ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-489/20 от 30.06.2020 Слободской районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-489/2020

УИД 43RS0034-01-2020-000442-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2020 года

г. Слободской Кировской области

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Черных О.В.,

при секретаре Вычегжаниной А.С.,

с участием прокурора Облецова С.А.,

административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2,

представителя административного ответчика муниципального казенного учреждения «Администрация города Слободского Кировской области» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Администрация города Слободского Кировской области» о признании недействующим постановления администрации города Слободского Кировской области от 19 декабря 2019 года № 2515 «Об изменении названий некоторых улиц» в редакции постановления администрации города Слободского Кировской области от 26 февраля 2020 года № 330 «О внесении изменения в постановление администрации города Слободского от 19 декабря 2019 года № 2515»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению «Администрация города Слободского Кировской области», указывая, что 19 декабря 2019 года администрацией города Слободского Кировской области принято постановление № 2515 «Об изменении названий некоторых улиц». Указанным постановлением изменены названия улиц: ФИО4 на ФИО5, Ленина на Рождественскую, Володарского на Екатерининскую. При этом на момент принятия оспариваемого постановления действовали принятые Слободской городской Думой решения от 18 сентября 2019 года № 54/389, № 54/390, № 54/391, в соответствии с которыми данные улицы уже были переименованы. Административный истец считает, что спорное постановление администрации города Слободского не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, Кировской области, а также Устава муниципального образования «город Слободской» и нарушает его права. Так, в частности, положения статьи 16 Закона Кировской области от 02 декабря 2005 года № 387-ЗО «Об административно-территориальном устройстве» обязывают принимать подобные решения с учетом мнения населения. Между тем, 15 августа 2019 года на заседании Совета по топонимии при администрации города Слободского были подведены итоги опроса, согласно которым большая часть опрошенных, в том числе и административный истец, выступила против переименования улиц. Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «город Слободской», ФИО1 с учетом уточнения требований просит суд признать недействующим постановление администрации города Слободского Кировской области от 19 декабря 2019 года № 2515 «Об изменении названий некоторых улиц» в редакции постановления администрации города Слободского Кировской области от 26 февраля 2020 года № 330 «О внесении изменения в постановление администрации города Слободского от 19 декабря 2019 года № 2515».

Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснили, что постановление администрации города Слободского от 19 декабря 2019 года № 2515 следует признать недействующим, поскольку решение о переименовании улиц уполномочена принимать Слободская городская Дума, а не администрация города Слободского; оспариваемое постановление принято без учета мнения Совета по топонимии и без учета мнения жителей города Слободского; имеется коллизия между данным постановлением после внесения в него изменений постановлением от 26 февраля 2020 года № 330 и Уставом муниципального образования «город Слободского».

Представитель административного ответчика муниципального казенного учреждения «Администрация города Слободского Кировской области» по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных ФИО1 требований по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.39-41).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 2 Постановления Пленума от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановление Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 года № 50) указал признаки, характеризующие нормативный правовой акт, а именно: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, постановлением администрации города Слободского Кировской области от 19 декабря 2019 года № 2515 «Об изменении названий некоторых улиц» (далее – постановление от 19 декабря 2019 года № 2515) изменены наименования улиц: ФИО4 на ФИО5, Ленина на Рождественскую, Володарского на Екатерининскую. В преамбуле данного постановления указано, что оно принято в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании решения Слободской городской Думы от 18 сентября 2019 года № 54/390 «О переименовании улицы Володарского», от 18 сентября 2019 года № 54/389 «О переименовании улицы ФИО4», от 18 сентября 2019 года № 54/391 «О переименовании улицы Ленина», в связи с подготовкой к Всероссийской переписи населения 2020 года (л.д.15).

Указанное постановление было опубликовано в Информационном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования «город Слободской», выпуск № 37 (146) от 20 декабря 2019 года (л.д.113-114), который размещен на официальном сайте города Слободского.

Постановлением администрации города Слободского Кировской области от 26 февраля 2020 года № 330 «О внесении изменения в постановление администрации города Слободского от 19 декабря 2019 года № 2515» внесены изменения в преамбулу постановления от 19 декабря 2019 года № 2515, а именно: она изложена в новой редакции, в которой отсутствует указание на решения Слободской городской Думы от 18 сентября 2019 года № 54/390 «О переименовании улицы Володарского», от 18 сентября 2019 года № 54/389 «О переименовании улицы ФИО4», от 18 сентября 2019 года № 54/391 «О переименовании улицы Ленина» (л.д.149).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума от 25 декабря 2018 года № 50, оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В части 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

Вступившими в законную силу решениями Кировского областного суда от 14 февраля 2020 года по административным делам № 3а-46/2020, № 3а-47/2020, № 3а-48/2020 (л.д.162-170, 171-180, 181-184), имеющими в силу части 2 статьи 64 КАС РФ преюдициальное значение для настоящего административного дела, установлено, что изданными органами местного самоуправления нормативными правовыми актами о переименовании улиц города Слободского в силу исторической, социальной, географической, национальной и иной значимости указанного вопроса затрагиваются права жителей города Слободского, в том числе и административного истца, соответственно, данный факт не подлежит обсуждению.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Как указывалось ранее, администрацией города Слободского 19 декабря 2019 года было вынесено постановление № 2515 «Об изменении названий некоторых улиц».

Согласно пункту 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

В соответствии с Законом Кировской области от 07 декабря 2004 года № 284-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского поселения, сельского поселения» город Слободской в составе территорий города Слободского и подчиненных ему административно населенных пунктов является городским поселением, наделенным статусом городского округа - городской округ город Слободской Кировской области.

Согласно части 4 статьи 12 Закона Кировской области от 02 декабря 2005 года № 387-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Кировской области» (далее – Закон области от 02 декабря 2005 года № 387-ЗО) к полномочиям органов местного самоуправления относятся: наименование и переименование городских районов, проспектов, улиц, переулков и других составных частей населенных пунктов.

В силу пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ Уставом муниципального образования определяются виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

Согласно части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Город Слободской», утвержденного решением Слободской городской Думы Кировской области от 28 июня 2005 года № 57/597 (в редакции от 22 мая 2019 года № 49/343) (далее – Устав города Слободского), систему муниципальных актов города Слободского образуют: Устав города Слободского (пункт 1); решения, принимаемые на местном референдуме (пункт 2); решения Слободской городской Думы (пункт 3); постановления и распоряжения главы города Слободского (пункт 4); постановления и распоряжения администрации города Слободского (пункт 5).

Муниципальные правовые акты города Слободского, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование «город Слободской», вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, определяемом решением Слободской городской Думы. Обнародованием муниципального правового акта считается первое вывешивание его полного текста для всеобщего ознакомления на информационных стендах в общедоступных местах, определяемых решением Слободской городской Думы. Муниципальный правовой акт направляется для официального опубликования (обнародования) главой города Слободского в течение 5 рабочих дней со дня подписания акта (часть 3 статьи 7 Устава города Слободского).

Все муниципальные правовые акты города Слободского в соответствии с решением Слободской городской Думы от 29 июля 2015 года № 74/530 подлежат опубликованию в печатном средстве массовой информации - Информационном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования «город Слободской».

Устав города Слободского (в редакции от 22 мая 2019 года № 49/343) относит к компетенции администрации города Слободского вопрос о присвоении адресов объектам адресации, изменении, аннулировании адресов, присвоении наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочный структуры в границах города, изменении, аннулировании таких наименований, размещении информации в государственном адресном реестре (пункт 29 части 5 статьи 32 Устава).

Согласно части 2 статьи 34 Устава города Слободского (в редакции от 22 мая 2019 года № 49/343) глава администрации города в пределах своих полномочий издает постановления администрации города по вопросам местного значения, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города Слободского.

В силу пункта 31 части 1 статьи 8 названного Устава присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочный структуры в границах города, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре относится к вопросам местного значения города Слободского.

Из изложенного следует, что администрация города Слободского по состоянию на 19 декабря 2019 года была полномочна по принятию в письменной форме муниципальных правовых актов в виде постановлений по вопросу изменения наименования улиц города Слободского и, соответственно, внесению в них изменений.

Оспариваемое постановление издано главой администрации города Слободского, что соответствует части 2 статьи 34 Устава города Слободского (в редакции от 22 мая 2019 года № 49/343).

Доводы административного ответчика об обратном, а именно о том, что полномочиями по переименованию улиц обладала Слободская городская Дума, а не администрация города Слободского, оспариваемое постановление носит организационный характер, противоречат изложенным выше обстоятельствам и приведенным нормам права, а также выводам, сделанным Кировским областным судом в решениях от 14 февраля 2020 года по административным делам № 3а-46/2020, № 3а-47/2020, № 3а-48/2020.

Относительно процедуры принятия оспариваемого муниципального правового акта следует указать, что согласно части 4 статьи 16 Закона области от 02 декабря 2005 года № 387-ЗО наименование и переименование проспектов, улиц, переулков и иных составных частей населенных пунктов производится органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований с учетом мнения населения.

Для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления производится опрос граждан на всей территории муниципального образования или на части его территории; результаты опроса носят рекомендательный характер (часть 1 статьи 31 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно положениям Порядка наименования/переименования/ улиц, переулков, площадей и населенных пунктов муниципального образования «город Слободской», утвержденного решением Слободской городской Думы 27 сентября 2000 года № 42/286, ходатайства о переименовании улиц, переулков и других составных частей города рассматриваются Советом по топонимии при администрации города с привлечением историков, краеведов и других представителей заинтересованных организаций; решение об этом должно приниматься на основании заключения Совета по топонимии при администрации города Слободского с учетом мнения населения, проживающего в месте переименования.

В Положении о Совете по топонимии при администрации города Слободского, утвержденном распоряжением администрации города Слободского от 03 августа 2006 года № 1499, в качестве одной из задач и функций Совета по топонимии указано изучение общественного мнения по актуальным вопросам топонимии с использованием для этого средств массовой информации и различных форм опросов населения.

Как следует из материалов дела, 17 апреля 2019 года в администрацию города Слободского поступили обращения от благочинного Слободского округа Вятской Епархии протоиерея ФИО6 и руководителя фонда «Культурное наследие города Слободского» ФИО7 с инициативой о переименовании улиц города Слободского: ФИО4 на ФИО5, Ленина на Христорождественскую (Рождественскую), Володарского на Екатерининскую.

На заседании Совета по топонимии от 29 мая 2019 года было принято решение о проведении опроса населения с целью изучения общественного мнения по вопросу переименования улиц, утверждены срок проведения опроса - с 01 июня по 01 августа 2019 года, формы и способы проведения опроса (л.д.101-103). В указанный срок опрос жителей города Слободского по данному вопросу проведен.

15 августа 2019 года на заседании Совета по топонимии были подведены итоги изучения общественного мнения - опроса (л.д.106-107, 185), которые размещены на официальном сайте администрации города Слободского и в средствах массовой информации.

Кроме того, вопрос переименования улиц города Слободского обсуждался в ходе депутатских слушаний, назначенных решением Слободской городской Думы от 12 августа 2019 года № 52/370, где также заслушивалось мнение жителей города по данной теме (л.д.108-111).

Таким образом, административным ответчиком были приняты меры по выяснению мнения жителей города Слободского по вопросу переименования улиц города путем проведения опроса, результаты которого в силу части 1 статьи 31 Федерального закона № 131-ФЗ носят рекомендательный характер. Кроме того, как следует из материалов дела, Слободская городская Дума как представительный орган высказала свою позицию по данному вопросу, выразив тем самым мнение жителей города Слободского. С учетом изложенного, суд не может согласиться с доводом административного истца о том, что администрацией города Слободского при принятии постановления от 19 декабря 2019 года № 2515 не были соблюдены установленные законом требования по учету мнения населения. Доказательств, опровергающих данный факт, суду не представлено.

Также суд находит необоснованным ссылки ФИО1 на статью 15 Устава города Слободского, поскольку в перечень случаев, когда в обязательном порядке проводятся публичные слушания, не входит вопрос о переименовании улиц, а также на статью 130 Конституции Российской Федерации, учитывая, что данная статья лишь устанавливает формы народовластия на местном уровне, конкретизация которых происходит в других нормативных правовых актах, в частности, в Уставе города Слободского, принимаемом на публичных слушаниях.

Установлено, что 19 декабря 2019 года администрацией города Слободского было издано постановление от 19 декабря 2019 года № 2515 «Об изменении названий некоторых улиц», которое согласно пункту 6 постановления вступило в законную силу со дня его опубликования в Информационном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования «город Слободской», выпуск № 37 (146) от 20 декабря 2019 года, то есть 21 декабря 2019 года.

Представленные административным истцом скриншоты с официального сайта администрации города не опровергают факта опубликования 20 декабря 2019 года оспариваемого постановления в вышеназванном Информационном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования «город Слободской», то есть в установленном порядке.

В силу пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

По мнению административного истца, оспариваемое постановление противоречит законодательству Российской Федерации, законодательству Кировской области, а после внесения в него изменений 26 февраля 2020 года также Уставу города Слободского.

Однако анализ вышеуказанных норм права опровергает довод ФИО1 о нарушении оспариваемым постановлением нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровней.

Под правовой коллизией в теории права понимается взаимное несоответствие правовых норм, регулирующих одинаковые общественные отношения.

Устав города Слободского в редакции, действовавшей на 19 декабря 2019 года, решение вопроса об изменении наименования улиц города относил к компетенции администрации города Слободского, а потому никаких противоречий между Уставом города Слободского и постановлением от 19 декабря 2019 года № 2515 не имеется. Также они не появились и после внесения 26 февраля 2020 года в названное постановление изменений, поскольку они касались лишь преамбулы, которая фиксирует исходные позиции и цели правового акта, при этом не несет в себе нормы права. Внесенные после 19 декабря 2019 года в Устав города Слободского поправки, касающиеся полномочий органов местного самоуправления в части внесения изменений в названиях улиц, не нивелируют ранее принятые постановления.

Также суд не находит каких-либо противоречий между постановлением от 19 декабря 2019 года № 2515 и действовавшими на момент принятия последнего решениями Слободской городской Думы от 18 сентября 2019 года № 54/389, № 54/390, № 54/391. Фактически данные акты дублируют друг друга так же, как пункт 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации дублирует положения пункта 2 статьи 8 и пункта 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации, как часть 1 статьи 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дублирует положения пункта 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации, при этом не вступая с ними в противоречие. Кроме того, вышеназванные решения Слободской городской Думы признаны года недействующими со дня вступления решений Кировского областного суда от 14 февраля 2020 года в законную силу.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований в данном случае отсутствуют, поскольку постановление от 19 декабря 2019 года № 2515 в редакции постановления от 26 февраля 2020 года № 330 издано в установленном порядке и форме, органом местного самоуправления - администрацией города Слободского, в пределах своих полномочий.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска ФИО1 следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 отказать в удовлетворении административного искового заявления к муниципальному казенному учреждению «Администрация города Слободского Кировской области» о признании недействующим постановления администрации города Слободского Кировской области от 19 декабря 2019 года № 2515 «Об изменении названий некоторых улиц» в редакции постановления администрации города Слободского Кировской области от 26 февраля 2020 года № 330 «О внесении изменения в постановление администрации города Слободского от 19 декабря 2019 года № 2515».

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Черных