Производство № 2а-4895/2023
УИД 28RS0004-01-2023-005146-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Мухина Е.О.,
при секретаре Былиновой А.Е.,
с участием представителя административного истца – Министерства здравоохранения Амурской области – Староверовой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Амурской области к специализированному отделению судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебному приставу-исполнителю СОСП по ИОВИД УФССП Росси по Амурской области Стефановой Надежде Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от исполнительного сбора,
установил:
Министерство здравоохранения Амурской области (Министерство) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в обоснование указав, что Министерство является должником по исполнительному производству от 29.08.2022 года № 26961/22/28025-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа ФС № 027950750 от 02.08.2022 года, выданного Благовещенским городски судом по делу 2-721/2020. Предметом исполнения является возложение на Министерство обязанности по обеспечению софинансирования мероприятий по устранению ГБУЗ АО «Свободненская больница» указанных в решении требований санитарного законодательства. Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Стефановой Н.А. на Министерство был наложен исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей. Полагает, что со стороны Министерства отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок. До сентября 2022 года в Министерство не поступали обращения от ГБУЗ АО «Свободненская больница» о необходимости выделения денежных средств для исполнения решения Свободненского городского суда. На запрос Министерства от 19.09.2022 года № 03-8894 об исполнении решения Свободненского городского суда по делу 2-721/2020 о необходимости устранения нарушений требований санитарного законодательства в зданиях ГБУЗ АО «Свободненская больница» получен ответ о мероприятиях, проведенных медицинской организацией во исполнение решения суда, а также впервые сообщено о необходимости выделения средств из областного бюджета на проведение работ по разработке проектно-сметной документации для выполнения капитального ремонта объектов, указанных в решении Свободненского городского суда по делу 2-721/2020.
Постановлением Правительства Амурской области от 24.01.2022 N 73 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Амурской области, субсидий на иные цели (далее - Порядок). Согласно пп. 2 п. 1.3 Порядка, субсидия предоставляется учреждениям в целях проведения капитального ремонта объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением. В соответствии с подпунктами 2,7 п. 2.2 Порядка, учреждение, заинтересованное в получении субсидии, представляет в Министерство перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектную ведомость, предварительную смету расходов, расчет стоимости проектных работ, разработанный и (или) согласованный ГКУ АО «Строитель» - в случае предоставления субсидии на цели, предусмотренные подпунктами 2, 10, 13, 14, 30, 34, 41 пункта 1.3 Порядка. Письмом от 21.09.2022 года № 133 ГБУЗ АО «Свободненская больница» направило в Министерство информацию о необходимости выделения денежных средств. По результатам рассмотрения Министерство письмом от 29.09.2022 года № 02/2-9246 сообщило ГБУЗ АО «Свободненская больница» о необходимости направления полного пакета документов, подтверждающих заявленный объем денежных средств для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации. После поступления документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выделении субсидии на иные цели Министерством в адрес министерства финансов Амурской области направлено обращение о согласовании предложения по использованию остатка субсидии на выполнение государственного задания, доведенного в том числе до ГБУЗ АО «Свободненская больница». До настоящего времени результаты рассмотрения обращения в Министерство не поступили. Полагает, что судебным приставом-исполнителем преждевременно приняты меры ответственности в отношении Министерства.
На основании вышеизложенного просит освободить Министерство об взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя от 03.11.2022 года № 28025/22/176285, возбужденного на основании исполнительного документа ФС № 027950750.
В судебном заседании представитель административного истца – Министерства здравоохранения Амурской области – Староверова З.А. на требованиях административного искового заявления настаивала в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного искового заявления извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, определил, рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением Свободненского городского суда Амурской области от 9 июня 2020 года по делу № 2-721/2020 на ГБУЗ АО «Свободненская больница» возложена обязанность в срок до 31.12.2021 года устранить нарушения требований п.8.8, Раздел 8, Глава I, п.6.4, Раздел 6, Глава I, п. 5.1, Раздел 5, Глава I, п. 14.2, п.14.3, Раздел 14, Глава I СанПиН 2.1.32630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.4.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, а именно: в клинико-диагностической лаборатории (СПИД лаборатории) заменить мебель с дефектами на новую; в патологоанатомическом отделении, где по роду деятельности используется гидроксибензоз (фенол), формальдегид и обнаружены превышения ПДК, оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением; на пищеблоках в ОСП ГБУЗ АО «Свободненская больница» Нижне-Бузулинская участковая больница, на пищеблоке над плитой, и в ОСП ГБУЗ АО «Свободненская больница» Костюковская участковая больница, над моечными раковинами для мытья кухонной и столовой посуды, а также в зоне приготовления пищи над электрическими плитами, оборудовать локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (вытяжной зонт); в прививочном кабинете и в клинической лаборатории ОСП Нижне-Бузулинская участковая больница, а также в прививочном кабинете, клинической лаборатории ОСП Климоуцевская участковая больница оборудовать централизованные сети водоснабжения и канализования.
Кроме того, данным решением на Министерство здравоохранения Амурской области возложена обязанность по обеспечению софинансирования мероприятий по устранению ГБУЗ АО «Свободненская больница» указанных в настоящем решении требований санитарного законодательства.
Решение суда вступило в законную силу 10 августа 2020 года.
29 августа 2022 года на основании исполнительного листа серии ФС № 027950750 судебным приставом-исполнителем СОСП по ИОВИД УФССП по Амурской области ИА возбуждено исполнительное производство № 26961/22/28025-ИП в отношении Министерства.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа (пункт 2 постановления).
Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей как с должника-организации. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (пункт 3 постановления).
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства № 26961/22/28025-ИП поступила в адрес должника (Министерства) 6 сентября 2022 года, что подтверждает соответствующих штамп входящей корреспонденции Министерства (л.д. 81). В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», требования исполнительного документа в добровольном порядке должны были быть исполнены должником в срок до 13 сентября 2022 года включительно, чего сделано не было.
В ответе на постановление о возбуждении исполнительного производства от 01.11.2022 года № 03-10258 Министерством было сообщено о том, что до сентября 2022 года в Министерство не поступали обращения о необходимости выделения денежных средств для исполе6ниня решения суда от ГБУЗ АО «Свободненская больница». Письмом от 21.09.2022 года № 133 ГБУЗ АО «Свободненская больница» направило в Министерство информацию о необходимости выделения денежных средств. Письмом от 29.09.2022 года № 02/2-9246 Министерство сообщило ГБУЗ АО «Свободненская больница» о необходимости направления полного пакета документов, подтверждающих заявленный объем денежных средств для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации. В настоящее время Министерством совместно с ГБУЗ АО «Свободненская больница» проводятся мероприятия по определению объема средств, необходимого для устранения нарушений санитарного законодательства в соответствии с решением суда.
Требованием судебного пристава-исполнителя Стефановой Н.А. установлен срок для исполнения решения суда – до 30 января 2023 года. Кроме того, судебным приставом-исполнителем было вынесено предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, полученное должником 02.03.2023 года.
3 ноября 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем СОСП по ИОВИД УФССП России по Амурской области Стефановой Н.А. вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Министр здравоохранения Амурской области Леонтьева С.Н. ознакомлена с данным постановлением 02.03.2023 года.
01.03.2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено требование об исполнении требований исполнительного документа до 13.03.2023 года. В ответ на данное требование Министерство сообщило о том, что после определения объема средств, необходимых для осуществления софинансирования ГБУЗ АО «Свободненская больница» мероприятий, указанных в решении Свободненского городского суда по делу 2-721/2020 Министерством направлено обращение в министерство финансов Амурской области о согласовании предложения по использованию остатка субсидии на выполнение государственного задания, доведенного в том числе до ГБУЗ АО «Свободненская больница». О результатах должник обязался сообщить дополнительно.
11.05.2023 года судебным приставом-исполнителем было вновь вынесено требование об исполнении требований исполнительного документа, в срок до 22.05.2023 года, в ответ на которое Министерство сообщило о выполнении обязанности произвести финансовое обеспечение ГБУЗ АО «Свободненская больница» в соответствии с решением Свободненского городского суда по делу 2-721/2020.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по ИОВИД от 16.05.2023 года исполнительное производство № 26961/22/28025-ИП окончено.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа административный истец ссылается на положения Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), на Постановление Правительства Амурской области от 24.01.2022 года № 73, а также на то обстоятельство, что ГБУЗ АО «Свободненская больница» до сентября 2022 года не обращалось с вопросом о необходимости выделения денежных средств для исполнения решения суда. Письмо о необходимости выделения денежных средств на указанные цели было направлено 21.09.2022 года.
Пунктом 1.1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает порядок определения объема и условия предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Амурской области, субсидий на иные цели.
Субсидия предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета - министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству на предоставление субсидии (п. 1.2).
Цели предоставления субсидии определены п 1.3 Порядка. Пунктом 2.2 Порядка закреплен перечень документов, предоставляемых учреждением, заинтересованным в получении субсидии, в министерство.
Министерством было направлено обращение в адрес министерства финансов Амурской области о согласовании предложения по использованию остатка субсидии после поступления от ГБУЗ АО «Свободненская больница» необходимого пакета документов. В то же время обязательство, неисполненное Министерством в установленный срок, возникло на основании, как было указано выше, решения Свободненского городского суда Амурской области от 9 июня 2020 года по делу № 2-721/2020, к участию в котором, как следует из копии данного решения, Министерство было привлечено в качестве соответчика, то есть было осведомлено о возложении на него соответствующей обязанности до возбуждения исполнительного производства. Кроме того, как установлено судом (л.д. 72) ГБУЗ АО «Свободненская больница» до вынесения решения суда регулярно направляло в Министерство заявки на выделение дополнительного финансирования для укрепления материально-технической базы учреждения, однако не все обращения ГБУЗ АО «Свободненская больница» удовлетворены в полной мере.
21 марта 2023 года Свободненским городским судом было рассмотрено заявление ГБУЗ АО «Свободненская больница» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу 2-721/2020. При рассмотрении данного заявления судом было установлено, что учреждением в Министерство неоднократно направлялись обращения на дополнительное выделение средств областного бюджета на разработку проектно-сметной документации по установке (оборудованию) систем приточно-вытяжной вентиляции на объектах ГБУЗ АО «Свободненская больница». Очередное обращение направлено 24.09.2022 года. 29.09.2022 года Министерство впервые направило ответ на обращение о необходимости предоставления сметных расчетов стоимости работ на разработку и изготовление проектной и сметной документации на прове6дение капитального ремонта в зданиях больницы.
Из вышеприведенного следует, что Министерство с момента вынесения решения суда по делу 2-721/2020, зная об обязанности, возложенной данным решением, не принимало мер для уточнения объема финансирования, необходимого для исполнения решения суда, а также какие-либо иные меры, направленные на исполнение решения суда, доказательств обратного суда не представлено.
В материалах исполнительного производства № 26961/22/28025-ИП, доказательствах, представленных административным истцом, не имеется соответствующих доказательств о невозможности исполнить решение суда в установленный срок, когда такие доказательства необходимо представить должнику в обоснование отсутствия своей вины в силу закона.
Анализируя представленные в материалах дела доказательства, судом усматривается, что Министерством не было представлено доказательств принятия всех зависящих от нее мер в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 26961/22/28025-ИП от 29 августа 2022 года в срок для добровольного исполнения (то есть до 13 сентября 2022 г.). При получении копии постановления о возбуждении исполнительного производства 06.09.2022 года, ответ, содержаний разъяснения причин неисполнения требований исполнительного документа, был направлен Министерством лишь 01.11.2022 года. При этом Министерством не приведено уважительных причин, объективно препятствующих исполнению требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
По смыслу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
При таких обстоятельствах, оснований для освобождения Министерства от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 26961/22/28025-ИП или снижения его размера не имеется, в связи с чем административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Обстоятельств, связанных с имущественным положением должника, а также иных существенных обстоятельств, позволяющих суду уменьшить размер исполнительного сбора, суд также не находит.
Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Министерства здравоохранения Амурской области к специализированному отделению судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебному приставу-исполнителю СОСП по ИОВИД УФССП Росси по Амурской области Стефановой Надежде Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от исполнительного сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по ИОВИД УФССП Росси по Амурской области Стефановой Н.А. от 3 ноября 2022 г. в ходе исполнительного производства № 26961/22/28025-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.О. Мухин
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2023 г.