Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 26 февраля 2016 г.
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи С.А. Халаевой
при секретаре А.Ю. Барышниковой,
с участием административного ответчика Марилова Ф.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-488/2016 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Тюменской области к Марилову <данные изъяты> о взыскании налогов,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по Тюменской области (далее по тесту Межрайонная ИФНС России № 6 по Тюменской области) обратилась в суд с административным иском к Марилову Ф.Ф. о взыскании налога в размере 8389 рублей.
Требования обосновывают тем, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 числится задолженность по транспортному налогу за 2011-2013 гг. в размере 8389 рублей. Согласно сведениям из МОГТО АМТС и РЭР ГИБДД УМВД России по <адрес>, органами Гостехнадзора и другими органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств на имя должника зарегистрированы транспортные средства. На основании ст.ст. 360, 361, 362, 363 Налогового кодекса РФ и <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге» административному ответчику Марилову Ф.Ф. исчислен транспортный налог за 2011-2013 года в сумме 8389 рублей, направлены налоговые уведомления.
Сумма налога исчисляется: за 2011 год на автомобиль грузовой КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак У669АК72, мощностью 210 л.с. в размере 10237,50 руб.; на автомобиль легковой ВАЗ 21053, государственный регистрационный знак №, мощностью 71.40 л.с. в размере 714 руб.; на автомобиль легковой DAEWOO NEXIA GLE, государственный регистрационный знак № мощностью 85.00 л.с. в размере 850 руб.; на прочие самоходные ТС, машины и механизмы на гусеничном ходу Т-25, государственный регистрационный знак № мощностью 24,50 л.с. в размере 612,50 руб. Транспортный налог за 2011 г. по всем транспортным средствам составил 12414 рублей.
За 2012 год на автомобиль грузовой КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак № мощностью 210 л.с. в размере 13650 руб.; на прочие самоходные ТС, машины и механизмы на гусеничном ходу Т-25, государственный регистрационный знак 5875ТМ72, мощностью 24,50 л.с. в размере 612,50 руб. Транспортный налог за 2012 г. по всем ТС составил 14262,50 руб.
За 2013 год на автомобиль грузовой КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак №, мощностью 210 л.с. в размере 13650 руб.; на прочие самоходные ТС, машины и механизмы на гусеничном ходу Т-25, государственный регистрационный знак 5875ТМ72, мощностью 24,50 л.с. в размере 612,50 руб. Транспортный налог за 2013 г. по всем ТС составил 14262,50 руб.
В установленный законом срок транспортный налог Марилов Ф.Ф. не уплатил в сумме 1564 руб. за 2011 г., в сумме 3412,50 за 2012 г., в сумме 3412,50 руб. за 2013 год. Налоговым органом выставлено требование Марилову Ф.Ф. на сумму налога в размере 8389 руб., в котором было предложено уплатить сумму налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени должник сумму налога не уплатил.
В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просил дело рассматривать в их отсутствие.
Административный ответчик Марилов Ф.Ф. в судебном заседании с административным иском не согласился, суду пояснил, что налоговые уведомления об уплате транспортного налога получал ежегодно, все налоги оплачивал своевременно, в сроки установленные законом и налоговым уведомлением. После получения требований об уплате налога в 2015 году обратился в налоговый орган и представил все квитанции, подтверждающие оплату транспортного налога, но затем получил судебный приказ о взыскании налога и снова обратился к ответчику, предоставив документы, подтверждающие оплату налогов. Заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Суд, заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенными в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Транспортный налог на основании статьи 356 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Пункт 1 ст. 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налоговые ставки по правилам п. 1 ст. 361 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Пунктом 3 ст. 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 2 ст. 2 Закона Тюменской области от 19.11.2002 № 93 «О транспортном налоге» предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами уплачивают налог, причитающийся к уплате за налоговый период не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что Марилов Ф.Ф. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области.
За 2011 год ответчику был исчислен налог на автомобиль грузовой КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак №, мощностью 210 л.с. в размере 10237,50 руб.; на автомобиль легковой ВАЗ 21053, государственный регистрационный знак №, мощностью 71.40 л.с. в размере 714 руб.; на автомобиль легковой DAEWOO NEXIA GLE, государственный регистрационный знак №, мощностью 85.00 л.с. в размере 850 руб.; на прочие самоходные ТС, машины и механизмы на гусеничном ходу Т-25, государственный регистрационный знак 5875ТМ72, мощностью 24,50 л.с. в размере 612,50 руб. Транспортный налог за 2011 г. по всем транспортным средствам составил 12414 рублей. На адрес ответчика было направлено налоговое уведомление об обязанности уплатить транспортный налог в размере 10850 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, также направлено налоговое извещение (л.д. 30-31). Ответчиком транспортный налог в предъявленной сумме был оплачен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается чек-ордером № (л.д.31об).
За 2012 год ответчику был исчислен налог на автомобиль грузовой КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак №, мощностью 210 л.с. в размере 13650 руб.; на прочие самоходные ТС, машины и механизмы на гусеничном ходу Т-25, государственный регистрационный знак № мощностью 24,50 л.с. в размере 612,50 руб. Транспортный налог за 2012 г. по всем ТС составил 14262,50 руб. На адрес ответчика было направлено налоговое уведомление об обязанности уплатить транспортный налог в размере 10850 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, также направлено налоговое извещение (л.д. 32-33). Ответчиком транспортный налог в предъявленной сумме был оплачен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается чек-ордером № (л.д.33об).
За 2013 год ответчику был исчислен налог на автомобиль грузовой КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак №, мощностью 210 л.с. в размере 13650 руб. 50 коп; на прочие самоходные ТС, машины и механизмы на гусеничном ходу Т-25, государственный регистрационный знак №, мощностью 24,50 л.с. в размере 612,50 руб. Транспортный налог за 2013 г. по всем ТС составил 14263 руб. На адрес ответчика было направлено налоговое уведомление об обязанности уплатить транспортный налог в размере 10850 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, также направлено налоговое извещение (л.д. 34-35). Ответчиком транспортный налог в предъявленной сумме был оплачен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается чек-ордером № (л.д.35об).
В силу ч.2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно ст. 70 НК РФ при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
18 ноября 2014 года Межрайонная ИФНС России № 6 по Тюменской области составлен документ о выявлении у ответчика недоимки по транспортному налогу в размере 19239 руб. (л.д. 11).
24 ноября 2014 года истцом на адрес ответчика направлено требование № 40649 об уплате выявленной недоимки по транспортному налогу в размере 8389 руб. в срок до 12.01.2015, что подтверждается требованием (л.д. 6-7) и реестром почтовых отправлений (л.д. 8).
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате недоимки ответчиком не исполнено, что не оспаривалось им в судебном заседании.
Согласно ч.3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
ДД.ММ.ГГГГ Заместителем начальника Межрайонная ИФНС России № 6 по Тюменской области принято решение о взыскании с Марилова Ф.Ф. недоимки по транспортному налогу в размере 8389 руб. (л.д. 9-10).
Таким образом, решение о взыскании недоимки с ответчика Марилова Ф.Ф. было вынесено с нарушением, установленного законом срока, сведений о направлении указанного решения ответчику суду не представлено.
Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Тюменского судебного района Тюменской области от 23.07.2015 отменен судебный приказ от 14.07.2015 о взыскании с Марилова Ф.Ф. недоимки по транспортному налогу за 2013 год в размере 8389 руб.
С административным исковым заявлением истец обратился в Тюменский районный суд Тюменской области 11 января 2016 года (л.д. 2).
Согласно ч.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Поскольку из представленных материалов дела и объяснений ответчика судом установлено, что все уведомления об оплате транспортного налога, направляемые в адрес ответчика им исполнялись в установленный законом срок и в полном объеме, вины ответчика в образовании недоимки по транспортному налогу судом не установлено, суд считает возможным применить к требованиям общий срок исковой давности три года и приходит к выводу, что по требованиям о взыскании недоимки за 2011 год срок исковой давности истек ДД.ММ.ГГГГ, следовательно исковые требования в части взыскания с ответчика недоимки по транспортному налогу за 2011 год в размере 1564 руб. удовлетворению не подлежат.
В остальной части исковые требования подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца должна быть взыскана недоимка по транспортному налогу за 2012 и 2013 годы согласно представленному расчету, в размере 6825 руб., так как представленный истцом расчет налога ответчиком не оспорен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3, 44-46, 48, 69, 70, 361-363 Налогового кодекса РФ, 59, 62, 150, 286, 290, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Марилова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Тюменской области недоимку по транспортному налогу за 2012 и 2013 годы в размере 6825 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Судья (подпись) С.А. Халаева
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2016 года.
Копия верна.