловую камеру УТ-4 в соответствии с Правилами по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах», утвержденных Приказом Минтруда России от 15.12.2020 №902н, организации до начала проведения работы в ОЗП обучения безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП со сроком выполнения до 30.11.2021 г.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с пунктами 4,5 правил об охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утвержденных Приказом от 15.12.2020 №902н работодатель с учетом специфики своей деятельности до начала выполнения работ в ОЗП должен утвердить перечень объектов, относящихся к ОЗП. Работы относятся к работам в ОЗП, если они проводятся на пространственно замкнутом (ограниченном) объекте, не предназначенном для постоянного пребывания в нем работников. Размер этого объекта должен быть достаточным для того, чтобы там полностью поместился работник или работники для выполнения в нем работ, но при этом входы в объект или выходы из объекта являются такими, что затруднен быстрый проход через них работников, а параметры воздухообмена недостаточны для поддержания их дыхания. В Перечень таких объектов включаются, в том числе, отвечающие критериям пункта 4 Правил следующие объекты: трубопроводы, резервуары, емкости, кессон-баки, цистерны, автоцистерны, бетономешалки, грузовые контейнеры, сепараторы, реакторы, охлаждающие камеры с естественной и искусственной тягой, барабаны, фильтры, силосные ямы, колонны, тоннели, колодцы, водостоки, коллекторы сточных вод, отстойники, амбары, дымовые каналы, факельные трубы, печи, отсеки и резервуары судов(в том числе помещений, элементов оборудования), пустые пространства между модульными блоками и внутри опор береговых сооружений, а также пространство над плавающей крышей резервуара, резервуары с открытой крышкой, закрытые помещения, пространства под крышей или полом, буронабивные сваи, конструкции, которые становятся замкнутыми пространствами в процессе производства. Как усматривается из данного перечня, тепловая камера сюда не включена и в случае, если бы тепловые камеры отвечали требованиям отнесения их к ОЗП, соответственно были бы включены в такой перечень наряду с вышеперечисленными объектами.

Работодатель должен выявить опасности, связанные с работой в ОЗП, в частности недостаток кислорода и (или) загазованность воздуха ядовитыми и взрывоопасными газами, что может привести к взрыву, отравлению или ожогам работника (п.6 Правил №902н). Методы оценки рисков определяются работодателем с учетом характера производственной деятельности организации, сложности выполняемых работ, числа работников, одновременно находящихся в ОЗП (п.43 Правил 902н). В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работодателем, в частности, проводится специальная оценка условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (СОУТ) (ч.2 ст.212 ТК РФ).

В рамках СОУТ осуществляется идентификация на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов производственной сферы и трудового процесса и оценка уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч.1 ст.3 ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренные классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.1 ст.10 ФЗ №426-ФЗ).

Однако, недостаточность воздухообмена для поддержания дыхания работников в качестве опасности, связанной с работой в ОЗП результатами проведенной спецоценки не подтверждается. Более того, каких-либо документов, подтверждающих необходимость включения тепловых камер к объектам ОЗП в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах тепловая камера УТ4 размером 2,80 на 3,04, высотой пола до основания люка 4,25, имеющим 2 лестницы для выхода не может являться ограниченным замкнутым пространством. В связи с чем, вывод в акте об отнесении тепловой камеры УТ4 к ОЗП и отсутствию обучения по работе в ОЗП не соответствует нормам права. Для Общества мероприятия по включению названной тепловой камеры являются неисполнимыми. Общество полагает, что мероприятия по включению ОЗП для ПАО «ТГК-14» являются обязательными к исполнению, за неисполнение которых общество может быть привлечено к административной ответственности.

Представитель административного истца Е.В.Пурбуева в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Еркович Т.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указывая на то, по своим параметрам тепловая камера относится к объектам ОЗП.

Заслушав стороны, изучив доводы истца, заслушав специалистов, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 названного Кодекса предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

22 августа 2021 г. произошел несчастный случай со смертельным исходом с работником ПАО «ТГК-14» слесарем по ремонту и оборудованию тепловых сетей 5 разряда Т.О.В.. По результатам расследования несчастного случая комиссией по расследованию несчастного случая составлен Акт ... от 20.10.2021 г., которым постановлено с учетом специфики деятельности внести в перечень объектов, относящихся к ограниченным и замкнутым пространствам (ОЗП) «У-УУЭК» филиал ПАО ТГК-14»тепловую камеру в соответствии с Правилами по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах», утвержденных Приказом Минтруда России от 15.12.2020 №902н, в связи с чем организовать до начала проведения работы в ОЗП обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП.

Общество не согласилось с данным Актом, полагает, что мероприятия по включению в перечень объектов, относящихся к ограниченным и замкнутым пространствам ОЗП тепловую камеру подлежат исключению из состава мероприятий.

Суд не согласен с данной позицией исходя из следующего.

Согласно п.4 Правил об охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утв. Приказом от 15.12.2020 №902 Н, работы относятся к работам в ОЗП, если они проводятся на пространственно замкнутом (ограниченном) объекте, не предназначенном для постоянного пребывания в нем работников. Размер этого объекта должен быть достаточным для того, чтобы там полностью поместился работник или работники для выполнения в нем работ, но при этом вход(ы) в объект или выход(ы) из объекта являются такими, что затруднен быстрый проход через них работников, а параметры воздухообмена недостаточны для поддержания их дыхания.

Согласно п.5 Правил в Перечень 1 включаются, в том числе, отвечающие критериям пункта 4 Правил следующие объекты: трубопроводы, резервуары, емкости, кессон-баки (мягкие топливные баки - идентичные кессон-бакам), цистерны, автоцистерны, бетономешалки, грузовые контейнеры, сепараторы, реакторы, охлаждающие камеры с естественной и искусственной тягой, барабаны, фильтры, силосные ямы, колонны, тоннели, колодцы (в том числе смотровые), водостоки, коллекторы сточных вод, отстойники, амбары, дымовые каналы, факельные трубы, печи, отсеки и резервуары судов (в том числе помещений, элементов оборудования), пустые пространства между модульными блоками и внутри опор береговых сооружений, а также пространство над плавающей крышей резервуара, резервуары с открытой крышкой, закрытые помещения, пространства под крышей или полом, буронабивные сваи, конструкции, которые становятся замкнутыми пространствами в процессе производства.

Объекты ОЗП, вошедшие в Перечень 1 и не являющиеся территориально обособленными (вне огороженной территории организации), должны быть обозначены знаком "ОЗП" (рекомендуемый образец предусмотрен приложением к Правилам). В территориально обособленные ОЗП должен быть ограничен несанкционированный доступ.

Согласно п.6 Правил опасности, связанные с работой в ОЗП, включая следующие типичные опасности, присущие работе в ОЗП:

1) недостаток кислорода и (или) загазованность воздуха ядовитыми и взрывоопасными газами, что может привести к взрыву, отравлению или ожогам работника;

2) особые температурные условия и неудовлетворительный температурный режим (в том числе перепад температур);

3) биологическая опасность;

4) недостаточная освещенность рабочей зоны;

5) чрезмерный шум и вибрация;

6) тяжесть и напряженность трудового процесса;

7) аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;

8) скорость движения воздуха;

9) падение предметов на работников;

10) возможность травмирования при открывании и закрывании крышек люков;

11) повышенная загрязненность и запыленность воздуха ограниченного пространства;

12) повышенная влажность.

Исходя из описания тепловой камеры, представленной истцом как помещение размерами 2,80 на 3,04, с высотой пола до основания люка 4,25, сходной по своим параметрам с колодцами, суд полагает, что тепловая камера относится к объектам ОЗП, поскольку является замкнутым пространством, не предназначенным для постоянного пребывания работников, в котором может полностью поместиться работник или работники, быстрый проход через которую затруднен. Исходя из протоколов измерений, представленных стороной истца, температура в тепловой камере составила 32 градуса, тогда как согласно п.85 Правил 85. принудительная вентиляция должна производиться при температуре воздуха в ОЗП выше 30 °C.

При этом, суд полагает, что перечень объектов ОЗП, перечисленных в п.5 Правил, является открытым и объект может быть отнесен к ОЗП исходя из его характеристик.

При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности представленныесудуматериалы и пояснения сторон, руководствуясь ст.ст.179-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Оставить без удовлетворения административное исковое заявление ПАО «ТГК-14» к Государственной инспекции труда в РБ о признании незаконным и отмене в части Акта ... от 20.10.2021 по выполнению Обществом мероприятий по внесению в перечень объектов, относящихся к ограниченным и замкнутым пространствам (ОЗП) «У-УЭК» филиал ПАО «ТГК-14» тепловую камеру УТ-4 в соответствии с Правилами по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах», утвержденных Приказом Минтруда России от 15.12.2020 №902н, организации до начала проведения работы в ОЗП обучения безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП со сроком выполнения до 30.11.2021 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В.Мотошкина

Копия верна: О.В.Мотошкина

Решение суда в окончательной форме

принято 21 марта 2022 г.