ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4898/19 от 29.01.2020 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-544/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 января 2020г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Иванова Д.Н.

при секретаре Лабазовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г.Смоленску к Котову Егору Анатольевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу,

установил:

ИФНС России по г.Смоленску обратилась в суд с административным иском к Котову Е.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017г. в сумме 65 000 руб., указав, что административный ответчик, являясь в соответствующий налоговый период собственником зарегистрированного транспортного средства, не выполнил установленную законом обязанность по уплате в бюджет соответствующих налоговых платежей и в срок установленный в требованиях налогового органа об уплате взыскиваемых денежных сумм данные требования в добровольном порядке не исполнил.

В судебном заседании представитель ИФНС России по г.Смоленску Шамаев А.П. требования поддержал.

Административный ответчик Котов Е.А. и его представитель Гращенкова Т.А. требования не признали, ссылаясь на несоблюдение административным истцом досудебного порядка рассмотрения спора, т.к. налоговое уведомление и требование об уплате налога направлялись через личный кабинет налогоплательщика, в то время как заявление о доступе к личному кабинету Котов Е.А. не подписывал. Кроме того ссылались на продажу административным ответчиком в 2017 транспортного средства, по которому начислен транспортный налог.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Исходя из положений п.п.1, 6 ст.45 НК РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст.ст.357-358, 360, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, к числу которых относятся, в частности, гидроциклы. Налоговым периодом признается календарный год. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

По сведениям налогового органа, административный ответчик в 2017 являлся собственником гидроцикла <данные изъяты>, заводской номер , регистрационный номер

Налоговым органом за 2017 исчислен транспортный налог за указанное транспортное средство в сумме 65 000 руб., указанный в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Котова Е.А. направлено требование об уплате транспортного налога до 18.01.2019.

В указанный срок требование ответчиком не исполнено.

Частью 2 ст.286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

По правилам п.п.1-3 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела усматривается, что определением мирового судьи судебного участка №8 г.Смоленска от 19.06.2019 отменен выданный этим же мировым судьей по заявлению административного истца от 05.04.2019 судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Котова Е.А. упомянутой выше недоимки по транспортному налогу, тогда как с упомянутым выше административным иском ИФНС России по г.Смоленску обратилась в Ленинский районный суд г.Смоленска 28.10.2019.

Таким образом, установленные п.п.2, 3 ст.48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ сроки обращения в суд налоговым органом не пропущены – административный истец в установленный 6-месячный срок, исчисляемый с указанного в требовании дня - ДД.ММ.ГГГГ, обратился к мировому судье с заявлением о взыскании с Котова Е.А. соответствующей недоимки, и в 6-месячный срок после отмены выданного по указанному заявлению судебного приказа обратился в Ленинский районный суд г.Смоленска с упомянутым административным иском.

Оценивая доводы возражений административного ответчика, суд исходит из следующего.В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с абзацами 3 и 4 пункта 2 статьи 11.2 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика на момент возникновения спорных правоотношений осуществлялся в соответствии с Приказом ФНС России от 30 июня 2015 года N ММВ-7-17/260@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (далее – Порядок).

Для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика (по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами). Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль (п.9, 10 Порядка).

При первом входе в личный кабинет налогоплательщика налогоплательщику необходимо сменить первичный пароль.

Первичный пароль действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика. В случае, если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется.

Формирование личного кабинета налогоплательщика осуществляется в автоматическом режиме в течение трех рабочих дней с момента регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика независимо от способа его регистрации (п.19 Порядка).

Из представленных документов следует, что формирование личного кабинета налогоплательщика Котова Е.А. произведено по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого выдана регистрационная карта.

Согласно представленной распечатки страницы интернет-браузера личного кабинета Котова Е.А. в этот же день ДД.ММ.ГГГГ личный кабинет был зарегистрирован, произведена смена первичного пароля.

Доводы ответчика о том, что он заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика не подавал, личным кабинетом не пользовался, не могут быть приняты во внимание.

Так, из материалов дела видно, что ответчик является собственником не только гидроцикла <данные изъяты>, но и других транспортных средств: <данные изъяты>, в отношении которых налоговым органом также начислен транспортный налог, а также плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее расчет исчисленных налогов в отношении всего перечисленного имущества, было передано в электронной форме через личный кабинет Котова Е.А.

Отсутствие недоимки по данным налогам наряду с пояснениями представителя административного истца подтверждает их полную уплату, за исключением транспортного налога за гидроцикл, по указанному налоговому уведомлению и последующему требованию, а, соответственно, правомерность действий налогового органа в период подключения и позже к личному кабинету.

Кроме того, первоначально в судебном заседании 16.01.2020 Котов Е.А. не оспаривал факт регистрации в личном кабинете, указывая на то, что им не пользовался, пароля не знает и не может зайти в личный кабинет.

Также административный ответчик не оспаривал тот факт, что указанный в личном кабинете e-mail <данные изъяты> принадлежит ему.

В своей совокупности указанные факты свидетельствуют о том, что последующее оспаривание ответчиком регистрации личного кабинета направлено на уклонение от выполнения налоговой обязанности.

Сведений о том, что ответчик обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Таким образом, процедура взыскания транспортного налога соблюдена: налоговые уведомления и требования об уплате налога направлены в адрес ответчика с соблюдением положений статей 11.2, 52, 69, 70 Налогового кодекса РФ.

Расчет транспортного налога ответчиком не оспаривается, недоимка по налогам не погашена, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Что касается доводов административного ответчика о том, что транспортное средство было им продано в 2017, то как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358 НК РФ), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О, от 26 апреля 2016 года N 873-О и др.).

Таким образом, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 НК РФ), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах, что в рассматриваемом случае имело место лишь в 2019г.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с учетом разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 177, 178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ИФНС России по г.Смоленску удовлетворить.

Взыскать с Котова Егора Анатольевича, проживающего по адресу: <адрес><адрес> пользу ИФНС России по г.Смоленску с зачислением в соответствующий бюджет недоимку по транспортному налогу в сумме 65 000 руб.

Взыскать с Котова Егора Анатольевича госпошлину в доход бюджета г.Смоленска в размере 2 150 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Председательствующий Д.Н. Иванов

Решение в окончательной форме изготовлено 05.02.2020г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0002-01-2019-006318-73

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-544/2020 (2а-4898/2019;) ~ М-4527/2019