Дело № 2а-4903/2021
64RS0045-01-2021-010571-80
Решение
Именем Российской Федерации
22 октября 2021 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Сорокиной Е.Б.,
при секретаре Агаеве Ш.Ш.,
с участием старшего помощника прокурора города Саратова Горина И.А.,
помощника прокурора Кировского района г. Саратова Сидоровой Н.В.,
административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
представителя заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18, участковым избирательным комиссиям №№ 72, 174, 175, 176, 1885, 1886, 1895, 896, 1910, заинтересованным лицам избирательной комиссии Саратовской области, территориальной избирательной комиссии Кировского района г. Саратова, избирательной комиссии муниципального образования город Саратов о признании недействительными и отмене результатов голосования, отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 от 23 сентября 2021 года,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 17-19 сентября при проведении выборов депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва по избирательному одномандатному округу № 18 были допущены нарушения Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Истец указывает, что им, а также членом ОИК № 18 с правом решающего голоса, членом ОИК №18 с правом совещательного голоса, членом ТИК Кировского района города Саратова с правом решающего голоса, членом ТИК Кировского района города Саратова с правом совещательного голоса, членами участковых избирательных комиссий с правом решающего и с правом совещательного голосов, входящие в состав УИК №172, УИК №174, УИК №175, УИК №176, УИК №1885, УИК №1886, УИК №1895, УИК №1896, УИК №1910 неоднократно подавались жалобы на нарушения избирательного законодательства, в число которых входит:
- нарушения правил составления реестра голосования вне помещения для голосования;
- карандашные пометки в избирательных книгах и реестре голосования вне помещения для голосования;
- отсутствие опечатывания помещений, которые отсутствуют в схеме участковых избирательных комиссий;
- не предоставление документов и материалов, которые прямо относятся к избирательному и выборному процессу, в том числе и членам вышестоящих комиссий;
- нарушение целостности сейф-пакетов, в которых храниться использованные бюллетени на избирательном участке УИК №174;
- отказ извещать всех членов комиссий о предстоящих заседаниях. Принятие решений о включении избирателя в дополнительный список только одним председателем, что противоречит принципу коллегиальности комиссий, который указан в избирательном законодательстве;
- систематическое отсутствие кворума при работе избирательной комиссии в помещении для голосования;
- нарушение п. 2, ст. 54 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатом в депутаты Саратовской городской думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №18 ФИО5;
- отказ продемонстрировать письменные заявления избирателей, которые изъявили желание проголосовать вне отведенного помещения.
Таким образом, административный истец считает, что процесс голосования не соответствовал требования избирательного законодательства, призванного обеспечить достоверность волеизъявления избирателей. Кроме того, административный истец полагает, что участковые избирательные комиссии сформированы с нарушением требований Закона. В соответствии с действующим законодательством, половина или больше членов комиссии должна быть направлена политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов и допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах власти различных уровней.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса. Таким образом, исходя из статей 22, 27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в Саратове число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса не может превышать восемь человек, четыре из которых должны быть предложены партиями «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России» и «Справедливая Россия – Патриоты – За правду». Исходя из сведений, на сайте Избирательной комиссии Саратовской области, Тогда как, участковые комиссии состоят из двенадцати членов комиссии с правом решающего голоса, хотя численность членов комиссии с правом решающего голоса должна составлять восемь человек.
Административный истец указывает, что так как, все комиссии в 18 одномандатном избирательном округе сформированы с нарушениями закона, не позволяющими достоверно выявить и установить действительную волю избирателей, то выборы должны быть признаны недействительными.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец ФИО1 просит признать недействительными и отменить результаты голосования на избирательных участках: №172, №174, №176, №1885, №1886, №1895, №1910; отменить решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №18 по выборам депутатов Саратовкой городской Думы шестого созыва о регистрации депутата Саратовкой городской Думы шестого созыва №15-01 от 23 сентября 2021 года, принять новое решение по результатам голосования.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить, дав объяснения, аналогичные описательной части иска.
Представитель административного истца ФИО2 административные исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что нарушений требований Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», влекущих отмену результатов голосования на избирательных участках, допущено не было, просила в иске отказать. В частности, у истца отсутствуют основания для оспаривания решения окружной избирательной комиссии, так как им не указано каким образом, оно не позволило определить действительную волю избирателей.
Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования не признала, по аналогичным основаниям, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Принимая во внимание мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150, ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения административного истца, представителя административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, заслушав заключения прокуроров, полагавших правильным в удовлетворении исковых требований отказать, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Исходя из содержания ст. 46 Конституции РФ и ст. 1 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьей 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2).
Согласно ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Как предусмотрено пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ, выраженным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 года № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Как следует из материалов дела, 17-19 сентября 2021 года на территории города Саратова состоялись выборы депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва.
Как установлено судом, и не оспаривалось сторонами, ФИО1 являлся зарегистрированным кандидатом и участвовал в выборах депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №18, что усматривается из удостоверения №1, выданного 15 июля 2021.
Согласно решению окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №18 по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва, оформленному Протоколом №1, подписанному 20 сентября 2021 в 08 часов 20 минут число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования – 20899, число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями – 17750, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе – 0; избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении окружной избирательной комиссии – 0, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования – 5669, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 459, число погашенных избирательных бюллетеней – 11622, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 458, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 5663, число недействительных избирательных бюллетеней – 230, число действительных избирательных бюллетеней – 5891, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении – 0, число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата: ФИО6 – 437, ФИО7 – 332, ФИО5– 2642, ФИО8- 321; ФИО1 – 2159. Число избирателей, принявших участие в выборах абсолютное – 6128, в процентах – 29,32%. Зарегистрированный кандидат ФИО5 получила наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, признан избранным депутатом Саратовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения об итогах голосования на избирательных участках №172, №174, №176, №1885, №1886, №1895, №1910 оформлены протоколами об итогах голосования.
Как следует из административного искового заявления, административный истец фактически обжалует действия, допущенные в ходе проведения выборов на избирательных участках, а не действия членов окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18, вследствие чего данный иск подсуден рассмотрению районным судом.
Так, в обосновании своих доводов, административный истец указывает на допущение следующих нарушений: нарушения правил составления реестра голосования вне помещения для голосования; карандашные пометки в избирательных книгах и реестре голосования вне помещения для голосования; нарушение формирования избирательных комиссий; отсутствие опечатывания помещений, которые отсутствуют в схеме участковых избирательных комиссий; не предоставление документов и материалов, которые прямо относятся к избирательному и выборному процессу, в том числе и членам вышестоящих комиссий; нарушение целостности сейф-пакетов, в которых храниться использованные бюллетени на избирательном участке УИК №174; отказ извещать всех членов комиссий о предстоящих заседаниях; Принятие решений о включении избирателя в дополнительный список только одним председателем, что противоречит принципу коллегиальности комиссий, который указан в избирательном законодательстве; систематическое отсутствие кворума при работе избирательной комиссии в помещении для голосования; нарушение п. 2, ст. 54 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатом в депутаты Саратовской городской думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №18 ФИО5; письменные заявления избирателей, которые изъявили желание проголосовать вне Помещения, члены комиссий отказывали показывать.
Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетель ФИО9 показал, что является членом окружной избирательной комиссии МО «Город Саратов», присутствовал при подсчете голосов, на избирательном участке №174, где только на 25 сейф-пакетах была не повреждена индикационная лента, на остальных пакетах ее не было; на участке 1886 реестры «надомного» голосования были не прошиты, не было видео наблюдения; по участку 1895, когда пришли к избирателю домой, то оказалось, что она не желает голосовать на дому, а сама хотела пойти на избирательный участок.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО10 показал, что является членом ТИК Кировского района г. Саратова, присутствовал на избирательном участке №174 в период 17-19 сентября 2021 года не предоставили ему возможности ознакомиться с сейф-пакетами, акты хранились не в сейф-пакетах; на участке №176 в реестрах, в которых содержаться сведения о гражданах, выразивших намерение проголосовать вне помещения избирательного участка, были заполнены не все графы, в том числе отсутствовали сведения о причинах, и в реестрах имелись карандашные пометки; на участке №1886 не велось в постоянном режиме видеозапись.
Допрошенный свидетель ФИО11 показала, что является членом ТИК Кировского района г. Саратова с правом совещательного голоса, нарушений допущено не было, сейф-пакеты повреждены не были. На требование ФИО10 предоставить сейф-пакеты, ему был продемонстрирован открытый сейф, в котором были видны сейф-пакеты, поскольку доставать их до подсчета нельзя, то ему отказали в этом.
Исследуя, представленные сторонами доказательства, с учетом обоснованности доводов каждой стороны, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными и отмене результатов голосования на избирательных участках, по следующим основаниям.
Так, доводы административного истца о наличии допущенных нарушений в правилах составления реестра об обращении граждан предоставить возможность проголосовать вне помещения, суд не принимает ко вниманию, поскольку, пунктом 1 статьи 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определено что на избирательных участках, комиссии обязаны предоставить избирателям, которые не могут подойти в помещении для голосования и проголосовать на данных выборах, возможность проголосовать. При этом, ни Федеральный Закон, ни Закон Саратовской области, на основании которых проходили выборы, не содержат норму об утверждении формы реестра обращения граждан для предоставления возможности проголосовать вне помещения избирательного участка. Вся информация, которая записывается в данные реестры в дальнейшем переносится в списке избирателей и также переносится в заявление избирателя, который заполняет во время процедуры голосования вне помещения. Избиратели пишут свою фамилию имя отчество место регистрации, указывая все данные, которые находятся в списках избирателей, и расписывается за полученный бюллетень. Таким образом, сам реестр носит информационный характер, а вся юридически значимая информация переносится в список избирателей.
Далее, административный истец указывает на отсутствие опечатывания помещений, которые отсутствуют в схеме участковых избирательных комиссий, Однако, Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит данного требования. Так, помещения для голосования находятся в определённых зданиях, которые определяется постановлением администрации города Саратова. В соответствии с пункт 3.14 постановления ЦИК об особенностях голосования, помещения для голосования после завершения голосования отпечатываются и передаются на хранение соответствующему участковому.
Доводы административного истца о том, что окружная избирательная комиссия округа №18 и участковые избирательные комиссии были сформированы с нарушениями избирательного законодательства, так же не нашли своего подтверждения.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федерального закона N 67-ФЗ) для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии.
Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.
Как указано в п. 3.2. Методических рекомендаций о порядке формирования избирательных комиссий, в избирательную комиссию по предложению каждой политической партии либо ее регионального отделения или иного структурного подразделения, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Политическая партия, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной избирательной комиссии, за исключением участковой избирательной комиссии.
Отбор кандидатур проводится на основании процедуры, определенной решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - решением соответствующей территориальной комиссии. Процедура отбора может предусматривать рейтинговое голосование, жеребьевку, иные способы определения конкретных кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии.
Кандидатуры, предложенные в состав участковой избирательной комиссии, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, установленным ЦИК РФ.
Так, окружная избирательная комиссия № 18 в соответствии с требованиями п. б ч. 1 ст. 12 N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" формировалось решением избирательной комиссии города не позднее чем за 65 дней до дня голосования в количестве девяти членов с правом решающего голоса. Все нормы законодательства в данном случае были выполнены.
Участковые избирательные комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями и их решениями.
Решением территориальной избирательной комиссии Кировского района города Саратова от 23 мая 2018 № 01-09/400-Р сформирована участковая избирательная комиссия № 172 на срок полномочий пять лет (2018-2023 год). Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 172 назначена ФИО12 (собрание избирателей по месту работы), зам.председателя ФИО13 (политическая партия Всероссийская политическая партия «Единая Россия»), секретарь Кузнецова Н.А. (собрание избирателей по месту работы), членами комиссии являются: ФИО14 (политическая партия «Либерально-демократическая партия России»), ФИО15 (политическая партия «Партия Ветеранов России»), ФИО16 (политическая партия «Казачья партия Российской Федерации»), ФИО17 (политическая партия «Коммунистическая Партия Социальной Справедливости), ФИО18 (политическая партия «Всероссийской Политической Партии Родина»), ФИО19 (политическая партия «Патриоты России»), ФИО20 (политическая партия «Коммунистическая Партия Российской Федерации»), ФИО21 (политическая партия «Справедливая Россия»), ФИО22 (политическая партия «Сратовская региональная общественная организация «Синегория»).
Решением территориальной избирательной комиссии Кировского района города Саратова от 23 мая 2018 № 01-09/400-Р сформирована участковая избирательная комиссия № 174 на срок полномочий пять лет (2018-2023 год). Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 174 назначена ФИО23 (политическая партия Всероссийская политическая партия «Единая Россия»), зам.председателя ФИО24 (политическая партия «Коммунистическая Партия Социальной Справедливости»), секретарь Григорьева А.М. (собрание избирателей по месту работы), членами комиссии являются: ФИО25 (политическая партия «Казачья партия Российской Федерации»), ФИО26 (политическая партия «Коммунистическая Партия Коммунисты России»), ФИО27 (политическая партия «Патриоты России»), ФИО28 (политическая партия «Сратовская региональная общественная организация «Синегория»), ФИО29 (политическая партия «Российский общенародный Союз»), ФИО30 (политическая партия «Либерально-демократическая партия России»), ФИО31 (собрание избирателей по месту работы), ФИО32 (политическая партия «Коммунистическая Партия Российской Федерации»), ФИО33 (политическая партия «Партия Ветеранов России»).
Решением территориальной избирательной комиссии Кировского района города Саратова от 23 мая 2018 № 01-09/400-Р сформирована участковая избирательная комиссия № 176 на срок полномочий пять лет (2018-2023 год). Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 176 назначена ФИО34 (политическая партия «Патриоты России»), зам.председателя ФИО35 (политическая партия «Либерально-демократическая партия России»), секретарь Казакова Н.Ю. (политическая партия «Всероссийская Политическая Партия «Родина»), членами комиссии являются: ФИО36 (Общероссийская общественная организация «Союз женщин России»), ФИО37 (собрание избирателей по месту работы), ФИО38 (политическая партия «Коммунистическая Партия Коммунисты России»), ФИО39 (собрание избирателей по месту работы), ФИО40 (политическая партия «Справедливая Россия), ФИО41 (собрание избирателей по месту работы), ФИО42 (политическая партия «Коммунистическая Партия Российской Федерации»), ФИО43 (политическая партия Всероссийская политическая партия «Единая Россия»), ФИО44 политическая партия «Казачья партия Российской Федерации»).
Решением территориальной избирательной комиссии Кировского района города Саратова от 05 сентября 2016 № 01-09/184-Р сформирована участковая избирательная комиссия № 1885 на срок полномочий шесть лет (2016-2022 год). Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1885 назначена ФИО45 (собрание избирателей по месту работы), зам.председателя ФИО46 (политическая партия «Партия Ветеранов России»), секретарь Аввакумова И.Н. (собрание избирателей по месту работы), членами комиссии являются: ФИО47 (политическая партия «Партия Ветеранов России»), ФИО48 (политическая партия «Всероссийская Политическая Партия «Родина»), ФИО49 (политическая партия «Коммунистическая Партия Российской Федерации»), ФИО50 (собрание избирателей по месту работы), ФИО51 (политическая партия «Сратовская региональная общественная организация «Синегория»), ФИО52 (собрание избирателей по месту работы), ФИО53 (политическая партия «Российская Партия Свободы и Справедливости»), ФИО54 (политическая партия Всероссийская политическая партия «Единая Россия»), ФИО55 (политическая партия «Коммунистическая Партия Коммунисты России»).
Решением территориальной избирательной комиссии Кировского района города Саратова от 05 сентября 2016 № 01-09/185-Р сформирована участковая избирательная комиссия № 1886 на срок полномочий шесть лет (2016-2022 год). Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1886 назначена ФИО56 (политическая партия Общественная организация политической партии «Российский Общенародный Союз»), зам.председателя ФИО57 (собрание избирателей по месту работы), секретарь Ковальская Н.А. (собрание избирателей по месту работы), членами комиссии являются: ФИО58 (собрание избирателей по месту работы), ФИО59 (политическая партия «Либерально-демократическая партия России»), ФИО60 (политическая партия «Коммунистическая Партия Российской Федерации»), ФИО61 (собрание избирателей по месту работы), ФИО62 (собрание избирателей по месту работы), ФИО63 (политическая партия Всероссийская общественная организация «Боевое братство»), ФИО64 (собрание избирателей по месту работы), ФИО65 (политическая партия Всероссийская политическая партия «Единая Россия»), ФИО66 (собрание избирателей по месту работы).
Решением территориальной избирательной комиссии Кировского района города Саратова от 30 апреля 2020 № 01-09/520-Р сформирована участковая избирательная комиссия № 1895 на срок полномочий пять лет (2020-2025 год). Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1895 назначена ФИО67 (политическая партия «Сратовская региональная общественная организация «Синегория»), зам.председателя ФИО68 (политическая партия «Партия Ветеранов России»), секретарь Полевая Е.И. (политическая партия Всероссийская политическая партия «Единая Россия»), членами комиссии являются: ФИО69 (политическая партия «Справедливая Россия), ФИО70 (собрание избирателей по месту работы), ФИО71 (политическая партия «Всероссийская Политическая Партия «Родина»), ФИО72 (политическая партия «Коммунистическая Партия Коммунисты России»), ФИО73 (Общероссийская общественная организация «Союз женщин России»), ФИО74 (собрание избирателей по месту работы), ФИО75 политическая партия «Казачья партия Российской Федерации»), ФИО76 (политическая партия «Либерально-демократическая партия России»), ФИО77 (политическая партия «Коммунистическая Партия Российской Федерации»).
Решением территориальной избирательной комиссии Кировского района города Саратова от 05 июля 2021 № 01-09/55-Р сформирована участковая избирательная комиссия № 1910 на срок полномочий пять лет (2021-2026 год). Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1910 назначена ФИО78 (собрание избирателей по месту работы), зам.председателя ФИО79 (собрание избирателей по месту работы), секретарь Кощеева В.В. (политическая партия «Всероссийская Политическая Партия «Родина»), членами комиссии являются: ФИО80 (собрание избирателей по месту работы), ФИО81 (собрание избирателей по месту работы), ФИО82 (собрание избирателей по месту работы), ФИО83 (Общероссийская общественная организация «Союз женщин России»), ФИО84 (собрание избирателей по месту работы), ФИО85 (политическая партия «Либерально-демократическая партия России»), ФИО86 (политическая партия Всероссийская политическая партия «Единая Россия»), ФИО87 (политическая партия «Коммунистическая Партия Российской Федерации»), ФИО88 (политическая партия «Российская Партия Свободы и Справедливости»).
Не одно из решений о создании комиссий, в установленный Законом срок, не было оспорено или отменено. Данные решения полностью соответствует законодательству. Таким образом, доводы административного истца на исход выборной компании повлиять не могут.
Также, административным истцом не представлено доказательств систематического отсутствия кворума при работе избирательных комиссий.
Что касается доводов административного истца о нарушении введения агитации кандидатом ФИО5, то жалоба истца была рассмотрена окружной избирательной комиссией, решение было предоставлено кандидату, и не было им обжаловано.
Подсчет голосов избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в соответствии с Порядком, в том числе отражение результатов подсчета в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Так, вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка неповрежденности печати (средства), исключающего возможность ее (его) снятия без повреждения (сохранности сейф-пакета).
Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени, указанного в соответствующем акте, проводится проверка по списку избирателей, участников референдума, письменным заявлениям о голосовании на дому.
В случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени по соответствующим выборам, референдуму, находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем акте (приложение N 2 к Порядку), который прилагается к протоколу об итогах голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления также от позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов") (при ее наличии), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
Из представленной административным истцом видеозаписи видно, что сохранность сейф-пакетов нарушена не была, в связи с чем доводы о вскрытии сейф-пакетов, и фальсификации данных, судом отклоняются. В ходе рассмотрения дела доказательств наличия не актуальных списков избирателей административным истцом не представлено.
Доводы административного истца о наличии допущенных нарушений при составлении реестра голосования вне помещения для голосования, не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку указанные реестры были признаны недействительными на основании решения № 10 от 17 сентября 2021, № 3 от 17 сентября 2021 участковой избирательной комиссии избирательного участка №1885, №6 от 18 сентября 2021 участковой избирательной комиссии избирательного участка №176, № 1 от 17 сентября 2021 участковой избирательной комиссии избирательного участка №1910.
Так же, не может являться основанием для признания недействительным и отмене голосования факт принятия решения о включении избирателя в дополнительный список только одним председателем, поскольку у последнего не имелось законных оснований для отказа избирателю в его праве принять участие в голосовании.
Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
При этом, в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований недопустимо.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Таким образом, вопреки доводам административного истца ФИО1 в судебном заседании не было установлено допущенных нарушений, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, как не было установлено наличие допущенной фальсификации в работе указанных избирательных участках и избирательной комиссии, все заявленные в обоснование своих требований доводы административного истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для признания результатов голосования на избирательных участках: №172, №174, №176, №1885, №1886, №1895, №1910, признании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №18 по выборам депутатов Саратовкой городской Думы шестого созыва о регистрации депутата Саратовкой городской Думы шестого созыва №15-01 от 23 сентября 2021 года недействительными и их отмене не имеется.
В связи с чем, административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18, участковым избирательным комиссиям №№ 72, 174, 175, 176, 1885, 1886, 1895, 896, 1910 о признании недействительными и отмене результатов голосования, отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 от 23 сентября 2021 года, – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 29 октября 2021 года через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья Е.Б. Сорокина