ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4900/2021 от 22.11.2021 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2а-4900/2021г.

УИД: 16RS0050-01-2021-008922-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2021 года г.Казань

Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,

при секретаре Куклиной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Низамова Д.И. к Муниципальному казённому учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заместителю главы Муниципального казённого учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» Сабирову Р.А., Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани об оспаривании решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и обязании выдать документ, подтверждающий принятие решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

У С Т А Н О В И Л:

Низамова Д.И. (далее – административные истцы), с учётом последующих уточнений обратилась в Приволжский районный суд г.Казани с административным иском к муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани, административный ответчик) о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки <адрес> и обязании выдать истцу документ, подтверждающий принятие решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного жилого помещения.

В обоснование требований указано, что административный истец, являясь собственником двухкомнатной квартиры по вышеуказанному адресу, подготовила проект перепланировки жилого помещения и обратилась с заявлением о получении разрешения на перепланировку, однако ей в этом было отказано, со ссылкой на подпункт 3 пункта 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации. Административный истец считает отказ незаконным, так как планируемая перепланировка будет произведена с соблюдением строительных и санитарных норм и правил, не будет нарушать права и законные интересы граждан и создавать угрозу их жизни или здоровью, поскольку не затрагивает несущие конструкции жилого дома и не нарушает целостность и прочность здания. Изменение общей площади квартиры и помещений в квартире связано с пересчётом площадей.

Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве: административных ответчиков - заместитель главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» Сабирову Р.А., Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (далее - ИК МО г.Казани); заинтересованных лиц – специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства и перепланировки МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» Исаева К.В. (исполнитель письма об отказе в выдаче разрешения на перепланировку), общество с ограниченной ответственностью «Проектная Мастерская АРКА».

В судебное заседание административный истец не явился, направил в суд своего представителя, которые требования административного истца, заявленные в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поддержал.

Административные соответчики: Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани, ИК МО г.Казани, заместитель главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани Сабирову Р.А. в судебное заседание не явились, извещены.

Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Проектная Мастерская АРКА» в судебном заседании полагал, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Заинтересованное лицо – специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства и перепланировки Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани Исаева К.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Положением части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 14.06.2019 № 2180 утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3 указанный Административный регламент предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (далее – Административный регламент) устанавливает стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги по принятию решения по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (далее – муниципальная услуга). Получатели муниципальной услуги – физические и юридические лица. Муниципальная услуга предоставляется администрацией района (-ов) Исполнительного комитета г.Казани по месту расположения помещения. Муниципальная услуга предоставляется Исполнительным комитетом г.Казани. Непосредственный исполнитель муниципальной услуги: муниципальные казенные учреждения - администрации районов Исполнительного комитета г.Казани (далее - Администрация). Перечень учреждений и информация о них представлены в приложении N 1 к настоящему регламенту.

В соответствии со статьями 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Согласно статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Как указано в статье 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается, в том числе, в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений закреплены в пункте 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которого перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

В соответствии с пунктом 13 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее – Положение), инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.

Согласно пункту 24 Положения, размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается. Размещение уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней допускается в квартирах, расположенных в 2 уровнях.

В соответствии с пунктом 9.7 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятых Постановлением Госстроя Российской Федерации от 23.06.2003 № 109 удаление воздуха следует предусматривать из кухонь, уборных, ванных комнат и, при необходимости, из других помещений квартир, при этом следует предусматривать установку на вытяжных каналах и воздуховодах регулируемых вентиляционных решеток и клапанов. Воздух из помещений, в которых могут выделяться вредные вещества или неприятные запахи, должен удаляться непосредственно наружу и не попадать в другие помещения здания, в том числе через вентиляционные каналы. Объединение вентиляционных каналов из кухонь, уборных, ванных комнат (душевых), совмещенных санузлов, кладовых для продуктов с вентиляционными каналами из помещений с газоиспользующим оборудованием и автостоянок не допускается.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу принадлежит на праве собственности двухкомнатная квартира общей площадью 57,8 кв.м, расположенная на 7 этаже в четырнадцатиэтажном жилом доме по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец обратилась в Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани с заявлением о разрешении перепланировки вышеуказанной квартиры.

Письмом заместителя главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани Сабирову Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу сообщено о невозможности дачи согласия на разрешение перепланировки указанного жилого помещения со ссылкой на подпункт 3 пункта 1 статьи 27 ЖК РФ в виду несоответствия проекта перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства, а именно пунктам 13, 24 Положения и пункту 9.7 СНиП 31-01-2003, поскольку проектом перепланировки будут нарушаться права иных граждан, проживающих в вышерасположенных и нижерасположенных квартирах, на благоприятные условия проживания в квартире, нормального отдыха в спальных комнатах. Вновь образованное помещение кухни и гостиной располагается над жилой комнатой нижерасположенной квартиры. Сведения о том, что система удаления воздуха (вентиляции) претерпела какие-либо изменения не представлено. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами. Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах.

Из проекта, подготовленному ООО «Проектная Мастерская АРКА», следует до перепланировки двухкомнатная квартира жилой площадью 33,2 кв.м., общей площадью 59,9 кв.м., общей площадью с учётом летних помещений площадью 63, 8 кв.м., предусматривала следующие помещения площадями: кухню 8,4 кв.м, туалет 1,2 кв.м., ванную комнату 2,5 кв.м., коридор 13,8 кв.м., две жилые комнаты 12, 2 кв.м. и 21 кв.м., соответственно, два шкафа площадями по 0,4 кв.м каждый, лоджию 3,9 кв.м.

После перепланировки двухкомнатная квартира будет иметь жилую площадь 20,6 кв.м., общую площадь 60,4 кв.м., общую площадь с учётом летних помещений 64,3 кв.м. и будет предусматривать следующие помещения площадями: кухню 10,1 кв.м, ванную комнату 3,8 кв.м., коридор 7,7 кв.м., две жилые комнаты 11,2 кв.м. и 9,4 кв.м., соответственно, гостиную 18,8 кв.м., лоджию 3,9 кв.м.

Данным проектом перепланировки предусмотрены: демонтаж кирпичной перегородки и встроенных платяных шкафов; возведение новых перегородок из ГКЛ и влагостойкого ГКЛ; устройство дверного проёма.

В результате перепланировки квартиры уменьшаются: жилая площадь на 12,6 кв.м., общая площадь на 0,5 кв.м.

Объём работ по перепланировке не затрагивает несущих конструкций здания, не оказывает влияния на их прочность и не может ущемлять прав и интересов собственников жилого дома.

Действительно, пунктом 24 Положения установлен запрет на размещение над комнатами кухни.

Вместе с тем, из приложенной к административному исковому заявлению проектной документации следует, что кухня не размещена над жилой комнатой нижнего этажа.

Так, в результате перепланировки кухня, гостиная и коридор фактически объединяются в единое помещение с условной границей. Площадь кухни увеличивается за счёт сноса перегородок, что подтверждается проектной документацией на перепланировку квартиры, при этом кухня не будет заходить на часть жилого помещения, расположенной этажом выше и ниже.

Проектом перепланировки предусмотрен запрет перемещения приборов и оборудования, связанных с водоснабжением и водоотведением (кух.мойки, стиральные машины, обогреватели, посудомоечные машины) за условную границу кухни.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что перегородки сносятся с целью изменения внутренней конфигурации жилого помещения для благоустройства. При этом месторасположение функциональной зоны кухни не изменяется и будет расположена над кухнями верхних и нижних этажей. Стояки центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, местонахождение и подключение плиты остаётся на прежнем месте, инженерные коммуникации остаются в пределах кухни, что не противоречит пункту 24 Положения.

В связи с изложенным суд находит необоснованными доводы административного ответчика относительно того, что выполняемая перепланировка нарушает вышеприведённый пункт 24 Положения, так как не свидетельствует о том, что расширение помещения кухни произошло за счёт жилой комнаты и часть помещения кухни располагается непосредственно над жилой комнатой квартиры верхнего и нижнего этажа.

По этим же основаниям, учитывая, что в габаритах квартиры предполагается лишь изменение её конфигурации и перераспределение жилой и нежилой площади, все изменения производятся в пределах границ принадлежащей административному истцу квартиры, переноса так называемой «мокрой» зоны (кухни, ванной и туалета) в помещения квартиры, не предназначенные для оборудования их системами водоснабжения и водоотведения, не предусматривается, административному истцу нет необходимости представлять сведения о том, что система удаления воздуха (вентиляции) претерпела какие-либо изменения. Проектом перепланировки для улучшения тяги на кухне через существующий вентиляционный канал рекомендуется установить принудительную вытяжку.

Следовательно, ссылка административного ответчика в оспариваемом ответе о не представлении административным истцом сведений том, что система удаления воздуха (вентиляции) претерпела какие-либо изменения несостоятельна.

Оценивая содержание решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения по существу, суд приходит к выводу о необоснованности отказа в согласовании перепланировки жилого помещения по причине несоответствия проектной документации требованиям пункта 13, 24 Положения и пункта 9.7 СНиП 31-01-2003. Как следует из представленного проекта устройство кухни в жилой комнате не предусмотрено.

Следовательно, требование административного истца в части признания незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани Сабирову Р.А. подлежит удовлетворению.

Пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия.

В соответствии с пунктом 1.3, 2.2 постановления ИК МО г.Казани от 14.06.2019 № 2180 Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме муниципальная услуга предоставляется ИК МО г.Казани. Непосредственный исполнитель муниципальной услуги: муниципальные казенные учреждения - администрации районов Исполнительного комитета г.Казани.

Таким образом, решение суда имеет своей целью именно восстановление нарушенных прав административного истца, в связи с чем, признавая обжалуемый отказ незаконным, суд в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ возлагает на административных ответчиков – ИК МО г.Казани и Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани в пределах своих полномочий обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления Низамова Д.И. о перепланировке и (или) переустройстве помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Требование административного истца об обязании выдать документ, подтверждающий принятие решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит отклонению, поскольку возложение указанной обязанности на административного ответчика будет противоречить требованиям статьи 10 Конституции Российской Федерации, ограничивающей судебный контроль принципом разделения властей и статье 12 Конституции Российской Федерации, устанавливающей принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, по смыслу которых органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, судебный акт по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа государственной власти.

Таким образом, административные исковые требования Низамова Д.И. подлежат удовлетворению частично.

Частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд считает, что административным истцом не пропущен установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок для обращения с настоящими требованиями, поскольку в рассматриваемом случае оспариваемый отказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в суд за защитой своих прав Низамова Д.И. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, в пределах трёхмесячного срока, когда ей стало известно о нарушении её прав, свобод и законных интересов.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования Низамова Д.И. к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани, заместителю главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани Сабирову Р.А., ИК МО г.Казани об оспаривании решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и обязании выдать документ, подтверждающий принятие решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения удовлетворить частично.

Признать незаконным решение об отказе в согласовании (в выдаче согласия на разрешение) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани Сабирову Р.А..

Обязать ИК МО г.Казани и Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани в пределах своих полномочий повторно рассмотреть заявление Низамова Д.И. о перепланировке и (или) переустройстве помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

В удовлетворении административных исковых требованиях Низамова Д.И. к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани, заместителю главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани Сабирову Р.А., ИК МО г.Казани об обязании выдать документ, подтверждающий принятие решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Д.И. Галяутдинова

Мотивированное решение изготовлено 26.11.2021.