ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-489/2015 от 29.12.2015 Приаргунского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-489/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 декабря 2015 года

Судья Приаргунского районного суда Забайкальского края Помигуев В.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приаргунского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц сельского поселения «Урулюнгуйское» к администрации сельского поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район» о признании бездействия незаконным и обязывании к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился в Приаргунский районный суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц сельского поселения «Урулюнгуйское» к администрации сельского поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район» о признании бездействия незаконным и обязывании к действию, сославшись на следующее.

Прокуратурой Приаргунского района проведена проверка полноты осуществления органами местного самоуправления района, возложенных на них полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы за период 2014 года и 8 месяцев 2015 года. При проведении проверки установлено, что в сельском поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район» Советом сельского поселения «Урулюнгуйское» принято Постановление № 11 от 30 июня 2011 года «Об утверждении правил проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, принятых администрацией сельского поселения «Урулюнгуйское» и проектов нормативных правовых актов администрации сельского поселения «Урулюнгуйское».

В ходе проведенной проверки установлено, что исполнение законодательства о противодействии коррупции администрацией сельского поселения «Урулюнгуйское» не исполняется, в частности не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых в администрации сельского поселения «Урулюнгуйское».

На основании ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п.2 ст.6 указанного закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения. На основании п.4 ст.3 закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 ч. 1 ст. 4 закона). Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 утверждена методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах.

Согласно п. 1.2. Постановления № 11 от 30 июня 2011 года «Об утверждении правил проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, принятых администрацией сельского поселения «Урулюнгуйское» и проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации сельского поселения «Урулюнгуйское» (Далее Постановление № 11 от 30.06.2011) определяется, что целью проведения антикоррупционной экспертизы является выявление в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов и их последующее устранение.

Согласно п.1.4 Постановления № 11 от 30.06.2011 закреплено, что основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации сельского поселения являются обязательность проведения антикоррупционной экспертизы, оценка нормативных правовых актов и их проектов во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

Постановление № 11 от 30.06.2011 определяет Правила и порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, закрепленных в разделе 2 данных Правил.

Для проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, должностное лицо администрации, разработавшее проект нормативного правового акта направляет его Главе администрации, последний в день получения проекта нормативного правового акта, письменно поручает проведение антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта должностному лицу администрации, не участвующему в его разработке. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов проводится заместителем главы администрации сельского поселения «Урулюнгуйское» по письменному указанию Главы (п.п 2.2., 2.3).

Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта (п.2.6).

По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение, в котором отражаются выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предлагаются способы их устранения (п.3.1). В приложении № 2 приведено заключение, которое должно быть составлено на каждый нормативный правовой акт либо его проект.

Между тем, как следует из справки, составленной заместителем прокурора района при проведении проверки в администрации сельского поселения «Урулюнгуйское» антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения на проекты нормативных правовых актов и нормативные правовые акты не составляются (отрицательные и положительные). Глава поселения Аксенова Н.А. пояснила, что не знает, что такое Методика проведения антикоррупционной экспертизы и как она применяется при проведении такой экспертизы на практике ей не известно. Кроме этого, направить все соответствующие документы электронной почтой не может из-за отсутствия связи. Обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов не исполняется.

Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы в должной мере, определенной федеральным законом и муниципальным правовым актом, ответчиком не исполняется. Вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативные правовые акты. Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, в связи с бездействием Администрации сельского поселения «Урулюнгуйское», выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом, поскольку принятые нормативные правовые акты на территории сельского поселения «Урулюнгуйское» должным образом не проверяются на предмет выявления в них коррупциогенных факторов.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Учитывая, что на территории сельского поселения «Урулюнгуйское» антикоррупционная экспертиза не проводится, а значит, нарушаются права граждан этого поселения в различных сферах, в том числе и социальной, при этом определить точный круг лиц не представляется возможным, поскольку состав граждан проживающих на территории сельского поселения «Урулюнгуйское» не постоянный, поэтому прокурор выступает в интересах всех граждан, проживающих на территории сельского поселения «Урулюнгуйское».

Просит признать бездействие администрации сельского поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район», выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы всех муниципальных нормативных правовых актов и их проектов незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район» провести антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов в срок до 15 декабря 2015 года, о чем составить соответствующие заключения. Обязать администрацию сельского поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район» проводить в дальнейшем антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.

Прокурор просил рассмотреть дело его отсутствие в порядке упрощенного судопроизводства.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия.

На основании ч.7 ст.150 КАС РФ полагаю возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного судопроизводства.

Исследовав материалы дела и оценив их в совокупности с действующим законодательством, нахожу административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем применения основной меры - антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2 и пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

В соответствии с указанным Федеральным законом Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.

Материалами дела подтверждается, что антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов в сельском поселении «Урулюнгуйское» не проводится, заключения не составляются (л.д.20).

В силу части 4 и части 5 статьи 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Таким образом, в силу прямого указания закона на администрацию сельского поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район» возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, заявление подано прокурором Приаргунского района в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав (статьи 15 и 46) и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом данное заявление предъявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем для предупреждения возникновения коррупции в деятельности органов местного самоуправления.

Поскольку ответчик не выполняет установленную законом обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых им нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), суд находит бездействие администрации сельского поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район», выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы всех муниципальных нормативных правовых актов и их проектов незаконным.

Суд полагает необходимым возложить обязанность на администрацию сельского поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов, о чем составить соответствующие заключения.

В части требований прокурора о возложении обязанности на администрацию сельского поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район» проводить в дальнейшем антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, суд полагает необходимым отказать, поскольку доказательств того, что в дальнейшем антикоррупционная экспертиза проводится не будет, не имеется, такая обязанность возложена на указанные органы в силу закона и необходимости принимать по данному требованию судебное решение не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации сельского поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район», выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы всех муниципальных нормативных правовых актов и их проектов - незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район» провести антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов, о чем составить соответствующие заключения.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Обязать администрацию сельского поселения «Урулюнгуйское» муниципального района «Приаргунский район» сообщить об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и прокурору Приаргунского района Забайкальского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Приаргунский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна: судья В.В.Помигуев