ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-48/202417 от 17.01.2024 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-48/2024 17 января 2024 года

УИД 29RS0022-01-2023-001914-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Лощевской Е.А.,

при секретаре судебного заседания Аксеновой Н.А.,

с участием представителя административного истца – помощника Приморского межрайонного прокурора Архангельской области Бородина Д.А.,

представителя административного ответчика администрации Приморского муниципального округа Архангельской области Вешнякова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному исковому заявлению заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Приморского муниципального округа Архангельской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия

установил:

заместитель Приморского межрайонного прокурора Архангельской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Приморского муниципального округа Архангельской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности внести автомобильную дорогу в реестр муниципальной собственности, обеспечить паспортизацию объекта.

В обоснование требований указано, что Межрайонной прокуратурой в августе 2023 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения по обращению председателя садоводческого некоммерческого товарищества «Связист» (далее – СНТ «Связист») Мухиной В.В. по вопросу ненадлежащего состояния автомобильной дороги, ведущей к СНТ. Установлено, что СНТ расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 281818 +/- 372 кв.м, в границах территории муниципального образования «Лисестровское» Приморского района Архангельской области (далее – МО «Лисестровское»). В качестве подъезда к СНТ «Связист» используется автодорога, расположенная на территории муниципального образования «Приморский муниципальный район» (далее – МО «Приморский муниципальный район) на земельных участках с кадастровыми номерами и (далее – автодорога). Указанная автодорога в реестр муниципального имущества в качестве дороги общего пользования МО «Приморский муниципальный район» или МО «Лисестровское» не включена, её паспортизация в соответствии со строительными нормами не обеспечена. В силу ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с п.п. 5, 35 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района. В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 257-ФЗ), автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации). В силу п. 1 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В силу п. 9 ст. 5 ФЗ № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. В силу п. 10 ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог. Исходя из ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Согласно п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Из правового смысла определения дорожной деятельности следует, что данная деятельность направлена на поддержание надлежащего состояния дороги, в том числе на обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании техническим регламентам и другим нормативным документам. Таким образом, Закон № 257-ФЗ предусматривает, что обеспечение состояния дорог, соответствующего техническим стандартам, то есть, дорожная деятельность, возлагается на уполномоченный орган владельца дороги. Согласно п. п. 1, 2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Соответственно, содержание дорог общего пользования может быть возложено либо на владельца дороги (балансодержателя) по общему правилу ст. 15 Закона № 257-ФЗ, либо на иное лицо, которому обязанности содержать дорогу переданы по договору или на основании нормативного акта собственником или балансодержателем. Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. В связи с выявленными нарушениями закона главе МО «Приморский муниципальный район» 31 марта 2023 межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования подъезд к СНТ «Связист», а также провести в соответствии со строительными нормами паспортизацию подъезда к СНТ «Строитель». По результатам рассмотрения представления межрайонной прокуратуры в письме от 16 мая 2023 заместителем главы МО «Приморский муниципальный район» указано, что автодорога к СНТ «Связист» расположена между территориями СНТ «Строитель», «Полет», «Связист», в связи с чем обязанность по её содержанию лежит на СНТ. Вместе с тем согласно проектам планировок СНТ «Строитель», «Полет», «Связист», «Луч» указанная дорога расположена вне границ данных СНТ. Из выписок ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами и , на которых расположена автодорога, ведущая к СНТ «Связист», данные земельные участки образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органом, уполномоченным на распоряжение таким земельным участком, является администрация муниципального образования «Приморский муниципальный район». Таким образом, автомобильная дорога, ведущая к СНТ «Связист», является частью инженерной инфраструктуры Приморского района области и относится к муниципальной собственности, в связи с чем должна быть включена в реестр муниципальной собственности с обеспечением её паспортизации, что в силу закона позволяет вести учет состояния дорог и их элементов, обеспечивает возможность контроля за проведением своевременного надлежащего ремонта, содержанием дороги и безопасностью движения по ней, что отвечает законным правам и интересам неопределенного круга лиц, использующих дорогу. Бездействие администрации влечет угрозу нарушения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, а также нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения. Согласно ч. 4 ст. 27 и ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. С учетом указанного прокурор обратился с административным иском в котором просит суд: признать незаконным бездействие администрации Приморского муниципального округа Архангельской области выражающееся в непринятии на баланс, не включении в реестр муниципального имущества в качестве дороги общего пользования и необеспечении паспортизации автодороги, ведущей к СНТ «Связист» и расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами и . Обязать администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» в срок до 31 декабря 2024 г. включить в реестр муниципальной собственности в качестве дороги общего пользования, обеспечить проведение паспортизации в соответствии со строительными нормами автодороги, ведущей к СНТ «Связист» и расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами и .

Входе рассмотрения дела административным истцом увеличены исковые требования, с учетом увеличения и уточнения требований административный истец просит суд: признать незаконным бездействие администрации Приморского муниципального округа Архангельской области, выражающееся в непринятии на баланс, не включении в реестр муниципального имущества, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Приморского муниципального округа Архангельской области, не проведении паспортизации автомобильной дороги, ведущей к СНТ «Связист», расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами и ; обязать администрацию Приморского муниципального округа Архангельской области в срок до 31 декабря 2025 г. принять на баланс, включить в реестр муниципального имущества, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Приморского муниципального округа Архангельской области автомобильную дорогу, ведущую к СНТ «Связист», расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами и , провести ее паспортизацию.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены СНТ « Полет», СНТ «Строитель», СНТ «Луч», СНТ «Тайга», ПАО «Ростелеком».

Представитель административного истца помощник Приморского межрайонного прокурора Архангельской области Бородин Д.А. в судебном заседании поддержал требования с учетом их уточнений. В обоснование иска привел доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика - администрации Приморского муниципального округа Архангельской области Вешняков В.А. в судебном заседании с требованиями административного искового заявления не согласился, указав, что истцом не представлено доказательств бездействия административного ответчика. Полагает, что тот объект, на который указывает прокурор, не является дорогой, это земельный участок с определенным видом использования, из проектов застройки СНТ «Полет» и СНТ «Строитель» видно, что указанные участки, входят в состав земель, выделенных СНТ «Полет» и СНТ «Строитель».

Представитель заинтересованного лица СНТ «Связист» Мухина В.В. в судебное заседание 17 января 2024 года не явилась, участвуя ранее в судебных заседаниях, пояснила, что с момента формирования СНТ «Связист» были выделены земли таким образом, что выезда на общую автомобильную дорогу не было, поэтому сначала ездили через СНТ «Тайга», но в дальнейшем тот проезд загородили и сейчас остается только один подъезд к СНТ «Связит», это дорога, которая заявлена прокурором в иске. С самого начала (в 90-х годах) под эту дорогу были выделены земли, которые были изъяты у СНТ «Полет» и «Строитель» для того, чтобы разместить там дорогу. После этого СНТ «Связист» за счет средств, выделяемых Производственно-Техническим Управлением Связи, построил спорную дорогу. Члены СНТ «Связист» с момента постройки и до настоящего времени содержали указанную дорогу за счет своих взносов. В 2019 году СНТ «Связист» заключил договор на проведение кадастровых работ по образованию двух земельных участков, земельные участки под дорогой были сформированы. Постановлениями и от 17 января 2020 года администрацией МО «Приморский муниципальный район» утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории МО «Лисестровское», указана категория земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для ведения садоводства со вспомогательным видом автомобильный транспорт (автомобильная дорога). Земельные участки были поставлены на кадастровый учет. СНТ «Связист» обратилось в администрацию района с просьбой предоставить земельные участки для размещения автомобильной дороги СНТ «Связист», на что был получен ответ о том, что для этого необходимо решение общего собрания собственников СНТ, однако, на собрании собственники СНТ отказались принимать дорогу в общую долевую собственность. После этого она (Мухина В.В.), как председатель СНТ, неоднократно обращалась в администрацию МО «Приморский муниципальный район» по вопросу содержания подъездного пути к СНТ, однако действий никаких предпринято не было, дорога находится в плохом состоянии, вместе с тем, этот путь является единственным подъездом к СНТ «Связист», но по нему в случае необходимости не смогут проехать машины спецслужб, что ставит под угрозу безопасность членов СНТ. В связи с бездействием администрации района была написана жалоба в прокуратуру. В настоящее время Мухина В.В., являясь председателем СНТ «Связист» полностью поддерживает исковые требования, просит их удовлетворить.

Заинтересованные лица СНТ « Полет», СНТ «Строитель», СНТ «Луч», СНТ «Тайга», ПАО «Ростелеком» в судебное заседание не явились, мнения по иску не представили. Участвуя в судебном заседании ранее, председатель СНТ «Тайга» пояснил, что рассматриваемый административный иск интересы СНТ Тайга не затрагивает, т.к. спорный проезд не касается территории СНТ «Тайга».

Определением суда дел рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.

В ходе проведения проверки по жалобе председателя СНТ «Связист» Мухиной В.В., в которой председатель указывает на бездействие администрации «Приморский муниципальный район» по поводу обращения о принятии на баланс и содержании дороги, являющейся подъездом к СНТ, прокуратурой Приморского района установлено, что СНТ расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 281818 +/- 372 кв.м, в границах территории муниципального образования «Лисестровское» Приморского района Архангельской области. В качестве подъезда к СНТ «Связист» используется автодорога, расположенная на территории МО «Приморский муниципальный район на земельных участках с кадастровыми номерами и . Указанная автодорога в реестр муниципального имущества в качестве дороги общего пользования МО «Приморский муниципальный район» или МО «Лисестровское» не включена, её паспортизация в соответствии со строительными нормами не обеспечена. В связи с выявленными нарушениями, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, Федеральный закон N 257-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 3 названного Федерального закона автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (части 1 и 10 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ).

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В силу п. 10 ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (пункт 5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (пункт 11).

В силу ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п.п. 5, 35 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Из правового смысла определения дорожной деятельности следует, что данная деятельность направлена на поддержание надлежащего состояния дороги, в том числе на обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании техническим регламентам и другим нормативным документам.

Таким образом, Закон № 257-ФЗ предусматривает, что обеспечение состояния дорог, соответствующего техническим стандартам, то есть, дорожная деятельность, возлагается на уполномоченный орган владельца дороги.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Соответственно, содержание дорог общего пользования может быть возложено либо на владельца дороги (балансодержателя) по общему правилу ст. 15 Закона № 257-ФЗ, либо на иное лицо, которому обязанности содержать дорогу переданы по договору или на основании нормативного акта собственником или балансодержателем.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, территория СНТ «Связист» находится в границах территории муниципального образования «Лисестровское» Приморского района Архангельской области. Как следует из представленных материалов, в качестве подъезда к СНТ «Связист» используется автодорога, расположенная на территории МО «Приморский муниципальный район на земельных участках с кадастровыми номерами и , при этом, указанная дорога проходит между двумя СНТ - «Строитель» и «Полет».

Из пояснений председателя СНТ «Связист» Мухиной В.В. следует, что в связи с необходимостью проезда, члены СНТ содержали указанную дорогу, в 2021 году, целью оформления указанной дороги в собственность НТ, обратились к кадастровому инженеру, провели межевание, в дальнейшем обратились в администрацию района, которая утвердила схему расположения земельных участков.

Постановлениями заместителя главы администрации МО «Приморский муниципальный район» и от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельных участков площадью 1619 +/-28 и 1673 +/-29 кв. м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – для ведения садоводства, автомобильный транспорт (код 7.2) автомобильная дорога, расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Лисетровское».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, в указанном реестре содержатся сведения об отмежёванных земельных участках с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Лисетровское», площадь земельных участков составляет 1619 +/-28 и 1673 +/-29 кв. м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – для ведения садоводства, автомобильный транспорт. При этом, указано, что оба земельных участка образованы из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена и в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органом, уполномоченным на распоряжение таким земельным участком, является администрация муниципального образования «Приморский муниципальный район».

Доводы административного ответчика о том, что земли, на которых находится спорный проезд, относятся к территории СНТ «Строитель» и «Полет» судом отклоняются на основании следующего.

Из представленных стороной ответчика проектов застройки указанных СНТ определить входит ли в состав земель, выделенных СНТ земельный участок, на котором располагается спорный проезд, без специальных познаний не представляется возможным, вместе с тем, стороной ответчика ходатайств о назначении экспертизы не заявлялось.

Кроме того, в судебном заседании в качестве свидетеля допрошен бывший председатель СНТ «Полет» Б., который пояснил, что земли, на которых располагается спорный проезд входили в земли СНТ «Строитель» и «Полет», при разделе земли, ставили столб по центру проезда, от столба по шесть метров в каждую сторону, оттуда начинались земли каждого СНТ, а по центру оставалась бесхозная земля, никому была не нужна, т.к. болото, хотя изначально по документам она принадлежала СНТ.

Из пояснений свидетеля М. (бухгалтера СНТ «Связист» с момента образования СНТ), следует, что при изначальном распределении земель СНТ «Связист» и СНТ «Полет» выделили 140 га земли, каждому по 70 га, земли распределили таким образом, что подъезда от дороги на Васьково к СНТ «Связист» не было, в связи с чем предложили ездить по болоту, при этом, указанная территория в выделенную площадь не входила. В дальнейшем Райисполком отсыпал там дорогу, с конца 90-х СНТ «Связист» поддерживал эту дорогу, т.к. необходим был проезд.

В материалы дела представлены документы, согласно которым в 1989 году СНТ «Связист» обратился в Приморский райисполком по вопросу выделения земельного участка шириной 10 метров между С/т Полет и с/т Строитель для строительства дороги, на основании указанного обращения было проведено совещание председателей администрации, профкомитетов, садоводческих товариществ Васьковского куста ДД.ММ.ГГГГ. Решили в срок до ДД.ММ.ГГГГ разрешить вопрос об отводе дороги для земельного участка (копия обращения, Протокол совещания).

Решением Исполнительного комитета Приморского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Архангельскому областному управлению связи для строительства подъездной автодороги к садоводческому товариществу «Связист» отведен земельный участок площадью 1.3 га в том числе 0,4 га из земель, занятых товариществом «строитель», 0,9 га – из земель товарищества «Полет» (копия решения).

Анализируя приведенные доказательства, суд приходит к выводу, о том, что земельные участки, на которых находится спорная дорога, в земли, принадлежащие СНТ «Полет» и «Строитель», не входят, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В нарушение указанной нормы, административный ответчик не представил доказательств обратному.

Вопреки доводам административного ответчика, факт существования спорной автомобильной дороги (дорожного полотна) как объекта недвижимого имущества установлен и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, также в ходе судебного разбирательства установлено, что указанная дорога не принадлежит СНТ «Полет» либо иному СНТ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что автомобильная дорога, ведущая к СНТ «Связист», является частью инженерной инфраструктуры Приморского района области и относится к муниципальной собственности,

Статьей 10 Закона № 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

Согласно ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Росстандарта от 31 августа 2016 года N 1004-ст введен в действие "ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", действие которого распространяется на автомобильные дороги общего пользования, устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.

Приказом Росстандарта от 31 августа 2016 годаN 1004-ст введен в действие "ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", действие которого распространяется на автомобильные дороги общего пользования, устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.

Соответственно, содержание дорог общего пользования может быть возложено либо на владельца дороги (балансодержателя) по общему правилу ст. 15 Закона № 257-ФЗ, либо на иное лицо, которому обязанности содержать дорогу переданы по договору или на основании нормативного акта собственником или балансодержателем.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Учитывая установленные обстоятельства, суд полагает, что требования прокурора об обязании административного ответчика принять на баланс, включить в реестр муниципального имущества, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Приморского муниципального округа Архангельской области автомобильную дорогу, ведущую к СНТ «Связист», расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами и , провести ее паспортизацию, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Исходя из характера возложенных на административного ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд считает указанный прокурором срок до 31 декабря 2025 года обоснованным и разумным.

Не включение в реестр муниципального имущества, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения автомобильной дороги, ведущей к СНТ «Связист», отсутствие на нее паспорта создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В связи с выявленными нарушениями закона главе МО «Приморский муниципальный район» межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования подъезд к СНТ «Связист», а также провести в соответствии со строительными нормами паспортизацию подъезда к СНТ «Строитель».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы МО «Приморский муниципальный район» указано, что автодорога к СНТ «Связист» расположена между территориями СНТ «Строитель», «Полет», «Связист», в связи с чем обязанность по её содержанию лежит на СНТ.

С учетом приведенных правовых норм и, принимая во внимание установленные по настоящему делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что непринятие административным ответчиком мер по принятию на баланс и включению в перечень дорог общего пользования подъезд к СНТ «Связист», а также проведению в соответствии со строительными нормами паспортизацию подъезда к СНТ «Строитель», является незаконным бездействием, которое влечет угрозу нарушения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, а также нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения, в связи с чем, указанные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Приморского муниципального округа Архангельской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Приморского муниципального округа Архангельской области, выражающееся в непринятии на баланс, не включении в реестр муниципального имущества, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Приморского муниципального округа Архангельской области, не проведении паспортизации автомобильной дороги, ведущей к СНТ «Связист», расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами и .

Обязать администрацию Приморского муниципального округа Архангельской области в срок до 31 декабря 2025 года принять на баланс, включить в реестр муниципального имущества, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Приморского муниципального округа Архангельской области автомобильную дорогу, ведущую к СНТ «Связист», расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами и , провести ее паспортизацию.

Возложить на администрацию Приморского муниципального округа Архангельской области обязанность сообщить об исполнении данного решения в Приморский районный суд Архангельской области и административному истцу - заместителю Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в течение десяти дней со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 30 января 2024 года.

Председательствующий Е.А. Лощевская