ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-48/2018Г от 16.01.2018 Локтевского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-48/2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Горняк 16 января 2018 г.

Локтевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующей судьи Фуртовой И.С.,

при секретаре Родичевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Локтевского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Локтевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

В Локтевский районный суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Локтевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обратился прокурор Локтевского района.

В обоснование заявленных административных исковых требований административным истцом указано, что прокуратурой Локтевского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в части использования имущественного комплекса используемого в целях организации теплоснабжения на территории г. Горняка.

Соглашением о передачи полномочий по организации теплоснабжения в границах муниципального образования г. Горняк от 07.08.2014 № 66, администрация района приняла на себя указанные полномочия. Для их осуществления муниципальное имущество г. Горняка передано в муниципальное образование Локтевский район (котельные, производственные, административные здания, движимое имущество).

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, подлежащими исполнению органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурсной основе, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении права владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Поскольку передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести права в отношении муниципального имущества, предоставление муниципальных преференций, в том числе путем заключения договоров безвозмездного пользования без проведения торгов, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа (ст.ст. 19,20 Закона о защите конкуренции).

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией Локтевского района муниципальное имущество, используемое для организации теплоснабжения на территории г. Горняка, хозяйствующим субъектам на конкурсной основе не передано.

Внесенное прокурором района в 2016 г. представление с требованием надлежащим образом оформить передачу имущественного комплекса фактически оставлено без удовлетворения.

С учетом вышеизложенного предприняты меры к признанию недействительным договора аренды муниципального имущества, заключенного между администрацией Локтевского района и ООО «Локтевская теплоснабжающая компания», для этого прокурором Локтевского района направленно исковое заявление в арбитражный суд Алтайского края, по результатом его рассмотрения пронято решение от 18.08.2017 №А03-9206/2017 о применении последствий недействительности ничтожности сделки указанного договора.

Вместе с тем, на сегодняшний день концессионное соглашения в отношении объектов используемых для производства тепловой энергии на территории города Горняка не заключено, при этом согласно протокола №12 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации черезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации района от 01.12.2017 принято решение о передачи в имущества теплоснабжающего комплекса предприятиям ООО «Тепловые системы №1» и ООО «Тепловые системы №2» по договору аренды, на срок до заключения концессионного соглашения.

В связи с чем, судебное понуждение является единственным способом восстановления нарушенных прав. Судебные меры воздействия необходимы, поскольку на протяжении двух лет имущество используется на бесконкурсной основе.

Негативными последствиями нарушения закона являются неполучение администрацией доходов от использования муниципального имущества третьими лицами в виде инвестиций в развитие и улучшения имущественного комплекса используемого для производства тепловой энергии, а так же неполучении от теплоснабжающих организаций ООО «Тепловые системы №1» и ООО «Тепловые системы №2» арендных платежей предусмотренных договором аренды муниципального имущества в размере 35 000 и 28 000 рублей соответственно на протяжении промежутка времени более двух лет, невозможность утверждения теплоснабжающими организациями обоснованного тарифа, ввиду отсутствия обязанности по модернизации и повышению эффективности используемого муниципального имущества и как следствие применение необоснованного тарифа в течении более чем двух лет.

Просит признать незаконным бездействие администрации Локтевского района по передаче на конкурсной основе имущественного комплекса, предназначенного для производства и передачи тепловой энергии потребителям города Горняка.

Обязать администрацию Локтевского района передать имущественный комплекс, предназначенный для производства и передачи тепловой энергии потребителям города Горняка, в порядке предусмотренном ст. 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении».

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ установить срок для исполнения в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец - прокурор Локтевского района поддержал доводы административного искового заявления по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика – Администрации Локтевского района ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования прокурора не признал по основаниям указанным в письменных возражениях.

Согласно письменных возражений, указано, что данное административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В полномочия Администрации Локтевского района в сфере ЖКХ входит осуществление теплоснабжения на территории города Горняка Локтевского района. Объекты теплоснабжения г. Горняка находятся в собственности МО Локтевский район. Администрацией Локтевского района начинам с марта 2015 г. ведется работа по заключению концессионного соглашения на имущество, используемого для теплоснабжения города Горняк Локтевского района, собственником которого является МО Локтевский район.

В связи с требованиями действующего законодательства, Администрацией района неоднократно (пять раз, каждый последующий - с учетом предыдущих замечаний регулятора) в адрес Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов направлялся пакет документов для согласования подготовки конкурса на право включения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения города Горняк. Находящихся в муниципальной собственности МО Локтевский район с просьбой предоставить сведения о ценах, значениях и параметрах, подлежащих представлению органом регулирования организатору конкурса (долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) в соответствии с пунктами 1-7 и 11 части 7 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также пункта 1, 4-7 и 9-11 части 1.2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и иными требованиями действующего законодательства. При предоставлении заявления на согласование долгосрочных параметров в марте 2016 г. Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов были затребованы регистрационные документы не только на здания и coopужения, но и на инженерные коммуникации.

Администрацией района после подготовки технического задания и конкурсной документации, объявлен открытый конкурс па оказание услуг по проведению технической инвентаризации объектов недвижимости (сети теплоснабжения) города Горняка Локтевского района Алтайского края для регистрации права муниципальной собственности с изготовлением технического плана (№0117300074916000010).

Также, в соответствии с ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», объявлен открытый конкурс на право заключения договора аренды имущества, используемого в осуществлении теплоснабжения г. Горняк (http://torgi.gov.ru, извещение о проведении торгов № 030616/1103638/01).

22 марта 2017 года Администрацией района был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения.

11 мая 2017 года открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения признан несостоявшимся, в виду отсутствия заявителей.

В настоящее время идет работа по подготовке новых параметров концессии по инициативе предприятия.

После согласования данных параметров Администрацией района, будет повторно объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, Администрация Локтевского района принимает все возможные меры по осуществлению передачи объектов теплоснабжения на законном основании.

Просит отказать прокурору Локтевского района Алтайского края в удовлетворении административного искового заявления к Администрации Локтевского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по передаче муниципального имущества, предназначенного для производства и передачи тепловой энергии потребителям города Горняка на конкурсной основе.

Суд, выслушав объяснения прокурора, административного ответчика исследовав материалы дела, полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений (в том числе теплоснабжение населения) не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 3 ч.1 ст. 15 Закона к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом.

Соглашением о передачи полномочий по организации теплоснабжения в границах муниципального образования г. Горняк от 07.08.2014 № 66, администрация района приняла на себя указанные полномочия. Для их осуществления муниципальное имущество г. Горняка передано в муниципальное образование Локтевский район (котельные, производственные, административные здания, движимое имущество).

На основании н.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо установленных в названном Законе.

Пункт 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с частью 5 статьи 28.1 указанного Федерального закона договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, подлежащими исполнению органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурсной основе, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Поскольку передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести права в отношении муниципального имущества, предоставление муниципальных преференций, в том числе путем заключения договоров безвозмездного пользования без проведения торгов, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа (ст.ст. 19,20 Закона о защите конкуренции).

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией Локтевского района муниципальное имущество, используемое для организации теплоснабжения на территории г. Горняка, хозяйствующим субъектам на конкурсной основе не передано.

Внесенное прокурором района в 2016 г. представление с требованием надлежащим образом оформить передачу имущественного комплекса фактически оставлено без удовлетворения.

Прокурором Локтевского района направленно исковое заявление в арбитражный суд Алтайского края, по результатом его рассмотрения пронято решение от 18.08.2017 №А03-9206/2017 о применении последствий недействительности ничтожности сделки указанного договора.

До настоящего времени концессионное соглашение в отношении объектов используемых для производства тепловой энергии на территории города Горняка не заключено, при этом согласно протокола №12 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации района от 01.12.2017 принято решение о передачи в имущества теплоснабжающего комплекса предприятиям ООО «Тепловые системы №1» и ООО «Тепловые системы №2» по договору аренды, на срок до заключения концессионного соглашения.

Негативными последствиями нарушения закона являются неполучение администрацией доходов от использования муниципального имущества третьими лицами в виде инвестиций в развитие и улучшения имущественного комплекса используемого для производства тепловой энергии, а так же неполучении от теплоснабжающих организаций ООО «Тепловые системы №1» и ООО «Тепловые системы №2» арендных платежей предусмотренных договором аренды муниципального имущества в размере 35 000 и 28 000 рублей соответственно на протяжении промежутка времени более двух лет, невозможность утверждения теплоснабжающими организациями обоснованного тарифа, ввиду отсутствия обязанности по модернизации и повышению эффективности используемого муниципального имущества и как следствие применение необоснованного тарифа в течении более чем двух лет.

Доводы административного ответчика о проведенных мероприятиях с целью заключения договора аренды и передачи имущественного комплекса, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку несмотря на проведенные мероприятия до настоящего времени требования не исполнены, что влечет за собой нарушение имущественных прав муниципального образования.

Поскольку в соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В связи с чем, суд полагает необходимым возложить на Администрацию Локтевского района обязанность передать имущественный комплекс, предназначенный для производства и передачи тепловой энергии потребителям города Горняка, в порядке, предусмотренном ст. 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» до 01 июня 2018 года.

Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Локтевского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Локтевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Локтевского района по передаче на конкурсной основе имущественного комплекса, предназначенного для производства и передачи тепловой энергии потребителям города Горняка.

Обязать администрацию Локтевского района передать имущественный комплекс, предназначенный для производства и передачи тепловой энергии потребителям города Горняка, в порядке, предусмотренном ст. 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении».

Установить срок для исполнения решения суда до 01 июня 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Локтевский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Фуртова И. С.

КОПИЯ ВЕРНА

Решение обжаловано, на основании Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда, оставлено без изменения.

Вступило в законную силу 11 апреля 2018 года.

Разрешаю разместить на сайте Локтевского районного суда.

Председатель

Локтевского районного суда ФИО2