ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-48/2016 от 10.03.2016 Краснознаменского районного суда (Калининградская область)

Дело 2а- 48/2016

Решение

Именем Российской Федерации

10 марта 2016 года г. Краснознаменск

Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Мальковской Г.А.,

с участием ст.помощника прокурора <адрес>ФИО2,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснознаменского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Краснознаменского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ с названным иском указав, что в связи с рядом публикаций в общественно-политической газете «Красное знамя» от 30 января 2016 года в статье «<данные изъяты> от 11 февраля 2016 года «Мы хотим жить - как люди» сведений свалки бытовых отходов по поводу невывоза мусора в пределах г. Краснознаменска и близ расположенных поселков, а также в ходе проверки состояния экологической безопасности и соблюдения законодательства об охране окружающей среды на территории «Краснознаменский городской округ» выявлены факты бездействия администрации МО «Краснознаменский городской округ» по устранению стихийно образовавшихся несанкционированных свалок мусора, бытовых отходов находящейся, в том числе по адресу: г. Краснознаменск, напротив <адрес>. В результате неорганизованности соответствующих служб администрации МО «Краснознаменский городской округ», в том числе <данные изъяты><адрес> указанная несанкционированная свалка мусора не ликвидируется, вывоз ТБО длительное время не осуществляется, происходит складирование бытового мусора возле контейнеров с последующим рассеиванием и тем самым загрязнение прилегающей территории, чем нарушаются права жителей на благополучную окружающую среду и здоровый образ жизни, предусмотренные Конституцией РФ, указанное бездействие угрожает жизни и здоровью людей, в связи с чем просил признать бездействие администрации МО «Краснознаменский городской округ» неправомерным и обязать ликвидировать несанкционированную очаговую свалку по вышеназванному адресу.

Представитель административного ответчика - администрация МО «Краснознаменский городской округ» надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, возражений по существу заявленных требований не представил.

Суд, выслушав административного истца, изучив письменные доказательства, пришел к следующему.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Нормами ст.ст.4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения относятся организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В ходе проведенной прокуратурой Краснознаменского района проверкой выявлена несанкционированная свалка на территории МО «Краснознаменский городской округ» - находящейся по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, (остатки тары и упаковки, строительный и бытовой мусор, предметы, утратившие потребительские свойства, остатки растительного мусора).

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки, фототаблицами.

Сведений о предоставлении указанного земельного участка во владение или пользование третьим лицам административным ответчиком в суд не представлено.

В соответствии с Уставом муниципального образования Краснознаменский городской округ», принятого на основании решения Краснознаменского районного Совета депутатов Калининградской области №85 от 24 ноября 2015 года к вопросам местного значения Краснознаменского городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст.13 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о бездействии со стороны органа местного самоуправления, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований действующего законодательства в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, которое нарушает гарантированные Конституцией и основанными на ней правовыми актами права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Оценивая в совокупности все исследованные по делу доказательства, учитывая доводы административного иска, а также то, что административным ответчиком иск фактически не оспорен, не представлены доказательства, опровергающие его доводы, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 227 ч. 3 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Краснознаменского района, заявленное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по устранению несанкционированной свалки на территории, находящейся по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Краснознаменский городской округ» в течение 7 дней после вступления решения в законную силу ликвидировать очаговую несанкционированную свалку, расположенную по адресу: <адрес>, напротив <адрес>.

Об исполнении решения суда сообщить административному истцу - прокурору и в Краснознаменский районный суд, принявший решение, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 10 марта 2016 года.

Судья Г.А. Мальковская