№2а-488/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 19 марта 2021 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Партанской Г.С.,
с участием административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2,
представителя административного ответчика- Администрации Боровичского муниципального района ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Боровичского муниципального района о признании незаконными решений, принятых по уведомлениям о согласовании публичных мероприятий,
установил:
ФИО1 обратился в Боровичский районный суд с указанным административным иском ( увеличив требования в ходе рассмотрения дела), в обоснование указал, что подал уведомления о намерении провести два публичных мероприятия в форме пикетирования группой граждан в количестве 30 человек, по адресу: <...> (около памятника Пушкину А.С.), если нет возможности предоставления указанного места, то по адресу: <...> (около здания «Теремок»), целью которых является требование прекращения преследования лиц по политическим мотивам, поддержка политических заключенных, а также обеспечение соблюдения свободы слова и избирательных прав граждан: 13 февраля 2021 с 13-00 до 15-00, если нет возможности предоставления указанного времени, то с 15-00 до 17-00, и 14 февраля 2021 с 13-00 до 15-00, если нет возможности предоставления указанного времени, то с 15-00 до 17-00. Административный ответчик отказал в согласовании проведения публичных мероприятий, направив ответы за исходящими № 269, № 270.
В качестве причины отказа административным ответчиком были указаны основания, не предусмотренные законом,- отсутствие возможности в представленном уведомлении определить точное место и время заявленного публичного мероприятия. Кроме того, административный ответчик необоснованно предложил изменить место проведения публичного мероприятия, и провести его на территории площади 1 Мая, не ближе 50 метров к зданию МБУК «Центр культурного развития Боровичи». При этом административный ответчик не приводит веских доводов, каким именно образом публичное мероприятие в форме пикетирования с количеством участников 30 человек помешает функционированию транспортной или пешеходной инфраструктуры в указанном в уведомлении месте.
Предоставление административному ответчику в приведенных уведомлениях конкретных альтернативных мест и времени согласования проведения публичных мероприятий обусловлено исключительно тем, что ранее поданные истцом уведомления о проведении публичного мероприятия неоднократно отклонялись Администрацией по причине того, что в заявленное время и заявленном месте им уже согласовывалось проведение различных уличных акций, по уведомлениям, поданным накануне муниципальным ресурсным центром поддержки добровольчеств «РRОдвижение» в четырех случаях из четырех.
16 марта 2021 года административным истцом были поданы Административному ответчику четыре уведомления о намерении провести публичные мероприятия в форме пикетирования группой граждан в количестве 30 человек, целью которых является требование прекращения преследования лиц по политическим мотивам, поддержка политических заключенных, а также обеспечение соблюдения свободы слова и избирательных прав граждан, по адресу: <...>: 20 марта 2021 г. с 13-00 до 15-00 и с 15-00 до 17-00, 21 марта 2021 г. с 13-00 до 15-00 и с 15-00 до 17-00.
Административный ответчик отказал в согласовании проведения публичного мероприятия, направив ответы за исходящими № 548, 549, 550, 551.
В качестве причины отказа ответчиком было указано на то, что 15.03.2021 поступило обращение № 544 от муниципального ресурсного центра поддержки добровольчества о проведении 20-21 марта 2021 г. с 12-00 до 17-00 по адресу: <...> молодежной патриотической акции, посвященной празднованию присоединения Крыма к России.
Основания, приведенные ответчиком, не предусмотрены законом как основания для отказа в согласовании публичных мероприятий.
Административный истец считает решения Администрации Боровичского муниципального района незаконными, нарушающими его право как гражданина Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Ссылаясь на положения ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ФИО1 просит признать незаконными решения Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области об отказе в согласовании публичных мероприятий 13 февраля 2021 г., 14 февраля 2021 г., 20 марта 2021 г., 21 марта 2021 г., содержащиеся в ответах от 09.02.2021 г. за исходящими номерами 269 и 270, от 16 марта 2021 г. за исходящими номерами 548,549,550,551, а также взыскать с Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и 20000 руб. по оплате услуг представителя.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали, просили удовлетворить, дополнительно пояснили, что нарушения прав истца носят системный характер, его согласие на проведение пикетов в местах, предложенных Администрацией района, является вынужденным, и не следует рассматривать как восстановление прав, поскольку его лишили возможности провести публичное мероприятие в запланированном им месте. Полагает, что в том случае, если Администрацией действительно согласовывались иные мероприятия в заявленное им время в том же месте, следовало установить очередность их проведения.
Представитель административного ответчика - Администрации Боровичского муниципального района ФИО3 заявленные требования не признала, указав, что в нарушение ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в уведомлении о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой граждан 13.02.2021 и 14.02.2021г. не содержалось четкой информации о времени и месте проведения публичного мероприятия. Административному истцу было предложено провести публичное мероприятие по адресу: г. Боровичи, территория площади 1 Мая, не ближе 50 метров к зданию МБУК ЦКР, поскольку это место определено Постановлением Правительства Новгородской области №309 от 24.10.2013 года как единое специально отведенное или приспособленное для коллективного обсуждения общественно-значимых вопросов и настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. 11 февраля 2021 года административным истцом в адрес Администрации Боровичского муниципального района направлено уведомление о проведении публичного мероприятия 14 февраля 2021 года с 13.00 до 15.00 в предложенном Администрацией Боровичского муниципального района месте. Таким образом, административный истец реализовал свое конституционное право на свободу собраний, что подтверждается информацией, находящейся в общем доступе для неопределенного круга лиц. Ответы на уведомления истца о проведении публичных мероприятий 20 и 21 марта 2021 г. также содержат предложения провести их на площади 1 Мая, поскольку Администрацией уже было согласовано проведение молодежной патриотической акции в эти же дни, также на ул. Коммунарная, 51. ФИО1 дал свое согласие на проведение пикета 20 марта 2021 г. на площади 1 Мая. Полагает, что ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском, оспаривая решения от 09 февраля 2021 года, за пределами срока, предусмотренного ч.4 ст.219 КАС РФ, поскольку ответ на уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой граждан направлен административному истцу по его просьбе 10.02.2021 года по электронной почте. Таким образом, о содержании ответа на уведомление административному истцу стало известно 10.02.2021 года. Административное исковое заявление подписано и направлено в адрес административного ответчика 04.03.2021, то есть за пределами установленного срока. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с обоснованием уважительности причин пропуска административным истцом не представлено.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).
На обеспечение реализации указанного конституционного права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя названный выше закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование исключительно вопросов, касающихся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, и только в случаях, предусмотренных данным законом (часть 1 статьи 1 указанного закона).
Федеральный законодатель, определяя публичное мероприятие как открытую, мирную, доступную каждому акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств, выделяет пять его форм: собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование (пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ), указывает, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников этого публичного мероприятия, а условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы исключительно федеральными законами (часть 1 статьи 8).
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона № 54-ФЗ при проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Требования к содержанию уведомления о проведении публичного мероприятия также изложены в ст. 7 указанного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, 09.02.2021 г. в Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области ФИО1 поданы два уведомления о намерении провести 13 и 14 февраля 2021 года с 13-00 до 15-00, а если нет возможности предоставления указанного времени, то с 15-00 до 17-00 публичного мероприятия в форме пикетирования группой граждан в количестве 30 человек, целью которых является требование прекращения преследования лиц по политическим мотивам, поддержка политических заключенных, а также обеспечение соблюдения свободы слова и избирательных прав граждан, по адресу: <...> (возле памятника Пушкину А.С.), если нет возможности предоставления указанного места, то по адресу: <...> (возле здания «Теремок»).
Ответами от 09 февраля 2021 года №269, №270 Администрация Боровичского муниципального района уведомила ФИО1 о том, что в связи с отсутствием в уведомлениях о проведении публичного мероприятия четкой информации о времени и месте проведения публичного мероприятия, Администрация Боровичского муниципального района не имеет возможности согласовать заявленное публичное мероприятие. Одновременно с этим, Администрация Боровичского муниципального района предложила провести публичное мероприятие на территории площади 1 Мая, не ближе 50 метров к зданию МБУК «Центр культурного развития Боровичи», определенной Постановлением Правительства Новгородской области №309 от 24.10.2013 года как единое специально отведенное или приспособленное для коллективного обсуждения общественно-значимых вопросов и настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно- политического характера место на территории Новгородской области. Заявителю предложено в срок до 14.02.2021 года сообщить о принятии, либо непринятии предложения об изменении места проведения заявленного пикета.
11 февраля 2021 административным истцом в адрес Администрации направлено уведомление о проведении публичного мероприятия 14 февраля 2021 года с 13.00 до 15.00 в предложенном Администрацией Боровичского муниципального района месте, в связи с чем, распоряжением Администрации 11.02.2021 года №43-рз назначен уполномоченный представитель при проведении пикетирования группой граждан.
16.03.2021 г. в Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области ФИО1 поданы четыре уведомления о намерении провести публичные мероприятия в форме пикетирования группой граждан в количестве 30 человек, целью которых является требование прекращения преследования лиц по политическим мотивам, поддержка политических заключенных, а также обеспечение соблюдения свободы слова и избирательных прав граждан, по адресу: <...>, 20 марта 2021 г. с 13-00 до 15-00 и с 15-00 до 17-00, 21 марта 2021 г. с 13-00 до 15-00 и с 15-00 до 17-00.
Ответами от 16 марта 2021 года №548,549, 550, 551 Администрация Боровичского муниципального района уведомила ФИО1, что 20-21 марта 2021 г. с 12.00 до 17.00 ею согласовано проведение молодежной патриотической акции по адресу: <...>. Одновременно с этим, со ссылкой на постановление Правительства Новгородской области №309 от 24.10.2013 года, ФИО1 предложено провести публичное мероприятие на территории площади 1 Мая, не ближе 50 метров к зданию МБУК «Центр культурного развития Боровичи».
Согласно ст.12 Федерального закона №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в том числе довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Предлагаемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи иное конкретное место проведения публичного мероприятия должно соответствовать необходимым условиям, позволяющим реализовать заявленные цели проведения публичного мероприятия.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Постановлением Правительства Новгородской области от 24.10.2013 г. № 309 на территории Боровичского муниципального района специально отведенным для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера определена территория площади 1 Мая не ближе 50 метров к зданию муниципального бюджетного учреждения культуры «Центр культурного развития «Боровичи».
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 9 Постановления от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого, в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие в другом месте.
Определение места проведения мероприятия и согласование его с органами местного самоуправления не ограничивает его участников на свободу выражения и формирования своего мнения, установленные законодательством Российской Федерации, а также статьями 9, 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Организаторы публичного мероприятия должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.
В рассматриваемом случае, органом местного самоуправления предусмотренная законом обязанность по предложению заявителю альтернативного места проведения мероприятия, позволяющего реализовать цели планируемого мероприятия, исполнена, с соблюдением установленных сроков организатору предложено место, определенное постановлением Правительства Новгородской области, и создающее возможность проведения публичного мероприятия, обеспечивающее достижение его социально-политических целей. При этом, из представленных административным ответчиком материалов следует, что ранее ФИО1 15 марта 2021 года в Администрацию обратился ресурсный центр поддержки добровольчества с уведомлением о проведении 20-21 марта с 12 до 17 часов по адресу: ул. Коммунарная, 51 патриотической акции, посвященной празднованию присоединения Крыма к России.
Административным истцом не приведено причин, по которым предложенное Администрацией района альтернативное место проведения мероприятия не соответствует достижению поставленных организатором целей планируемого мероприятия и его социально-политическому значению. Ссылки на то, что участникам пикетов неудобно добираться до площади 1 Мая, суд находит несостоятельными, поскольку площадь находится в густонаселенной части г. Боровичи, в непосредственной близости от остановок общественного транспорта, имеет место для парковки личного транспорта.
Доводы истца о том, что иные мероприятия в заявленном им месте 13 и 14 февраля 2021 г. фактически не проводились, не могут быть приняты во внимание, поскольку законодательством не установлено безусловное право организатора на проведение публичного мероприятия в том месте, которое ему представляется наиболее адекватным по своему общественно-политическому значению.
Таким образом, судом установлено, что действия административного ответчика не противоречат положениям Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и не ограничивают административному истцу свободу собраний и выражения, гарантированные ст. 31 и 29 Конституцией РФ и ст. 11 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом, материалами дела подтверждается, что пикетирование, запланированное ФИО1 14 февраля 2021 года, по предложению Администрации было им проведено на площади 1 Мая, такое же согласие дано истцом и на пикетирование 20 марта 2021 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из представленного Администрацией Боровичского муниципального района Журнала регистрации отправляемых документов, предложения об изменении места проведения пикетирования, содержащиеся в ответах № 269 и № 270 от 09 февраля 2021 г., были направлены ФИО1 электронной почтой 10 февраля 2021 г., что вопреки доводам административного истца свидетельствует об исполнении обязанности использовать все доступные средства связи и доставки, позволяющие в кратчайшие сроки довести содержание предложения до сведения организатора публичного мероприятия с фиксацией факта получения соответствующей информации адресатом (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что самостоятельным основанием для отказа ФИО1 в удовлетворении административного иска о признании незаконными решений, принятых по его уведомлениям о согласовании публичных мероприятий 13 и 14 февраля 2021 г., является пропуск срока для судебной защиты, предусмотренный ч. 4 ст. 219 КАС РФ.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленный ФИО1 административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Боровичского муниципального района о признании незаконными решений от 09.02.2021 №269 и № 270, принятых по уведомлениям о согласовании публичных мероприятий 13 и 14 февраля 2021 г., решений от 16 марта 2021 г. № 548,549,550, 551, принятых по уведомлениям о согласовании публичных мероприятий 20 и 21 марта 2021 г., взыскании судебных расходов- отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд, через Боровичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Судья: Е.М. Кудрявцева
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2021 года