ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-490/18 от 17.12.2018 Красноармейского районного суда (Приморский край)

№ 2а-490/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Новопокровка ДД.ММ.ГГГГ года

Судья Красноармейского районного суда Приморского края Савенкова Ю.А., при секретаре Тимоховой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению муниципального комитета Мельничного сельского поселения к прокуратуре Красноармейского района Приморского края, прокуратуре Приморского края об оспаривании представления прокурора,

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Красноармейского района Приморского края о признании представления прокурора незаконным. В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Красноармейского района вынесено представление «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму», в связи с тем, что до настоящего времени муниципальным комитетом Мельничного сельского поселения не внесены в устав положения об организации и реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. С данным представлением административный истец не согласен. Согласно п. 6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Согласно абз.5 п.1.1 Соглашения «О передаче полномочий администрацией Красноармейского муниципального района администрации Мельничного сельского поселения переданы полномочия отнесенные к вопросам местного значения муниципального района предусмотренные п. 6.1 ч.1 ст.15 ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации». Соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действий, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Согласно пп. 2 ст.44 ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» - уставом муниципального образования должны определяться вопросы местного значения. Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, не отнесено к вопросам местного значения сельских поселений. Передача полномочий отнесенных к вопросам местного значения муниципального района, носит временный характер и не обязывает муниципальный комитет Мельничного сельского поселения внести изменения в устав поселения, так как передаются сроком на один год и могут быть в любое время возвращены муниципальному району. Административный истец просит признать незаконным представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и отменить его.

Административный истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствии, на административном исковом заявлении настаивал.

Административные ответчики в суд представителей не направили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомили.

Суд, выслушав административного ответчика, проверив материалы дела, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворения по следующим основаниям.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Так, для удовлетворения административного иска по таким требованиям необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

В силу п. 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказать нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возлагается на указанное лицо, а соответствие действия (бездействия) требованиям закона - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Между тем, представление прокурора - это акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранить нарушения закона, их причины и способствующие им условия. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона, в связи с чем, такое представление должно быть законным, обоснованным и исполнимым, оно должно содержать указание не только на нарушение определенных норм закона, но и какие именно необходимо принять меры для их устранения, в противном случае лицо лишено возможности исполнить требования представления.

В соответствии со статьями 1 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

В силу пункта 1 статьи 24 вышеуказанного закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Как указано в ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму. Это вытекает и из п.6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ - органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии с абзацем 5 пункта 1.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче осуществления части полномочий администрацией Красноармейского муниципального района администрации Мельничного сельского поселения по решению вопросов местного значения в границах поселения» администрации Мельничного сельского поселения переданы полномочия по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Красноармейского района во исполнение задания прокуратуры Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка соблюдения администрацией Мельничного сельского поселения законодательства в области противодействия терроризму, по результатам которой установлено, что комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ г.г., утвержденным Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, предписывается внести функцию по организации и реализации мероприятий плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы муниципальных образований и должностные регламенты (обязанности) ответственных лиц. Решением антитеррористической комиссии Приморского края, указанная обязанность возложена на органы местного самоуправления.

Решением Думы Красноармейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Устав Красноармейского муниципального района и ст. 24 дополнена пунктом 11 следующего содержания «организация и реализация мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации, утверждаемого Президентом Российского Федерации, Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Приморском крае, утверждаемого Губернатором Приморского края, и других мероприятий по противодействию терроризму в рамках своих полномочий в соответствии с решением Думы муниципального района».

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ администрацией района переданы администрации Мельничного сельского поселения часть полномочий, в том числе по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения.

Такое соглашение в полной мере соответствует требованиям части 4 статьи 15 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку заключается на определенный срок (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (пункт 5.3-5.3.1, 5.3.2, содержит положения, устанавливающие основание и порядок прекращения его действия, в том числе досрочно, финансовые санкции за неисполнение соглашения (пункты 4.3 соглашения).

В случае перераспределения вопросов местного значения путем заключения соглашения между муниципальным образованием и поселением, то их правовая природа не меняется, поскольку они передаются на определенный срок и при условии определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Изменяются лишь органы, которые после перераспределения полномочий должны их выполнять.

Более того, администрация сельского поселения осуществляет переданную ей часть полномочий в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. В случае невозможности надлежащего исполнения переданной части полномочий администрация поселения обязана сообщить об этом администрации района (пункты 3.2.4 соглашения).

Администрацией Мельничного сельского поселения обязанность по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения не выполнена, положение об организации и реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма в устав Мельничного сельского поселения не включено.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Красноармейского района председателю муниципального комитета Мельничного сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.

Суд считает, данное представление законным и обоснованным, так как администрация района с Мельничным сельским поселением заключило соглашение о передаче полномочий по противодействию идеологии терроризма ДД.ММ.ГГГГ, данное соглашение не расторгнуто, не на дату внесения представления прокурором, ни на дату рассмотрения дела в суде, срок действия указанного соглашения истекает лишь ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, аналогичные соглашения заключались с администрацией поселения с ДД.ММ.ГГГГ года, таким образом, у поселения имелась возможность устранения нарушений закона и их недопущения, в связи с чем, довод административного истца о временной передаче полномочий судом не принимается во внимание.

В соответствии со ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация поселения несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по решению вопросов местного значения лишь в той мере, в которой решение вопросов местного значения обеспечено АКМР соответствующими финансовыми ресурсами.

Однако, сведений о том, что денежных средств недостаточно для выполнения указанных полномочий суду не представлено.

Кроме того, комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации, предписывается внести функции по организации и реализации мероприятий плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы муниципальных образований и должностные регламенты до конца ДД.ММ.ГГГГ года, таким образом, муниципальному комитету времени для устранения нарушений закона было достаточно.

Таким образом, бездействие органов местного самоуправления в противодействии идеологии терроризма, не проведение конкретных мероприятий, направленных на профилактику терроризма на территории поселения, может привести к различным проявлениям террористической деятельности, нарушению прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, нарушению целостности и безопасности Российской Федерации, что является крайне не допустимым.

Таким образом, заявление муниципального комитета Мельничного сельского поселения об оспаривании представления прокурора, не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, судья

р е ш и л:

административное исковое заявление муниципального комитета Мельничного сельского поселения к прокуратуре Красноармейского района Приморского края об оспаривании представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд, через Красноармейский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения.

Судья Ю.А. Савенкова