Дело № 2а-4906/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2020 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: судьи Успун И.И., при секретаре Монгуш Д.Б., с участием представителя административного истца – помощника прокурора г.Кызыла ФИО3, представителя административного ответчика мэрии г.Кызыла ФИО4 представителя заинтересованного лица – АО «Кызылская ТЭЦ» ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г.Кызыла к мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия, выразившееся в не включении единой теплоснабжающей организации – АО «Кызылская ТЭЦ» в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов, обязать устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
В Кызылский городской суд Республики Тыва поступило административное исковое заявление заместителя прокурора г.Кызыла к мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия, выразившейся в не включении единой теплоснабжающей организации – АО «Кызылская ТЭЦ» в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов, обязать устранить допущенные нарушения. В обоснование административного искового заявления указал следующее. Прокуратурой города Кызыла проведена проверка готовности объектов к отопительному периоду 2020-2021 годов, по результатам которой установлено, что согласно схеме теплоснабжения городского округа город Кызыл Республики Тыва на период до 2040 года (актуализация на 2019 год) на территории г. Кызыла имеются три системы теплоснабжения, в которых определены единые теплоснабжающие организации (теплоисточники: АО «Кызылская ТЭЦ», котельные УСК «Субедей», ФКП «Аэропорт». Постановлением мэрии г. Кызыла от 08.07.2020 № 338 утвержден состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к отопительному зимнему периоду 2020-2021 г.г. (далее - комиссия), который включает представителей самой мэрии, Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора республики, Енисейского управления Ростехнадзора, а также ООО «Теплосеть плюс». Вышеуказанным актом помимо состава комиссии утверждены также Положение о комиссии по проверке готовности организаций и потребителей тепловой энергии на территории муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» к отопительному периоду 2020-2021 годов, Программа проведения проверки готовности организаций и потребителей тепловой энергии на территории муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» к отопительному периоду 2020-2021 годов. В нарушение приведенных требований закона в состав комиссии не включена АО «Кызылская ТЭЦ», являющаяся единой теплоснабжающей организацией, с которой заключены договоры теплоснабжения. В связи с тем, что результаты проверки готовности к отопительному периоду оформляются актами проверок, подписываемыми только членами комиссии с указанием замечаний в случае их наличия, проведение проверок без участия АО «Кызылская ТЭЦ» в качестве члена комиссии, не позволит в полном объеме определить и принять меры к своевременному устранению нарушений, может повлечь некачественную подготовку к отопительному периоду, и как следствие, угрозу возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, срыва прохождения отопительного периода и нарушение прав граждан - жителей г. Кызыла на благоприятные и безопасные условия проживания, получение в установленном порядке коммунальных услуг.
Поскольку ответчиками не выполняются требования законодательства о подготовке к отопительному периоду, замедление исполнения решения суда может повлечь негативные последствия, некачественную подготовку к отопительному периоду, и как следствие, угрозу возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, срыва прохождения отопительного периода, а также нарушения прав граждан - жителей г. Кызыла на благоприятные условия проживания. Просит признать незаконным бездействие мэрии г. Кызыла, выразившееся в не включении единой теплоснабжающей организации – АО «Кызылская ТЭЦ» в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов, обязать мэрию г. Кызыла включить в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к отопительному зимнему периоду 2020-2021 г.г. единую теплоснабжающую организацию - АО «Кызылская ТЭЦ». Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Помощник прокурора г.Кызыла ФИО3 в судебном заседании поддержал административное исковое заявление, просил удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.
Представитель административного ответчика мэрии г.Кызыла ФИО4 в судебном заседании с административным иском прокурора не согласилась, предоставив возражения по иску в письменном виде, указывая, что в своем иске прокурор ссылается на ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которой проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (часть 2 статьи 20 Закона о теплоснабжении). В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 этой статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду". Как установлено ст. 20 № 190-ФЗ, органы местного самоуправления осуществляют проверку готовности к отопительному сезону совместно с теплоснабжающей организацией в соответствии с указанными Правилами. В соответствии с разделом II вышеуказанных Правил, проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия). Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются: объекты, подлежащие проверке; сроки проведения проверки; документы, проверяемые в ходе проведения проверки. В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию. В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии, в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции. В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии. В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Мэрия г. Кызыла постановлением от 08.07.2020 года № 338 создала комиссию по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» к отопительному сезону на 2020-2021 годы. Действительно в состав комиссии представители теплоснабжающей организации не включены, поскольку такая обязанность на органы местного самоуправления не возложена ни одним нормативным правовым актом. Федеральный законодатель лишь установил обязанность проверки совместно с единой теплоснабжающей организацией проводить проверки. Мэрией г. Кызыла направлялись письма от 15.07.2020 года №, от 28.07.2020 №, 24.08.2020 № в Кызылскую ТЭЦ о возможности участия представителей Кызылской ТЭЦ в мероприятиях по проверке готовности потребителей тепловой энергии. Эти письма были проигнорированы. Кызылская ТЭЦ захотела быть включенной в комиссию Мэрии, которая утверждена постановлением мэрии и обратилась в прокуратуру. Мэрия г. Кызыла считает, что в данном случае незаконных действий со стороны мэрии г. Кызыла не имеется и иск прокурора не обоснован и не подлежит удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица – АО «Кызылская ТЭЦ» ФИО5 в судебном заседании административный иск прокурора поддержала и представила позицию относительно исковых требований в письменном виде, согласно которой АО «Кызылская ТЭЦ» является единой теплоснабжающей организацией (дале - ЕТО) на территории г.Кызыла и пгт.Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва. Общество регулярно сталкивается с отказом мэрии г.Кызыла начиная с 2019 года от включения представителей ЕТО в состав комиссии при проверке готовности жилого фонда, объектов социальной сферы и т.д. к отопительному периоду. Не обеспечение мэрией обязательного участия представителей ЕТО в комиссии означает невозможность в полной мере осуществить контроль за соответствием объектов теплопотребления потребителей требованиям законодательства. Таким образом, возникают риски невыполнения указанными субъектами теплоснабжения установленных требований по готовности к отопительному сезону, что впоследствии приводит к нарушению режимов теплоснабжения. В таких условиях ЕТО не имеет возможности выступать гарантом соблюдения надежности и качества теплоснабжения, установленных нормами законодательства. С целью обеспечения реализации федерального законодательства, способствованию объективной и профессиональной проверке потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2020-2021 г.г., АО «Кызылская ТЭЦ» письмом № от 10.04.2020 предложило мэрии г.Кызыла определить состав комиссии с обязательным включением в нее представителя АО «Кызылская ТЭЦ» как ЕТО в соответствующей системе теплоснабжения. Соответствующее предложение было продиктовано требованиями изменившейся с марта 2020 г. редакции ч.2 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которой «Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения...». Мэрия г.Кызыла, проигнорировав Федеральный закон N 190-ФЗ "О теплоснабжении", апрельское предложение АО «Кызылская ТЭЦ» на оперативное, в кратчайшие сроки определение состава комиссии и сроков проведения оценки готовности, почти три месяца разрабатывала соответствующее постановление. В приложении № 2 к постановлению определен состав комиссии, без включения в него представителя ЕТО - АО «Кызылская ТЭЦ», но при этом был включен представитель ООО «Теплосеть плюс», осуществляющее теплоснабжение в небольшой локальной системе теплоснабжения и не имеющее право осуществлять проверки в системе теплоснабжения от Кызылской ТЭЦ. Согласно п.3.3 приложения №1 к постановлению, комиссия имеет право привлекать к работе комиссии должностных лиц предприятии, организаций, учреждений независимо от формы собственности, участвующих в теплоснабжении населения, обслуживании жилищного фонды. Иных оснований возможности участия АО «Кызылская ТЭЦ» в проверке готовности потребителей тепловой энергии постановление не содержит, что противоречит требованиям законодательства. При этом формат участия в проверках ЕТО, какие итоговые документы могут быть подписаны при привлечении ЕТО для совместных проверок, не определен. Следует отметить, что итогом проверки может быть только акт проверки, правом подписи которого обладают только члены комиссии. Согласно Схеме теплоснабжения городского округа, город Кызыл Республики Тыва на период до 2040 года (актуализация на 2019 год) на территории г.Кызыла имеются три системы теплоснабжения, в которых определены единые теплоснабжающие организации (теплоисточники: Кызылская ТЭЦ, Котельная УСК «Субедей», Котельная ФКП «Аэропорт Кызыл). Согласно п.14 ст.2 ФЗ "О теплоснабжении", система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. А с учетом вышеприведенной нормы (ч.2 ст.20 ФЗ "О теплоснабжении"), в соответствии с которой «...проверка готовности потребителей тепловой энергии осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договора теплоснабжения.. .», полагают, что правомерно создание отдельных комиссий по проверке готовности в каждой отдельной системе теплоснабжения, в которой есть своя ЕТО. Мэрия г.Кызыла продолжает придерживаться своей позиции по неисполнению законодательства РФ и по не включению представителя АО «Кызылская ТЭЦ» в состав комиссии по проверке готовности потребителей к отопительному периоду при этом направляя предложения о совместной проверке. Прокуратура г.Кызыла в последующем направляла АО «Кызылская ТЭЦ» требования о необходимости совместных проверок с органами местного самоуправления. Формат участия в проверках ЕТО, какие итоговые документы могут быть подписаны при привлечении ЕТО, не определен. Принимая во внимание игнорирование законных требований ЕТО со стороны муниципальных органов власти, однобокое трактование мэрией федерального законодательства, при котором подзаконный акт - Правила оценки готовности к отопительному периоду (утв. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103) оказался выше ФЗ «О теплоснабжении», АО «Кызылская ТЭЦ» вынуждено было обратиться в Минэнерго России за соответствующими разъяснениями, несмотря на их очевидность. Согласно разъяснениям Минэнерго России от 26.08.2020 № 09-2445 «... орган местного самоуправления обязан после 29 марта 2020 года включить в состав комиссии.. . представителя единой теплоснабжающей организации, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключен договор.. .». Просит обязать Мэрию города Кызыла включить в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к отопительному зимнему периоду 2020-2021 г.г. единую теплоснабжающую организацию - АО «Кызылская ТЭЦ».
Выслушав административного истца, ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020)" Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 этого же федерального закона закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно п.4 ст. 13 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 N 50 (ред. от 26.08.2020) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" (п.4.1).
В силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 190 общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу п. 14 ст. 2 данного закона система теплоснабжения представляет собой совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 190 проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключен договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей (ч.3 ст. 20).
Исходя из смысла пунктов 1 - 3 части 1, частей 2 и 3 статьи 20 Федерального закона № 190, муниципальные образования, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду, которая в отношении муниципальных образований осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, а в отношении остальных из названных лиц - органами местного самоуправления в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Такие правила утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 103.
Согласно частям 4 и 5 статьи 20 Федерального закона № 190 проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона № 190 схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 Приказа от 12.03.2013г., № 103 об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду Министерства энергетики Российской Федерации проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов. В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Постановлением мэра г.Кызыла ФИО16 от 08.07.2020 года № 338 создана комиссия по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (далее - Комиссия) к отопительному зимнему периоду 2020-2021 годов (п.1), утверждено Положение о комиссии и Программа проведения проверки готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии на территории муниципального образований городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» к отопительному сезону 2020-2021 г.г. (п.2-3).
В соответствии с п. 1.3 Положения о комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии на территории муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» к отопительному периоду 2020-2021 годов, комиссия является рабочим органом, обеспечивающим проверку готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2020-2021 г.г.; создана в целях подготовки и обеспечения устойчивого функционирования объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства города Кызыла в отопительный период (п. 2.1.).
Задачей Комиссии является проведение проверки готовности к отопительному периоду 2020- 2021 г.г.(п. 2.2).
Основными функциями Комиссии являются: осуществление проверки выполнения требований по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, установленных главой III,IV Приказа Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 г. № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду», в соответствии с Программой проведения проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 г.г; оформление результатов проверки актом готовности к отопительному периоду; при отсутствии у Комиссии замечаний к выполнению требований готовности выдается паспорт готовности к отопительному периоду; при наличии у Комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения (п.2.3).
Для осуществления возложенных функций Комиссия имеет право, в том числе разрабатывать и вносить предложения по выполнению мероприятий по своевременной подготовке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций к работе в отопительный период; привлекать к работе Комиссии должностных лиц предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности, участвующих в теплоснабжении населения, обслуживании жилищного фонда (п.п. 3.1, 3.3).
Согласно Приложению №2 к постановлению Мэрии г.Кызыла от 8.07.2020 года № в состав Комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду входит председатель комиссии: первый заместитель мэра г.Кызыла ФИО6, его заместитель - начальник Департамента городского хозяйства мэрии г.Кызыла г.Кызыла ФИО7 и члены комиссии – заместитель начальника Департамента городского хозяйства мэрии г.Кызыла г.Кызыла ФИО8, начальник отдела инженерной инфраструктуры Департамента городского хозяйства мэрии г.Кызыла ФИО9, заместитель руководителя – начальник отдела технологического и энергетического надзора по Республике Тыва Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию) ФИО10, руководитель Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (по согласованию) ФИО11, генеральный директор ООО «теплосеть плюс» (по согласованию) ФИО12
Заместителем прокурора г.Кызыла ФИО13 13.08.2020 года направлен протест мэру г.Кызыла ФИО16 в виду того, что проведение проверок без участия АО «Кызылская ТЭЦ» в качестве члена комиссии, не позволит в полном объеме определить и установить меры к своевременному устранению нарушений, может повлечь некачественную подготовку к отопительному периоду, и как следствие, угрозу возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, срыва прохождения отопительного периода, а также нарушения прав граждан – жителей г.Кызыла на благоприятные условия проживания.
В ответ на протест заместителя прокурора г.Кызыла, заместитель мэра по правовым вопросам и профилактике правонарушений ФИО18 в письме от 27.08.2020 указал, что постановление мэрии г.Кызыла от 8.07.2020 года № принято на основании проведенных согласований, в том числе и на основании предоставленного заключения Управления правового обеспечения мэрии г.Кызыла, согласно которому включение в состав комиссии представителей теплоснабжающей организации необязательно. Для проведении проверок направлены приглашения на обеспечение явки представителей - заместителю руководителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО10, руководителю Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва ФИО11, генеральному директору АО «Кызылская ТЭЦ» ФИО14, а также составлен график совместных проверок потребителей тепловой энергии и направлен в АО «Кызылская ТЭЦ».
Согласно письму первого заместителя мэра г.Кызыла ФИО6 от 15.07.2020 года № на имя генерального директора АО «Кызылская ТЭЦ», направлено постановление мэрии г.Кызыла от 08.07.2020 года № « О создании комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» к отопительному зимнему периоду 2020-2021 годов, с предложением принятия участия представителей АО «Кызылская ТЭЦ» в мероприятиях по проверке готовности потребителей тепловой энергии городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». О результатах рассмотрения письма уведомить мэрию г.Кызыла.
АО «Кызылская ТЭЦ» 16.07.2020 года обратилось к мэру г.Кызыла с предложением внести изменения в приложение №2 к постановлению от 08.07.2020 № с указанием составов комиссий по проверке готовности к ОЗП по каждой системе теплоснабжения, в т.ч. по централизованной системе теплоснабжения – представителей органов местного самоуправления и АО «Кызылская ТЭЦ». В приложении № к постановлению от 08.07.2020 № скорректировать сроки проведения проверок с учетом невозможности проведения проверок незаконным составом комиссии, а также содержанием начальных дат проведения проверок – 06.07.2020, при подписании постановления от 8.07.2020 г. Прокуратуре г.Кызыла принять меры прокурорского реагирования на издание мэрией г.Кызыла постановления от 08.07.2020 № 338 без учета требований ч.2 ст. 20 ФЗ от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В ответ на предложение АО «Кызылская ТЭЦ» от 16.07.2020 года мэрия г.Кызыла в письме от 28.07.2020 г. № повторно просит рассмотреть возможность участия представителей АО «Кызылская ТЭЦ» в мероприятиях по проверке готовности потребителей тепловой энергии городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» к отопительному периоду.
На обращение АО «Кызылская ТЭЦ» от 11.08.2020 года Департамент развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрев обращение, разъяснил, что в соответствии с ч.3 ст.20 Закона о теплоснабжении прямое требование о проведении проверки готовности к отопительному периоду совместно с единой теплоснабжающей организацией, орган местного самоуправления обязан после 29.03.2020 года включить в состав комиссии в целях проверки готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному сезону представителя единой теплоснабжающей организации, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договоры теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Постановлением мэрии города Кызыла от 6 августа 2019 года N 467 утверждена схема теплоснабжения городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" на период до 2040 года (актуализация на 2019 год), согласно которой АО «Кызылская ТЭЦ» наряду с Котельными УСК «Субедей» и ФКП «Аэропорт Кызыла» определено, как единая теплоснабжающая организация.
Вышеуказанные нормативно-правовые акты во взаимосвязи свидетельствуют о том, что при проверке готовности к зимнему отопительному периоду органы местного самоуправления должны разработать план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления. Таким образом, для того чтобы муниципальное образование было признано подготовленным к отопительному сезону, оно как минимум должно иметь техническую возможность моделирования аварийных ситуаций, систему мониторинга состояния системы теплоснабжения, оперативно-диспетчерское управление.
Имеются критерии определения готовности к отопительному сезону теплоснабжающих и теплосетевых организаций и для того, чтобы теплоснабжающая или теплосетевая организация была признана подготовленной к отопительному сезону, она должна:иметь исправные источники тепловой энергии и тепловые сети; иметь соглашение об управлении системой теплоснабжения; иметь график тепловых нагрузок и возможность его исполнения (в данном случае рассматривается именно потенциальная возможность соблюдения графика, поскольку фактическое его исполнение зависит от добросовестности конкретной организации); иметь возможность соблюдения температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; иметь необходимые запасы топлива; иметь аварийную и диспетчерскую службы (при этом работники службы должны быть квалифицированы, а работа самой службы налажена и оперативна); организовать наладку принадлежащих ей тепловых сетей; иметь возможность контролировать и осуществлять контроль за соблюдением режимов потребления; обеспечивать качество теплоносителя; организовать коммерческий учет тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих ей тепловых сетей (по всей видимости, имеется в виду надлежащий ввод в эксплуатацию вновь построенных тепловых сетей и тепловых сетей после капитального ремонта или модернизации); обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения (не совсем ясно, как можно заранее обеспечить безаварийную работу, аварии возникают чаще всего из-за невозможности их предотвращения в конкретной ситуации, а не из-за отсутствия желания предвидеть возможность наступления аварии); обеспечить надежное теплоснабжение потребителя.
Целью проведения проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций является определение соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Проверка готовности потребителей к отопительному сезону заключается в проверке наличия приборов учета, исправности теплопотребляющих установок и их надлежащем подключении к тепловым сетям, а также в отсутствии задолженности за поставленную ранее тепловую энергию. В случае если какое-либо из этих условий соблюдено не будет, теоретически теплоснабжающая организация может до устранения нарушений не поставлять тепловую энергию такому потребителю.
Таким образом, проверка теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии осуществляется органами местного самоуправления. Как правило, для этого создаются специальные межведомственные комиссии, которые непосредственно осуществляют проверку, по итогам которой теплосетевая организация признаются подготовленными к отопительному сезону с составлением акта проверки готовности к отопительному сезону, подписанного всеми членами комиссии с выдачей паспорта готовности к отопительному сезону либо комиссия выносит замечания, которые должны быть устранены в конкретный срок.
Однако, АО «Кызылская ТЭЦ», как одна из единых теплоснабжающих организаций, не включена в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 190.
Проведение проверок готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов без участия АО «Кызылская ТЭЦ» в качестве члена комиссии, приводит к невозможности в полной мере осуществить контроль за соответствием объектов теплопотребления требованиям законодательства, возникают риски невыполнения теплоснабжения установленных требований по готовности к отопительному сезону, что впоследствии приводит к нарушению режимов теплоснабжения.
При таких обстоятельствах, единая теплоснабжающая организация АО «Кызылская ТЭЦ» не имеет возможности выступать гарантом соблюдения надежности и качества теплоснабжения, установленных нормами законодательства, не позволит в полном объеме определить и установить меры к своевременному устранению нарушений, может повлечь некачественную подготовку к отопительному периоду, и как следствие, угрозу возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, срыва прохождения отопительного периода, а также нарушения прав граждан – жителей г.Кызыла на благоприятные условия проживания.
Таким образом, бездействие мэрии г.Кызыла, выразившееся в не включении единой теплоснабжающей организации – АО «Кызылская ТЭЦ» в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов является незаконным.
В целях качественной подготовки к отопительному периоду 2020-2021 годов, предотвращения угрозы возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций в отопительный период, а также обеспечения прав граждан – жителей г.Кызыла на благоприятные условия проживания, необходимо обязать мэрию г. Кызыла включить в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к отопительному зимнему периоду 2020-2021 г.г. единую теплоснабжающую организацию - АО «Кызылская ТЭЦ».
Поскольку Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключен договор теплоснабжения, необоснованны доводы мэрии г.Кызыла в той части, что обязанность обязательного включения в состав комиссии представителей теплоснабжающей организации на органы местного самоуправления не возложена ни одним нормативным правовым актом, а также направленные письма от 15.07.2020 года №, от 28.07.2020 №, 24.08.2020 № в Кызылскую ТЭЦ о возможности участия их представителей в мероприятиях по проверке готовности потребителей тепловой энергии, которые были проигнорированы.
Учитывая, что замедление исполнения этого решения может привести к угрозе возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, срыва прохождения отопительного периода, и как следствие, нанесение значительного ущерба интересам жителей г.Кызыла на благоприятные условия проживания, суд, считает необходимым решение суда обратить к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление заместителя прокурора г.Кызыла ФИО13 к мэрии г.Кызыла о признаний незаконным бездействия, выразившееся в не включении единой теплоснабжающей организации - АО «Кызылская ТЭЦ» в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к зимнему отопительному периоду 2020-2021 г.г., обязать устранить допущенные нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии г. Кызыла выразившееся в не включении единой теплоснабжающей организации - АО «Кызылская ТЭЦ» в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к зимнему отопительному периоду 2020-2021 г.г.
Обязать мэрию г. Кызыла включить в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа «город Кызыл Республики Тыва» к зимнему отопительному периоду 2020-2021 г.г. единую теплоснабжающую организацию - АО «Кызылская ТЭЦ».
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения в мотивированном виде путём подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2020 года.
Судья И.И.Успун