ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-490/18 от 27.04.2018 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

Дело 2а-490/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2018 года город Буденновск

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Каблахова Р.Д., при секретаре Беляшкиной С.А., с участием помощника Буденновского межрайпрокурора Болговой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Буденновского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес> к МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию администрации и муниципальных учреждений муниципального образования <адрес>» о признании незаконным бездействие директора и обязании разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального закона,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Буденновского межрайонного прокурора действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес> обратился в Буденновский городской суд с административным исковым заявлением к МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию администрации и муниципальных учреждений муниципального образования <адрес>» о признании незаконным бездействие директора и обязании разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального закона, в котором указал, что Буденновской межрайонной прокуратурой в муниципальном казенном учреждении «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию администрации и муниципальных учреждений муниципального образования <адрес>» (далее – МКУ «ХЭГ МО <адрес>») в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (п.п. «а», «б» п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

В целях совершенствования деятельности по предупреждению, а также по выявлению коррупционных правонарушений и их пресечению, Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон № 273 дополнен статьей 13.3, которая устанавливает обязанность организаций всех форм собственности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В силу ст. 13.3. Закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации включают: определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; принятие положений о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; порядка уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение п.п. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Закона № 273- ФЗ министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности.

Посредством Методических рекомендаций организации информируются о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях.

С учетом основных направлений противодействия коррупционным правонарушениям, определенных в т.ч. Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации № 460 от 13.04.2010 и № 297 от 13.03.2012, а также соответствующими ведомственными планами, государство уделяет первостепенное внимание именно вопросам профилактики коррупции.

На момент прокурорской проверки в МКУ «ХЭГ МО <адрес>» должностные лица, на которых возлагается ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначены, нормативные акты не разработаны и не утверждены, иные мероприятия антикоррупционного направления не проведены, а именно не разработаны и не приняты кодекс этики и служебного поведения работников; положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; правовой акт в связи с недопущением составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, взаимодействие с правоохранительными органами не налажено.

Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства меры, направленные на предупреждение коррупции, администрацией МКУ «ХЭГ МО <адрес>» не приняты.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая, что администрацией МКУ «ХЭГ МО <адрес>» до настоящего времени не исполнены мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение коррупции, считаю, что ответчиком не выполняется обязанность, возложенная на него Законом № 273-ФЗ, что негативно отражается на авторитете учреждения и администрации муниципального образования, являющейся его учредителем, так как бюджетные учреждения в большей степени подвержены коррупционным рискам.

В связи с чем просит признать незаконным бездействие директора МКУ «ХЭГ МО <адрес>» Малафеева И.П., выразившееся в непринятии мер, направленных на предупреждение коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; обязать директора МКУ «ХЭГ МО <адрес>» Малафеева И.П. в 14-дневный срок с момента вынесения решения по указанному административному делу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в указанном учреждении в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Определением Буденновского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в части требований заместителя Буденновского межрайонного прокурора об обязании директора МКУ «ХЭГ МО <адрес>» Малафеева И.П. в 14-дневный срок с момента вынесения решения по указанному административному делу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в указанном учреждении в соответствии с требованиями федерального законодательства прекращены, в связи с отказом административного истца от иска в данной части.

Судом продолжено рассмотрение дела в части требований административного истца к МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию администрации и муниципальных учреждений муниципального образования <адрес>» о признании незаконным бездействие директора МКУ «ХЭГ МО <адрес>» Малафеева И.П., выразившееся в непринятии мер, направленных на предупреждение коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В судебном заседании представитель административного истца помощник Буденновского межрайонного прокурора Болгова Е.А. на заявленных требованиях в части признания незаконным бездействие директора МКУ «ХЭГ МО <адрес>» Малафеева И.П., выразившееся в непринятии мер, направленных на предупреждение коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» настаивала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МКУ «ХЭГ МО <адрес>» <адрес>Малафеев И.П., надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений Буденновской межрайонной прокуратурой в муниципальном казенном учреждении «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию администрации и муниципальных учреждений муниципального образования <адрес>» (далее – МКУ «ХЭГ МО <адрес>») в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

На момент прокурорской проверки в МКУ «ХЭГ МО <адрес>» должностные лица, на которых возлагается ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначены, нормативные акты не разработаны и не утверждены, иные мероприятия антикорупционного направления не проведены, а именно не разработаны и не приняты кодекс этики и служебного поведения работников; положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; правовой акт в связи с недопущением составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, взаимодействие с правоохранительными органами не налажено.

Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства меры, направленные на предупреждение коррупции, администрацией МКУ «ХЭГ МО <адрес>» не приняты.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (п.п. «а», «б» п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

В целях совершенствования деятельности по предупреждению, а также по выявлению коррупционных правонарушений и пресечению, Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон № 273-ФЗ дополнен статьей 13.3, которая устанавливает обязанность организаций всех форм собственности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В силу ст. 13.3. Закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации включают: определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; принятие положений о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; порядка уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение п.п. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Закона № 273- ФЗ министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности.

Посредством Методических рекомендаций организации информируются о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях.

С учетом основных направлений противодействия коррупционным правонарушениям, определенных в т.ч. Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации № 460 от 13.04.2010 и № 297 от 13.03.2012, а также соответствующими ведомственными планами, государство уделяет первостепенное внимание именно вопросам профилактики коррупции.

В связи с чем, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению, поскольку на момент проведения прокурорской проверки директором МКУ «ХЭГ МО <адрес>» Малафеевым И.П., обязанность, возложенная на него Законом № 273-ФЗ, была не выполнена, что негативно отражается на авторитете учреждения и администрации муниципального образования, являющейся его учредителем, так как бюджетные учреждения в большей степени подвержены коррупционным рискам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление заместителя Буденновского межрайонного прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие директора МКУ «ХЭГ МО <адрес>» Малафеева И.П., выразившееся в непринятии мер, направленных на предупреждение коррупции в соответствии со ст. 13.3. Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд Ставропольского края в течение месяца, со дня принятия в окончательной форме, то есть с 28 апреля 2018 года.

Решение составлено в совещательной комнате.

Судья Р.Д. Каблахов