Дело №2а-489/2020
УИД 44RS0006-01-2020-000654-81
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Галич Костромской области «14» августа 2020 года
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.В.
с участием помощника Галичского межрайонного прокурора Воронина Д.В.
при секретаре Жуковой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галичского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: https://all.click/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva-1.60264, https://konvo.link/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva.87917, https://russia-detka.ru/threads/falshivye-rubli-falshivye-kupjury-falshivye-dengi-kupit-falshivye-dengi.11226, https://crime-foto.ru/threads/falshivye-dengi-falshivye-kupjury-falshivye-rubli.23506, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Галичский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: https://all.click/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva-1.60264, https://konvo.link/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva.87917, https://russia-detka.ru/threads/falshivye-rubli-falshivye-kupjury-falshivye-dengi-kupit-falshivye-dengi.11226, https://crime-foto.ru/threads/falshivye-dengi-falshivye-kupjury-falshivye-rubli.23506, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, которое мотивировал тем, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации. В ходе мониторинга, осуществленного 22.06.2020 с персонального компьютера с возможностью выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в здании Галичской межрайонной прокуратуры, расположенной по адресу: Костромская область, г.Галич, пл.Революции, д.31, выявлены интернет сайты по адресам: https://all.click/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva-1.60264, https://konvo.link/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva.87917, https://russia-detka.ru/threads/falshivye-rubli-falshivye-kupjury-falshivye-dengi-kupit-falshivye-dengi.11226, https://crime-foto.ru/threads/falshivye-dengi-falshivye-kupjury-falshivye-rubli.23506, на которых реализуются фальшивые денежные купюры.
На момент проверки данные указатели страниц в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru).
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - ФЗ №149)информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 ФЗ № 149).
В силу ст.9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.1 ст.15.1 ФЗ №149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет".
Согласно ч.2 ст.15.1 данного ФЗ №149 в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредствам сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст.15.1 ФЗ №149).
Частью 6 ст.10 ФЗ № 149 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст.9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.1 ст.15.1 ФЗ №149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет".
В силу ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 (ред. от 29.07.2017) « О средствам массовой информации» указано, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии с п.2 ст.75 Конституции РФ, ст.27 Федерального закона РФ от 10.07.2002 №86-Фз «О центральном банке Российской Федерации (банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Согласно ст.ст.4, 29 Закона №86-ФЗ эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России.
Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.
Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.186 УК РФ.
Поддельные наличные деньги подлежат изъятию из оборота и уничтожению.
В качестве дополнительной меры борьбы с изготовлением фальшивых денег Банком России установлен особый порядок работы с сомнительными банкнотами и монетами.
Так, Раздел VI Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 24 апреля 2008 года №318-П, посвящен организации работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России.
О выявленных поддельных купюрах согласно Положению кассовые работники ставят в известность о данном факте и сдают выявленные поддельные купюры в территориальный орган внутренних дел.
Определяя общественную опасность данного преступления, Верховный суд Российской Федерации(п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.1994 № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» указал, что изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг приобретает повышенную общественную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость отечественной валюты и затрудняя регулирование денежного обращения. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется около 40-50 тыс.таких преступлений.
Изготовление поддельных денег или их сбыт нарушает государственное регулирование денежного обращения, регламентируемое пропорцией между находящимися в обращении товарной и денежной массами, создает излишнее количество денег, не обеспеченных товарной массой, подрывает устойчивость экономики.
В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административное исковое заявление подано в защиту Российской Федерации, неопределенного круга лиц, так как определить лиц, чьи права и интересы нарушаются, привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным ввиду того, что круг лиц, которые могут потенциально получать информацию на указанных интернет-страницах, по объективным причинам установить не представляется возможным. По этой причине, невозможно установить граждан, права которых могут быть нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 39, ст.ст.125, 126 КАС РФ, ст.ст.9, 10, 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд: признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов, расположенных по адресам:
https://all.click/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva-1.60264, https://konvo.link/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva.87917, https://russia-detka.ru/threads/falshivye-rubli-falshivye-kupjury-falshivye-dengi-kupit-falshivye-dengi.11226, https://crime-foto.ru/threads/falshivye-dengi-falshivye-kupjury-falshivye-rubli.23506; решение обратить к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения этого решения в силу незаконности содержащейся на сайтах информации может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам.
Представитель административного истца - помощник Галичского межрайонного прокурора Воронин Д.В. в судебном заседании уточнил исковые требования, мотивируя тем, что доступ на интернет-сайты:https://all.click/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva-1.60264, https://konvo.link/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva.87917, https://russia-detka.ru/threads/falshivye-rubli-falshivye-kupjury-falshivye-dengi-kupit-falshivye-dengi.11226, https://crime-foto.ru/threads/falshivye-dengi-falshivye-kupjury-falshivye-rubli.23506, ограничен по решению судов. Однако в ходе мониторинга проведенного прокуратурой 10.08.2020 года выявлены интернет-сайты по адресам: https://work-x.ru/threads/falshivye-dengi-1000-5000-rub.8501; https://smrmicron.com; https://koron.link/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva.87917, на которых реализуются фальшивые денежные купюры.
На момент проверки данные указатели страниц в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», отсутствуют (https:eais.rkn.gov.ru). При этом посещение указанных интернет - страниц свободно для всех без исключения граждан, интернет-страницы не содержат каких-либо ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, контент свободен для изучения без предварительной регистрации и использования паролей. Информация распространяется бесплатно, срок ее пользования не ограничен.
На основании изложенного, помощник прокурора Воронин Д.В. просил суд: признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов, расположенных по адресам:
https://work-x.ru/threads/falshivye-dengi-1000-5000-rub.8501; https://smrmicron.com; https://koron.link/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva.87917; решение обратить к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения этого решения в силу незаконности содержащейся на сайтах информации может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам.
Административный ответчик по делу не установлен.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области и.о. руководителя С.Л.Корольков в судебное заседание не явился. Согласно ходатайства, направленного в суд, просил суд о рассмотрении дела без участия представителя Управления, представил отзыв, в котором указал что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Федеральный закон №149-ФЗ) создана и ведется единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее-Единый реестр). В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228 и Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 №21, полномочия по созданию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в Единый реестр: 1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет"; 2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На момент написания отзыва ( с учетом заявления об уточнении исковых требований) интернет-ресурсы: https://work-x.ru/threads/falshivye-dengi-1000-5000-rub.8501; https://smrmicron.com; https://koron.link/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva.87917 в Единый реестр не включены.
Интернет-сайты https://work-x.ru и https://koron.link полностью посвящены противоправной информации.
Управление не обладает информацией о наименованиях и местах собственников (владельцев) сайтов. Такие данные могут предоставить регистраторы доменных имен. Информация о лице, предоставляющем услуги по регистрации доменного имени сайта в сети «Интернет», является общедоступной. Указанные сведения можно получить с помощью сервиса ICANNWhois, обратившись к сайтам в сети «Интернет»: http://www.whois.com, http://www.2ip.ru/whois/ и другим сайтам, предоставляющим возможность использования общедоступных справочных Whois-сервисов. Если указанные сведения скрыты регистратором домена (настройки приватности), зарегистрированы у иностранного регистратора домена или представленные данные не корректны, то необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий. Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 06.07.2016) и своего Положения Управление не наделено полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Для обеспечения исполнения судебного решения и включения запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в Единый реестр судебное решение должно содержать доменное имя и(или) указатель страницы сайта в сети Интернет, содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 9 Правил.
Суд, выслушав представителя истца - помощника Галичского межрайонного прокурора Воронина Д.В., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Статьей 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.
Статьей 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. (далее - Федеральный Закон № 149-ФЗ) ограничен доступ к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст.10 указанного Федерального Закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п.5 ст. 15 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г., в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г., запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п.2 ст.75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
Из ст. ст.27 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Согласно ст.ст.4, 29 Закона №86-ФЗ эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.
Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.186 УК РФ.
Поддельные наличные деньги подлежат изъятию из оборота и уничтожению.
В качестве дополнительной меры борьбы с изготовлением фальшивых денег Банком России установлен особый порядок работы с сомнительными банкнотами и монетами.
Разделом V Положения Банка России от 29.01.2018 № 630-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации", закреплен порядок организации работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России.
В силу п.15.4 Положения о выявлении имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России при приеме, обработке наличных денег кассовый работник должен поставить в известность заведующего кассой, который в течение рабочего дня должен известить о факте обнаружения указанных денежных знаков территориальный орган внутренних дел.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.1994 № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг приобретает повышенную общественную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость отечественной валюты и затрудняя регулирование денежного обращения.
Судом установлено, на сайтах сети «Интернет» https://work-x.ru/threads/falshivye-dengi-1000-5000-rub.8501; https://smrmicron.com; https://koron.link/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva.87917, доступных для неопределенного круга лиц, размещена информация о свободной продаже фальшивых денежных купюр.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что размещением информации о реализации фальшивых денежных купюр вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения денежных купюр, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению.
Незаконное приобретение фальшивых денежных купюр может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
В связи с изложенным, наличие на Интернет-страницах вышеуказанной информации и последующее предоставление технической возможности доступа к запрещенной законом информации и доступность данной информации неограниченному кругу лиц, порождает условия для нарушения законодательства Российской Федерации в сфере денежного обращения.
Согласно пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Указанные обстоятельства в судебном заседании подтверждены скриншотами интернет - страниц, а также отзывом Управления Роскомнадзора по Костромской области от 11.08.2020 года.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления Галичского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в части размещения указанной информации на интернет-сайтах: https://work-x.ru/threads/falshivye-dengi-1000-5000-rub.8501; https://smrmicron.com; https://koron.link/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva.87917,.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5. КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать информацию, размещенную на сайтах https://work-x.ru/threads/falshivye-dengi-1000-5000-rub.8501; https://smrmicron.com; https://koron.link/threads/kupit-falshivye-kupjury-dengi-vysshego-kachestva.87917, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации с внесением соответствующих сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить указанное решение суда к немедленному исполнению путем направления копии указанного судебного акта в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области (156010, Костромская область, г.Кострома, мкр.Паново, д.36).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В.Воронцова
Решение в окончательной форме принято «14» августа 2020 года
Федеральный судья Е.В.Воронцова