ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-48/2017 от 28.02.2017 224-ого гарнизонного военного суда (г. Санкт-Петербург) (Город Санкт-Петербург)

Дело №... КОПИЯ

Мотивированное решение суда оглашено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

224 гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Долганиной Н.В., при секретаре судебного заседания ФИО 2, с участием административного истца и его представителя – ФИО 3, представителя административного ответчика – ФИО 4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №... -2 <звание>ФИО 1 о признании незаконными и подлежащими отмене отдельных пунктов составленного Межрегиональным управлением Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) (далее - МУКФИ) Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... -2 от ДД.ММ.ГГГГ №... (далее - Акта),

У С Т А Н О В И Л:

<звание>ФИО 1 обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными абзац 1 пункта 4.2.1 Раздела 4 и абзац 3 пункта 1.2 Раздела «Выводы» Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... -2 от ДД.ММ.ГГГГ №... и обязать Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) исключить их из названного Акта, а также изменить пункт 4 Раздела «Предложения», уменьшив сумму ущерба на 434 597 рублей 06 копеек.

Административный истец и его представитель в судебном заседании названные требования поддержали и пояснили, что вывод о причинении воинской части ущерба в размере 434 597 рублей 06 копеек является необоснованным. Сославшись на п. 8 Постановления Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», на отсутствие в войсковой части соответствующей аттестационной комиссии, на рекомендательный характер ее выводов и на наличие у командира войсковой части всей полноты власти в вопросах приема на работу и установления должностных окладов работника, пояснили, что техники, инженеры и товароведы, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», были назначены командиром войсковой части на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, поскольку обладали достаточным практическим опытом и выполняли качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Должностные оклады с учетом соответствующих категорий данным работникам были установлены без учета требований к образованию и стажу на основании имеющихся записей в трудовых книжках о присвоении соответствующих категорий в соответствии с ранее занимаемыми должностями по предыдущему месту работы.

Административный ответчик - Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту), надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, через своего представителя просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель административного ответчика – ФИО 4 требования административного истца не признал, сославшись на пункт 8 Постановления Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» и пояснил, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, однако в войсковой части №... -2 аттестационная комиссия по рассмотрению вопросов назначения на должность не создана, и аттестация не проводилась. Также указал, что в нарушении пункта 7 главы III Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583», должностные оклады гражданскому персоналу воинской части, указанному в Приложении №... к Акту, устанавливались с учетом квалификационной категории в нарушение требований, предъявляемых к квалификации.

Административный ответчик - Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес> » (далее – ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> »), надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл и через своего представителя просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

На основании Плана контрольных мероприятий Контрольно-финансовой инспекции Минобороны России на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденного заместителем Министра обороны ДД.ММ.ГГГГ , приказами начальника МУКФИ от ДД.ММ.ГГГГ №... и от ДД.ММ.ГГГГ №... было назначено проведение контрольных мероприятий по проверке отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... -2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ревизионной группой в составе работников МУКФИ.

По итогам контрольных мероприятий был составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ №... .

Из содержания абзаца 1 пункта 4.2.1 Раздела 4 и абзаца 3 пункта 1.2 Раздела «Выводы» Акта следует, что в нарушение пункта 4 раздела I Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583», пункта 7 Главы III Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583», требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих,
утв. постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , требований, установленных штатом воинской части №... по коду специальности, в 12 случаях лицам гражданского персонала, замещающим должности техников, инженеров, товароведов, должностные оклады устанавливались при отсутствии соответствующего образования и стажа работы по специальности. Вследствие данного нарушения произведена неположенная выплата (переплата) должностных окладов лицам гражданского персонала в размере 434 597 рублей 66 копеек, в связи с чем данное нарушения квалифицировано как ущерб. На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктами 2, 3, 4 Раздела «Предложения» Акта командованию воинской части предложено по этим обстоятельствам провести административные расследования, представить копии приказов (выписки) о назначении расследований и их результатах, издать приказ о внесении сумм ущерба от незаконных расходов, недостач, переплат и неположенных выплат в книгу учета недостач, а также принять решения по устранению нарушений и возмещению ущерба.

Приложение №... к Акту содержит справку-расчет неположенной выплаты (переплаты) должностных окладов лицам гражданского персонала, который сторонами не оспаривался.

С данным Актом и приложением был ознакомлен и получил их копию командир войсковой части №... -2 ФИО 1, который направил начальнику МУКФИ свои возражения по вышеуказанным в Акте обстоятельствам.

Комиссия МУКФИ, рассмотрев эти возражения, оставила их без удовлетворения, о чем составила протокол №... от ДД.ММ.ГГГГ .

По результатам проведенных в войсковой части №... -2 контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности, административный истец за упущения в работе приказом командира войсковой части №... от ДД.ММ.ГГГГ №... привлечен к дисциплинарной ответственности (объявлен выговор).

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №... -О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право, к кому предъявлять иск и в каком объеме требовать от суда защиты.

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки, в пределах компетенции соответствующего суда. Следовательно, суд рассматривает требования административного истца так, как они сформулированы последним в административном исковом заявлении.

Как справедливо указывает административный истец и его представитель, в соответствии с п. 10 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих,
утв. постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , а также п. 8 Постановления Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Вместе с тем, вышеуказанные Постановления Минтруда РФ не позволяют работодателю устанавливать должностной оклад работнику с учетом квалификационной категории при несоответствии его образования и стажа работы, т.е. должностной оклад в большем размере без учета требований к его квалификации.

Согласно штату войсковой части №... -2, трудовым договорам и соглашениям к ним гражданского персонала, выписок из приказов командира войсковой части №... -2 о принятии гражданского персонала на работу и установлении им должностного оклада, личным карточкам работников, пояснениям административного истца и представителя административного ответчика, гражданский персонал, указанный в приложении №... к Акту, принимался не на должности инженеров 1 категории, инженеров 2 категории, товароведов 1 категории, товароведов 2 категории, техников 1 категории и техников 2 категории соответственно, а на должности инженеров, техников, товароведов с установлением им на основании записей в трудовых книжках должностного оклада с учетом квалификационной категории, установленной им по предыдущему месту работы.

Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с пунктом 4 раздела I Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... (действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ ), должностные оклады специалистам, тарифные ставки рабочим бюджетных учреждений и воинских частей устанавливаются руководителями бюджетных учреждений и воинских частей с учетом уровня образования, квалификационной категории, стажа работы, профессиональной подготовки, сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности при выполнении поставленных задач.

Согласно пункту 7 Главы III Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных приложением N 1 к данному приказу.

Требования к квалификации специалистов установлены Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... .

Согласно п. 8 вышеуказанного Квалификационного справочника соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

Как усматривается из материалов дела, в том числе из трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним гражданского персонала, выписок из приказов командира войсковой части №... -2 о принятии гражданского персонала на работу и установлении им должностного оклада, и не оспаривалось административным истцом, должностные оклады гражданскому персоналу воинской части, указанному в приложении №... Акта, устанавливались командиром вышеуказанной войсковой части на основании записей в трудовых книжках с учетом квалификационной категории, установленной им по предыдущему месту работы, в нарушение требований, предъявляемых к их образованию и стажу работы, указанным в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... .

Вместе с тем, согласно материалам дела, документы, свидетельствующие об обоснованности установления соответствующих квалификационных категорий гражданскому персоналу, указанному в приложении №... Акта, в том числе об их сохранении, ни при проведении ревизии, ни при рассмотрении возражений на Акт представлены не были.

Вопреки ошибочному мнению административного истца и его представителя, записи в трудовых книжках, таковыми не являются.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что контрольно-финансовым органом в Акте обоснованно указано о том, что должностные оклады в 12 случаях лицам гражданского персонала, замещающим должности техников, инженеров, товароведов, устанавливались в нарушение законодательства при отсутствии соответствующего образования и стажа работы по специальности на основании лишь записей в трудовых книжках.

Документы, представленные лишь в судебное заседание в качестве подтверждения обоснованности установления соответствующих квалификационных категорий гражданскому персоналу, не могут свидетельствовать о незаконности выводов, изложенных в Акте, поскольку не представлялись контрольно-финансовому органу при проведении ревизии, составлении Акта и рассмотрении возражений на него.

Вышеуказанное нарушение влечет переплату должностных окладов лицам гражданского персонала, что в соответствии с Классификатором основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... ) (далее - Классификатор) является нарушением (код - ДД.ММ.ГГГГ .у), причинившим реальный ущерб, о чем обоснованно указал контрольно-финансовый орган в абзаце 1 пункта 4.2.1 Раздела 4 и абзаце 3 пункта 1.2 Раздела «Выводы» Акта.

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» такие излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью, относятся к прямому ущербу, причиненному государству.

Согласно Положению о Межрегиональном управлении Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту), утв. приказом начальника Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... , и «Методическим рекомендациям по проведению контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденным указанием Заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , данный контрольно-финансовый орган был обязан отреагировать на указанное нарушение, выявленное в ходе контрольных мероприятий.

При таких обстоятельствах МУКФИ, действуя в пределах своих полномочий, в Акте контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... -2 от ДД.ММ.ГГГГ №... правомерно и обоснованно пришло к выводу о нарушении законодательства при установлении должностных окладов в 12 случаях лицам гражданского персонала, замещающим должности техников, инженеров, товароведов, при отсутствии соответствующего образования и стажа работы, и, как следствие этого, о производстве им неположенной выплаты (переплаты) должностных окладов, квалифицировав данное нарушение как ущерб. С учетом этого предложение командованию воинской части провести административные расследования, представить копии приказов (выписки) о назначении расследований и их результатах, издать приказ о внесении сумм ущерба от незаконных расходов, недостач, переплат и неположенных выплат в книгу учета недостач, а также принять решения по устранению нарушений и возмещению ущерба, нельзя признать нарушающим права и законные интересы административного истца.

Это полностью соответствует положениям статьи 7 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», согласно которой при таких обстоятельствах командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование в целях установления факта наличия ущерба, его причин, размера и виновных лиц.

В данном случае оспариваемый акт МУКФИ не является безусловным подтверждением наличия реального ущерба, поскольку именно в ходе административного расследования должно быть установлено его наличие (либо отсутствие), а по его результатам приняты меры к его возмещению, либо в МУКФИ представлены доказательства отсутствия такового.

Довод же представителя административного истца об отсутствии оснований для проведения административного расследования в связи с производством ревизии суд находит несостоятельным, поскольку, согласно пункту 2 статьи 7 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» административное расследование может не проводиться только, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены в результате ревизии, чего в данном конкретном случае сделано не было, а напротив указанные обстоятельства предложено установить командиру войсковой части №... -2 в ходе административного расследования.

Довод представителя административного истца о том, что на командира войсковой части №... -2 фактически возложена обязанность по проведению административного расследования в отношении себя, является несостоятельным, поскольку из вышеуказанного Акта это не следует.

На основании вышеизложенного, анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, положения действующего законодательства, военный суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом абзац 1 пункта 4.2.1 Раздела 4, абзац 3 пункта 1.2 Раздела «Выводы» и пункт 4 Раздела «Предложения» Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... -2 от ДД.ММ.ГГГГ №... прав и законных интересов административного истца не нарушают, контрольные мероприятия проведены контрольно-финансовым органом в пределах предоставленных полномочий и соответствуют требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, в связи с чем признает административное исковое заявление ФИО 1 необоснованным и приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований не имеется оснований и для возмещения административному истцу понесенных им при рассмотрении дела судебных расходов в соответствии со ст.ст. 111, 112 КАС РФ.

Руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО 1 о признании незаконными абзаца 1 пункта 4.2.1 Раздела 4 и абзаца 3 пункта 1.2 Раздела «Выводы» Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... -2 от ДД.ММ.ГГГГ №... и об обязании Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) исключить их из названного Акта, а также изменить пункт 4 Раздела «Предложения», уменьшив сумму ущерба на 434 597 рублей 06 копеек, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском окружном военном суде через 224 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Копия верна:

Председательствующий по делу

Судья Н.В. Долганина

Секретарь судебного заседания ФИО 2