ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-488/2023 от 15.11.2023 Дудинского районного суда (Красноярский край)

84RS0004-01-2023-000530-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2023 года г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи А.А. Калмыкова,

при секретаре Симоновой Е.С.,

с участием прокурора Богданова Д.С.,

административного ответчика – капитана морского порта Дудинка Григоренко Е.В.,

представителя административного ответчика ФГУП «Росморпорт» Козлова Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-488 по иску Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к капитану морского порта Дудинка и ФГУП «Росморпорт» о возложении обязанности обеспечить безопасность объекта транспортной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Норильский транспортный прокурор, выступая в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Дудинский районный суд с иском к капитану морского порта Дудинка о возложении обязанности обеспечить безопасность объекта транспортной инфраструктуры, указывая на то, что акватория морского порта Дудинка является объектом транспортной инфраструктуры с реестровым номером МАП-65 от 22.12.2020 года, не подлежащим категорированию, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 года № 1651 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию» и приказом Минтранса от 28.08.2020 года № 331. В силу п.п.3 п.5 указанных Требований капитан морского порта во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морском порту, обязаны образовать и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также в нарушение внутриобъектового и пропускного режимов. Однако, указанные меры в морском порту Дудинка не организованы. Планом обеспечения транспортной безопасности предусмотрено в течение 6 месяцев приложить к нему положение о сформированном подразделении транспортной безопасности (в случае его формирования), а в случае привлечения ФГУП «Росморпорт» стороннего подразделения транспортной безопасности к плану прикладывается копия договора с данным подразделением транспортной безопасности о защите акватории морского порта от актов незаконного вмешательства. В состав дежурной смены такого подразделения включаются работник, руководящий работой подразделения, работники, включенные в состав группы быстрого реагирования (не менее 2-х человек в смену), работники, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (не менее 1 человека в смену), а также транспортное средство, позволяющее силами обеспечения транспортной безопасности своевременно реагировать на возникшие угрозы и осуществлять периодическое патрулирование границ и территорий объекта транспортной инфраструктуры. Однако до настоящего времени мер по созданию подразделений транспортной безопасности не принято, что свидетельствует о формальном отношении к требованиям действующего законодательства, ненадлежащим взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морском порту, как следствие снижают уровень защищенности объекта транспортной инфраструктуры. Представление прокурора относительно указанных нарушений, оставлено без исполнения. Учитывая, что допущенные нарушения безопасности являются существенными, создают угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортной инфраструктуры, интересам личности, общества и государства в сфере транспортной безопасности, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут находится на объекте транспортной безопасности в момент незаконного вмешательства, административный истец просит возложить на капитана морского порта Дудинка обязанность в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с Планом обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Дудинка образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры - акватории морского порта Дудинка, подразделения транспортной безопасности, включающего в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режима (т.1 л.д.4-7).

В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве административного соответчика привлечено ФГУП «Росморпорт» (т.1 л.д.118-119), в качестве заинтересованного лица – Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) (т.2 л.д.31).

В судебном заседании прокурор Богданов Д.С. заявленные исковые требования полностью поддержал по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик – капитан морского порта Дудинка Григоренко Е.В. в судебном заседании с иском не согласился, поддержав ранее поданные в суд письменные возражения (т.1 л.д.80-82), а также пояснения представителя Сарсакова В.О. в судебном заседании от 24.10.2023 года (т.2 л.д.21-30) о том, что исходя из положений п.4 ч.1ст.1, ч.2 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности», п. 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года № 371, капитан морского порта Дудинка не является надлежащим ответчиком по делу, так как планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждает Росморречфлот, реализация данного плана возложена на капитана морского парта во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морских портах (каковым является Росморречфлот самостоятельно, либо через подведомственную организацию – ФГУП «Росморпорт», Мурманский филиал которого осуществляет деятельность, в том числе в морском порту Дудинка) в сроки, предусмотренные Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 N 1651, а именно утвержденный план реализуется поэтапно в течение 2 лет с даты утверждения результатов оценки уязвимости акватории морского порта, за исключением оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляемого в течение 3 лет с указанной даты. Заключение об утверждении оценки уязвимости акватории морского порта Дудинка № 58-ОО(А) утверждено Росморречфлотом 01.07.2021 года. Уставом ФГУП «Росморпорт» предусмотрено, что предприятие принимает участие в обеспечении транспортной безопасности акватории морских портов, в том числе оказывает услуги по обеспечению транспортной безопасности акватории порта, за что взымает соответствующий сбор. В соответствии с пп.2 п.15 Плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденного заместителем руководителя Росморречфлота, ФГУП «Росморпорт» обязано в течение 6 месяцев с даты утверждения плана образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, включающего в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режима. Пунктом 4.2 Поручения Росморречфлота от 30.10.2020 года № АП-38/13081, ФГУП «Росморпорт» поручено сформировать и оснастить группы из числа работников подразделения транспортной безопасности. Срок исполнения поручения истек 25.12.2022 года, срок исполнения Плана ОТБ (два года с момента издания заключения об оценки уязвимости) также истек 02.07.2023 года. С целью устранения нарушений действующего законодательства в части исполнения Плана ОТБ, капитаном морского порта Дудинка в адрес Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» направлялись предложения по практической реализации Плана. Письмом от 18.05.2023 года № 109-05-2023 капитан морского порта Дудинка уведомил Росморречфлот о том, что План ОТБ не исполняется, просил оказать содействие в понуждении ФГУП к исполнению Плана. Таким образом, обязанность выполнения требуемых истцом действий возложена на Мурманский филиал ФГУП «Росморпорт».

Представитель административного ответчика ФГУП «Росморпорт» Козлов Е.Н., принимая участие в судебном заседании, административные исковые требования не признал, поддержав ранее представленные возражения (т.1 л.д.124-129), из которых следует, что ФГУП «Росморпорт» не согласно с позицией капитана морского порта Дудинка, о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии с уставными видами деятельности ФГУП «Росморпорт» осуществляет определенную деятельность по техническому наблюдению за акваторией морского порта Дудинка в целях удовлетворения потребностей капитана морского порта Дудинка в получении информации об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства для выполнения им своей функции по информированию уполномоченных в области безопасности федеральных органов исполнительной власти. Во исполнение приказа Росморречфлота от 25.06.2015 года № 71, приказа ФГУП «Росморпорт» от 07.07.2015 № 420 и распоряжения Росморречфлота от 20.11.2015 №СГ-380-р соответчик принял от ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» передвижной пост технического наблюдения, созданный на базе автомобиля повышенной проходимости и оснащенный инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Дудинка в соответствии с актом от 28.05.2015 года. Мурманским филиалом ФГУП «Росморпорт» сформирован штат работников, объединенных в отдел технического наблюдения за акваторией в составе 26 штатных единиц, из которых 5 штатных единиц предусмотрены для наблюдения за акваторией морского порта Дудинка. В соответствии с Законом «О морских портах в Российской Федерации», приказа ФАС от 03.12.2019 года № 1588/19, ФГУП «Росморпорт» взимает сбор транспортной безопасности, который предполагает плату за обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта и включает в себя обеспечение работы комплексов инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности в морских портах. К расходам по данной услуге относится: содержание инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности, содержание служб инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности, прочие расходы, связанные с оказанием данной услуги. Данный вид деятельности является убыточным для ФГУП «Росморпорт». Несмотря на это, ФГУП «Росморпорт» сформировал и оснастил группу из числа работников подразделения транспортной безопасности, специально оснащенную, мобильную, круглосуточно выполняющую свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности акватории морского порта для исполнения капитанами морских портов законодательно установленной обязанности по предотвращению, прекращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акваториях морских портов. В соответствии с протокольным решением по итогам совещания в Росморречфлоте, разработано и 29.01.2016 утверждено Положение о структурном подразделении транспортной безопасности Филиала для акватории морского порта Дудинка. Сформированное структурное подразделение транспортной безопасности включает в себя группу из числа работников подразделений транспортной безопасности Филиала. Создание данного подразделения подтверждается Положением о структурном подразделении транспортной безопасности акватории морского порта Дудинка, утвержденным филиалом 29.01.2016 и направленным капитану морского порта Дудинка. В настоящее время действует Положение о структурном подразделении в редакции от 28.02.2023 года, так как 27.10.2022 года были конкретизированы требования к составу группы. По результатам подготовки и аттестации издан приказ «О назначении работников Мурманского филиала в состав структурного подразделения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры …». Сформированная группа оснащена специальными средствами, в числе которых наручники и резиновые палки. В соответствии с Законом «О транспортной безопасности» порядок обеспечения защиты объектов транспортной инфраструктуры определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта. Капитан морского порта Дудинка, в соответствии со ст. 9 Закона «О транспортной безопасности» разработал план обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Дудинка. ФГУП «Росморпорт» выполняет требования утвержденного Плана, в части его полномочий, не вступающих в противоречие с действующим законодательством и в рамках поручений Росморречфлота. Таким образом, ФГУП «Росморпорт» своевременно и в полном объеме выполняет свои функции. Вместе с тем, при разработке капитаном морского порта Дудинка Плана транспортной безопасности, не были учеты большая часть рекомендаций и замечаний ФГУП «Росморпорт», а положения Плана существенно отличаются от ранее направлявшихся в адрес капитана порта проектов оценки уязвимости. К существенным замечаниям относятся неисполнение капитаном порта решений совещания Росморречфлота от 17.02.2021 года № АЛ-19 в части установления границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – акватории морского порта Дудинка, которые совпадают с границами акватории и ограничены береговой линией, что создает условия для беспрепятственного доступа посторонних лиц в зону транспортной безопасности. Таким образом, в отсутствие инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности и контрольно-пропускных пунктов на границах зоны транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности такого объекта не представляется возможным. Кроме того, внесенные в Постановления Правительства от 25.12.2021 года № 2485 изменения, вступившие в силу 01.09.2022 года, требуют проведения дополнительной оценки уязвимости, а также внесение корректировки в план обеспечения транспортной безопасности морского порта Дудинка. В настоящее время работы по проведению дополнительной оценки уязвимости капитаном морского порта не ведутся. Кроме того, представитель указывает на то, что решения Росморречфлота от 30.10.2020 года, от 17.02.2021 года, от 02.11.2021 года об использовании для защиты акваторий возможностей ФГУП «Росморпорт» в пределах существующих подразделений транспортной безопасности, не исключают возможности капитана морского порта Дудинка выполнить пп.3 п.5 Требований, а именно сформировать собственное подразделение транспортной безопасности или привлечь на основании договора подразделение ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти. В то время как ФГУП «Росморпорт» выполняет поручения Росморречфлота за счет собственных средств в интересах капитанов морских портов, не являясь при этом субъектом транспортной инфраструктуры в отношении акваторий морских портов. С учетом изложенного, представитель административного соответчика просит отказать Норильскому транспортному прокурору в удовлетворении иска к ФГУП «Росморпорт».

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Из представленного суду письменного отзыва по существу рассматриваемого делу следует, что в соответствии с требованиями законодательства об обеспечении транспортной безопасности, был утвержден План обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Дудинка и вместе с заключением об его утверждении письмом Росморречфлота от 07.07.2022 года № УТБ-2194 направлен капитану морского порта Дудинка. Росморречфлотом организована работа по реализации капитаном морского порта Дудинка и ФГУП «Росморпорт» указанного плана, в рамках чего издано поручение от 30.10.2020 года № АП-38/13081, где указаны мероприятия, проведение которых поручено администрациям морских портов, капитанами морских портов и ФГУП «Росморпорт» (т.2 л.д. 45-48).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1 ст.10 Закона РФ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 08.11.2007 года, установлено, что капитан морского порта осуществляет возложенные на него настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту.

Согласно ст.11 Закона РФ № 261-ФЗ, капитан морского порта, в числе прочих, выполняет функции обеспечения безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему; обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта.

В соответствии с ч.5 ст.15 Закона РФ № 261-ФЗ установлено, что защита морских терминалов и акваторий морских портов от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством РФ о транспортной безопасности.

Пунктом 10 ч.1 ст.1 Закона РФ «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от 09.02.2007 года установлено, что под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

При этом, согласно пп «г» п.5 ч.1 ст.1 Закона РФ № 16-ФЗ, в целях применения указанного Закона, акватории морских портов отнесены к объектам транспортной инфраструктуры.

Частью 1 ст.8 Закона РФ № 16-ФЗ установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с Приложением к Приказу Минтранса РФ № 331 от 28.08.2020 года, акватории морских портов отнесены к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию по видам транспорта.

Распоряжением Росморречфлота от 07.05.2010 N АД-107-р (ред. от 12.05.2015) "О внесении сведений о морском порте Дудинка в Реестр морских портов Российской Федерации" морской порт Дудинка внесен в Реестр морских портов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера А-5, площадь его акватории составляет 30,22 кв.км.

В соответствии с реестром объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по виду транспорта, акватории морского порта Дудинка присвоен № МАП-65 (т.2 л.д.75-76).

Таким образом, акватория морского порта Дудинка является объектом транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию по видам транспорта, и подпадает под действие Закона о транспортной безопасности.

Частью 1 ст.4 Закона РФ № 16-ФЗ установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

В соответствии с абз.13 ст.76 Кодекса торгового мореплавания РФ, на капитана морского порта возлагаются обязанности по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта.

Аналогичные обязанности капитана морского порта установлены пп.11 п.15 Положения о капитане морского порта, утвержденного Приказом Минтранса РФ № 447 от 09.11.2022 года.

При этом, в соответствии с пп.30 п.16 Положения о капитане морского порта, капитан порта обеспечивает реализацию планов обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта.

Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 N 1651 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию" (далее – Требования).

В соответствии с пунктом 4 Требований они являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, в том числе капитанами морских портов в отношении акваторий морских портов.

Согласно пп.3 п.5 Требований, капитан морского порта во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морском порту, обязан, в числе прочего, образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящими требованиями, подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Согласно пункта 6 Требований, капитан морского порта во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морских портах, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 указанного документа, обязан, в числе прочего:

- обеспечить проведение оценки уязвимости акватории морского порта, представление результатов ее проведения в Федеральное агентство морского и речного транспорта, а также устранение замечаний Федерального агентства морского и речного транспорта (при их наличии) в течение 3 месяцев с даты вступления в силу настоящего документа, в отношении функционирующей акватории морского порта;

- на основании утвержденных результатов оценки уязвимости акватории морского порта в течение 3 месяцев с даты ее утверждения разработать и представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта план обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта (далее - план объекта транспортной инфраструктуры);

- реализовать утвержденный план объекта транспортной инфраструктуры поэтапно в сроки, установленные планом объекта транспортной инфраструктуры, в течение 2 лет с даты утверждения результатов оценки уязвимости акватории морского порта, за исключением оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляемого в течение 3 лет с указанной даты. Реализацию плана объекта транспортной инфраструктуры осуществлять во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морском порту.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений законодательства, капитан морского порта является лицом, на которого возложены обязанности по обеспечению проведения оценки уязвимости акватории морского порта, на основании которой он обязан разработать и представить для утверждения план обеспечения транспортной безопасности акватории порта. В рамках реализации указанного плана (составленного на основании оценки уязвимости акватории) капитан порта обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры соответствующие подразделения транспортной безопасности.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года № 371, Росморречфлот является органом государственной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере. Росморречфлот осуществляет свою деятельность непосредственно или через подведомственные организации. (п.1, п.4 Общих положений).

Организация и обеспечение эффективного использования федерального имущества в морских портах возложена на ФГУП «Росморпорт», что следует из пп.1 п. 2.2 Устава ФГУП «Росморпорт», утвержденного распоряжением Росморречфлота № АП-506-Р от 06.11.2020 года.

В соответствии с п.п. 48, 53, 57 п. 2.2 Устава ФГУП «Росморпорт», учреждение принимает участие в обеспечении транспортной безопасности акватории морских портов, в том числе оказывает услуги по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта; разрабатывает планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, осуществляет деятельность по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (т.1 л.д.151-158).

Из представленных суду материалов дела следует, что Федеральным агентством морского и речного транспорта, 01.07.2021 года выдано заключение об утверждении оценки уязвимости акватории морского порта Дудинка (т.1 л.д.240).

05.07.2022 года, Руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта утвержден План обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Дудинка.

В соответствии с указанным Планом одним из этапов обеспечения транспортной безопасности является образование (формирование) и (или) привлечение для защиты объекта транспортной инфраструктуры, подразделения ФГУП «Росморпорт», включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режима.

Указанные мероприятия подлежат реализации в течение 6 месяцев с даты утверждения Плана (т.2 л.д.18).

Таким образом, положения Плана ОТБ подлежали реализации до 05.01.2023 года.

При этом, в соответствии с п.7.5 Плана (стр.42), Подразделение транспортной безопасности должно включать в себя группы из числа работников подразделения транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию (далее – ГР) на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зонах транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

На основании утвержденных результатов оценки уязвимости, в составе дежурной смены ПТБ ОТИ предусмотреть: - работника ПТБ, руководящего выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ; - работников ПТБ, включенных в состав ГР – не менее 2-х человек в смену; - работников ПТБ, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности – не менее 1-го человека в смену; - транспортное средство, позволяющее силам ОТБ своевременно реагировать на возникшие угрозы в отношении ОТИ/ПС и осуществлять периодическое патрулирование границ и территории ОТИ/ПС (т.2 л.д.93).

В соответствии с п.3.2 поручения Росморречфлота от 30.10.2020 года № АП-38/13081 капитанам морских портов поручено осуществить проведение мероприятий по формированию структурных подразделений транспортной безопасности, подготовке и аттестации лиц, принимаемых для выполнения работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности (т.2 л.д.68-69).

Несмотря на указанные требования законодательства и принятых в его исполнение ведомственных актов ненормативного характера, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком – капитаном морского порта исчерпывающие меры, направленные на создание и функционирование соответствующего подразделения транспортной безопасности, в морском порту Дудинка, не приняты.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Сторонами в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о разработке капитаном порта Положения о подразделении транспортной безопасности ОТИ акватории морского порта Дудинка (т.1 л.д.100-101, 102-110), а также направление им писем в адрес руководства Федерального агентства морского и речного транспорта по вопросу понуждения ФГУП «Росмотрпорт» к исполнению Плана ОТБ в части создания подразделения ТБ (т.1 л.д.111-112).

Также, из представленных суду документов следует, что на основании приказов Росморречфлота № 71 от 25.06.2015 года (т.1 л.д.134-135), ФГУП Росморпорт № 420 от 2015 года (т.1 л.д.136-138) были приняты меры по передаче в хозяйственное ведение инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Дудинка (т.1 л.д.139-142, 143-144). Также, ФГУП «Росморпорт» утверждено положение об отделе технического наблюдения за акваторией морского порта Дудинка (т.1 л.д.145-150), сформирован состав данного отдела (т.1 л.д.165-178). Помимо этого, Мурманским филиалом ФГУП «Росморпорт» 28.11.2021 года утверждено Положение о структурном подразделении транспортной безопасности акватории морского порта Дудинка, основной функцией которого является ведение технического наблюдения в секторах обзора с использованием технических средств обеспечения транспортной безопасности акватории и иных средств наблюдения, установленных на акватории и информирование капитана порта о выявленных признаках и угрозах на акватории (т.1 л.д.184-186, 196-197). 17.07.2023 года, Директором Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» также утверждено Положение о структурном подразделении транспортной безопасности Мурманского филиала ФГУП Росморпорт объекта транспортной инфраструктуры «Акватория морского порта Дудинка» (т.1 л.д.228-232).

При этом, несмотря на принятие всех указанных документов, из представленных суду доказательств и пояснений сторон следует, что фактически подразделение транспортной безопасности в полной мере отвечающее требованиям, установленным Планом обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Дудинка, не создано, непосредственно на объекте транспортной инфраструктуры, в морском порту Дудинка, отсутствует (находится в г.Мурманск).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Норильским транспортным прокурором исковых требований.

Анализ вышеприведенных нормативных-правовых актов также позволяет суду прийти к выводу о том, что именно капитан морского порта Дудинка является лицом, на которого возложена обязанность по реализации Требований обеспечения транспортной безопасности, именно он является лицом, обязанным к выполнению Требований № 1651.

Обсуждая вопрос об установлении капитану морского порта сроков устранения выявленных нарушений, суд отмечает, что в соответствии с абз.3 п.2 ч.6 Требований № 1651 реализация плана обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в течение двух лет с даты утверждения результатов оценки уязвимости акватории морского порта. Тем самым, такой срок наступил 01.07.2023 года. Планом ОТБ установлен срок для реализации задач по формированию или привлечению структурного подразделения ТБ – 6 месяцев с даты утверждения Плана.

Учитывая отсутствие порядка взаимодействия соответчиков по реализации утвержденного плана, разрешение спора относительно полномочий каждого из ответчиков настоящим решением, суд полагает необходимым установить срок исполнения такой обязанности капитаном морского порта Дудинка в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к капитану морского порта Дудинка и ФГУП «Росморпорт» о возложении обязанности обеспечить безопасность объекта транспортной инфраструктуры, удовлетворить частично.

Возложить на капитана морского порта Дудинка обязанность в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу в соответствии с Планом обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Дудинка образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры - акватории морского порта Дудинка, подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режима.

В удовлетворении административных исковых требований к ФГУП «Росморпорт» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы, а прокурором – представления, через Дудинский районный суд.

Судья А.А.Калмыков

Мотивированное решение суда изготовлено 24 ноября 2023 года.