ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-488/2018 от 01.06.2018 Ефремовского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2018 года с. Архангельское

Каменский район Тульская область

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Мамоновой М.Н.,

при секретаре Куценко С.Г.,

с участием административного истца – помощника Тульского природоохранного прокурора Рогонова Н.Е., действующего на основании доверенности, административного ответчика – представителя МУП «Водотеплосети» Каменского района по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-488/2018 по административному иску Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию «Водотеплосети» Каменского района о признании деятельности по водопользованию в целях сброса сточных вод в водный объект – <данные изъяты> незаконным,

у с т а н о в и л:

Тульский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к МУП «Водотеплосети» Каменского района о признании деятельности по водопользованию в целях сброса сточных вод в водный объект – <данные изъяты> Каменского района Тульской области незаконным, указывая, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка требований законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, при осуществлении хозяйственной деятельности МУП «Водотеплосети».

В соответствии с Уставом МУП «Водотеплосети», утвержденным постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, целью создания Предприятия является получение прибыли и удовлетворения общественных потребностей, организация работ по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилого и нежилого фонда района.

В ходе проверки установлено, что предприятие осуществляет эксплуатацию очистных сооружений <адрес>, производительностью 700 м3/сут. У МУП «Водотеплосети» имеется решение о предоставлении водного объекта – <данные изъяты> в пользование, зарегистрировано в государственном водном реестре от ДД.ММ.ГГГГ за .

Согласно пп. 11 п. 2.3 указанного решения о предоставлении водного объекта в пользование, максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать установленных решением концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, в частности, БПК полн.-3 мг/л, ион аммония – 0,5 мг/л, железо общее – 0,1 мг/л, нитрит ионы – 0,08.

В соответствии с отчетом МУП «Водотеплосети», поступившим в Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, исх. , в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ результатов количественного химического анализа природных и сточных вод ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО МУП «Водотеплосети» осуществлялся сброс сточных вод с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, установленного пп.11 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ за по следующим веществам: БПК полн. 21,8 – превышение в 7,2 раз; ион аммония 5,9 – превышение в 11,8 раза; железо общее 0,12 – превышение в 1,2 раза; нитрит ионы 0,2 – превышение в 2,5 раза.

Таким образом, прокурором установлено, что МУП «Водотеплосети» в четвертом квартале 2017 года осуществляло водопользование с целью сточных вод в водный объект – <данные изъяты> с нарушением условий, установленных пп. 11 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ за .

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В ходе проведенной проверки установлено, что у МУП «Водотеплосети» отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект – <данные изъяты>.

По результатам проверки Тульским природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ руководителю МУП «Водотеплосети» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства. Данное представление прокурора рассмотрено, удовлетворено, по результатам рассмотрения 1 должностное лицо предприятия привлечено к дисциплинарной ответственности. Фактически ответ на представление не содержит сведений об удовлетворении требований прокурора в части получения Предприятием разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект - <данные изъяты>.

Кроме того, прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении должностного лица МУП «Водотеплосети».

Постановлением начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природоиспользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо МУП «Водотеплосети» - ФИО 1 привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере рублей.

В соответствии с предоставленной Управлением Росприроднадзора по Тульской области информацией от ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Водотеплосети» в Управление за получением разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект на выпуск в <данные изъяты> не обращалось.

Таким образом, тульский природоохранный прокурор полагает, что МУП «Водотеплосети» осуществляет самовольное пользование <данные изъяты> в целях сброса сточных вод, что влечет прямое нарушение интересов Российской Федерации как собственника водных объектов.

Осуществление МУП «Водотеплосети» деятельности по сбросу сточных вод в <данные изъяты> в отсутствие вышеуказанной разрешительной документации, ведет к бесконтрольному использованию водных объектов, опасности причинения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурору предоставлены полномочия обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, в конкретном случае – сброс сточных вод без разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект влечет прямое нарушение интересов Российской Федерации как собственника водных объектов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 39, п. 3 ч. 1 ст. 124 КАС РФ, Тульский природоохранный прокурор просит суд: признать деятельность МУП «Водотеплосети» по водопользованию в целях сброса сточных вод в водный объект – <данные изъяты> в отсутствие разрешения на право пользования водными объектами (<данные изъяты>), что может повлечь загрязнение водных объектов, незаконной; обязать МУП «Водотеплосети» получить разрешение на право пользования водным объектом <данные изъяты> в установленном законодательством порядке в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца – помощник Тульского природоохранного прокурора Рогонов Н.Е. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенном в административном иске.

Представитель административного ответчика МУП «Водотеплосети» Каменского района по доверенности ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, однако полагала, что из-за тяжелого финансового положения МУП «Водотеплосети» получить разрешение на право пользования водным объектом <данные изъяты> в установленном законодательством порядке в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу будет затруднительно.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно нормам Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально- экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Названным федеральным законом предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами РФ, данным Федеральным законом, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Таким образом, только лишь при соблюдении требований природоохранного законодательства и законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения возможно обеспечить гарантированное Конституцией РФ право каждого человека на благоприятную среду обитания.

Согласно п.4 ч. 1 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии с п. 19 статьи1. Водного кодексаРФ сточные воды – воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Частью 5 ст. 5 Водного кодекса РФ установлено, что реки являются водотоками и относятся к поверхностным водным объектам. Такие водные объекты в соответствии с ч.1 ст. 8 Водного кодекса РФ находятся в федеральной собственности. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены водным законодательством.

В соответствии с ч. 2, ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе для сброса сточных вод и (или) дренажных вод; предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.

В силу ст. 39 Водного кодекса РФ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.

Статьей 44 Водного кодексаРФ определено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных действующим Водным кодексом РФ. В силу статьи 9, п. 2 ч. 2 статьи11Водного кодекса РФ использование водных объектов для указанной цели допускается только на основании решения уполномоченного органа.

Порядок получения решения установлен статьями22,23Водного кодекса РФ, п. 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 844. Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта РФ.

Юридическое лицо, заинтересованное в получении в пользование водного объекта в целях сброса сточных вод, обращается в исполнительный орган государственной власти с соответствующим заявлением с обоснованием цели и срока водопользования. Исполнительный орган рассматривает представленные заявителем документы, в том числе, на предмет соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства, а также определяет условия использования водного объекта.

Согласно п. 10,11 данных Правил к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод юридическим лицом прилагаются документы, в составе которых должна присутствовать информация о намечаемых заявителем мероприятиях по охране водного объекта, о размере и источниках средств, необходимых для их реализации, а также сведения о наличии аппаратуры для контроля качества сбрасываемых сточных вод.

Судом установлено, что в соответствии с Уставом МУП «Водотеплосети» Каменского района, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Каменский район от ДД.ММ.ГГГГ, целью создания Предприятия является получение прибыли и удовлетворения общественных потребностей, организация работ по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилого и нежилого фонда района.

В ходе проверки, проводимой Тульской природоохранной прокуратурой в отношении МУП «Водотеплосети» Каменского района, установлено, что указанное предприятие осуществляет эксплуатацию очистных сооружений <адрес>, производительностью 700 м3/сут. У МУП «Водотеплосети» имеется решение о предоставлении водного объекта – <данные изъяты> в пользование, зарегистрировано в государственном водном реестре от ДД.ММ.ГГГГ за .

Согласно пп. 11 п. 2.3 указанного решения о предоставлении водного объекта в пользование, максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать установленных решением концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, в частности, БПК полн.-3 мг/л, ион аммония – 0,5 мг/л, железо общее – 0,1 мг/л, нитрит ионы – 0,08.

В соответствии с отчетом МУП «Водотеплосети» Каменского района, поступившим в Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, исх. , в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ результатов количественного химического анализа природных и сточных вод ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО МУП «Водотеплосети» осуществлялся сброс сточных вод с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, установленного пп.11 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ за по следующим веществам: БПК полн. 21,8 – превышение в 7,2 раз; ион аммония 5,9 – превышение в 11,8 раза; железо общее 0,12 – превышение в 1,2 раза; нитрит ионы 0,2 – превышение в 2,5 раза.

Следовательно, в судебном заседании установлено, что МУП «Водотеплосети» Каменского района в четвертом квартале 2017 года осуществляло водопользование с целью сточных вод в водный объект – <данные изъяты> с нарушением условий, установленных пп. 11 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ за .

В соответствии с предоставленной Управлением Росприроднадзора по Тульской области информацией от ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Водотеплосети» в Управление за получением разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект на выпуск в <данные изъяты> не обращалось.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что МУП «Водотеплосети» осуществляет самовольное пользование <данные изъяты> в целях сброса сточных вод, что влечет прямое нарушение интересов Российской Федерации как собственника водных объектов, поскольку ведет к бесконтрольному использованию водных объектов, опасности причинения вреда окружающей среде.

Таким образом, деятельность МУП «Водотеплосети» по водопользованию в целях сброса сточных вод в водный объект – <данные изъяты> в отсутствие разрешения на право пользования водными объектами является незаконной.

При таких обстоятельствах, у суда имеется достаточно оснований для возложения на МУП «Водотеплосети» обязанности получить разрешение на право пользования водным объектом <данные изъяты> в установленном законодательством порядке в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. При этом указанный выше срок суд находит достаточным для надлежащего исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию «Водотеплосети» Каменского района о признании деятельности по водопользованию в целях сброса сточных вод в водный объект – <данные изъяты> незаконным удовлетворить.

Признать незаконным деятельность муниципального унитарного предприятия «Водотеплосети» Каменского района по водопользованию в целях сброса сточных вод в водный объект – <данные изъяты>.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Водотеплосети» Каменского района получить разрешение на право пользования водным объектом <данные изъяты> в установленном законодательством порядке в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 05.06.2018.

Председательствующий М.Н. Мамонова