№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Краснокамск ДД.ММ.ГГГГ
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Азановой О.Н.,
при секретаре Лепий Е.С.
с участием представителя административного истца ФИО1
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского суда административное дело по административному исковому заявлению МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» к судебному приставу ОСП по г. Краснокамску УФССП России по Пермскому краю ФИО2 об освобождении от взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ :
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» ( далее МБОУ «СОШ №8») обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Краснокамску ФИО2, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от исполнительного сбора, наложенного постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ г. по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование административных исковых требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ г. судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с МБОУ СОШ № 8. Исполнительное производство возбуждено ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать администрацию Краснокамского муниципального района выделить Управлению системой образования Краснокамского муниципального района в течении девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу денежные средства для финансирования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» для выполнения мероприятий по обеспечению условий воспитания и обучения, а именно: установка забора по периметру территории образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>; оборудования образовательной организации системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового прибывания людей, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение 30 дней. Обязать Управление системой образования Краснокамского муниципального района в течение двух месяцев с момента выделения денежных средств администрацией Краснокамского муниципального района выделить средства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» для выполнения мероприятий по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, а именно: установки забора по периметру территории образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>; оборудования образовательной организации системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение 30 дней. Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» в течение четырех месяцев с момента выделения Управлением системой образования администрации Краснокамского муниципального района денежных средств для выполнения мероприятий по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения выполнить мероприятия, а именно: установить забор по периметру территории образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>; оборудования образовательной организации системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение 30 дней. Просит освободить от взыскания от исполнительского сбора, поскольку МБОУ «СОШ № 8» были приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. МБОУ «СОШ № 8» неоднократно направляло в адрес Управления системы образования администрации г.Краснокамска письма о необходимости выделения денежных средств для исполнения решения суда( ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№) В настоящее время в связи с отсутствием возможности исполнить решение суда, в адрес судебного пристава-исполнителя было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа и об отложении мер принудительного исполнения. Полагает, что в действиях административного истца отсутствует вина в неисполнении исполнительного документа, поскольку имеются объективные причины.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Указала, что в настоящее время приказом Управления системы образования администрации г.Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ г. утвержден план проведения ремонтных работ в образовательных учреждениях Краснокамского городского округа в 2019 году, в котором, в том числе, определен план мероприятий по приведению в нормативное состояние МБОУ «СОШ № 8» по решению Краснокамского городского суда Пермского края. В связи с этим, будут выделены денежные средства для проведения ремонтных работ в школе по решению суда. Решение суда будет исполнено, с учетом проведения конкурса на выполнения указанных ремонтных ремонт. Просит освободить от исполнительского сбора, поскольку умысла на неисполнение решения суда в предусмотренные законом сроки не было, поскольку неисполнение решения суда связано с тем, что школа является государственным учреждением, финансирование которого зависит напрямую от ассигнований, выделенных из бюджета Краснокамского городского округа и бюджета края, которые могут расходоваться только в соответствии с их целевым назначением.
В судебном заседании представитель административного ответчика судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Краснокамску УФССП России по Пермскому краю ФИО2 пояснила, что не усматривает оснований для освобождении административного истца от исполнительского сбора, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Управление системой образования администрации г.Краснокамска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В этих целях судебный пристав совершает исполнительные действия, предусмотренные ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Исходя из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения судебного пристава-исполнителя незаконным, суду необходимо установить его несоответствие нормативным правовым актам и факт нарушения этим решением прав, свобод и законных интересов гражданина.
Частью 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть действий, совершаемых судебным приставом- исполнителем, и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного - документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего - немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причём данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществлённых в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Соответственно, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником. Помимо этого должник согласно названным выше нормам процессуального закона должен доказать нарушение своих права, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.
Кроме того, по смыслу закона исполнительский сбор является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное только в процессе исполнительного производства в период, начиная с момента, когда должником получена копия исполнительного документа.
В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса РФ определены основы гражданского законодательства, к числу которых относится то, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Таким образом, исполнительский сбор служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно вопреки принятому на себя по своей воле обязательству.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №-13П, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного листа №, выданного Краснокамским городским судом ДД.ММ.ГГГГ по делу № № в отношении МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1" в пользу прокурора г.Краснокамска, предмет исполнения: обязать администрацию Краснокамского муниципального района выделить Управлению системой образования Краснокамского муниципального района в течении девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу денежные средства для финансирования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» для выполнения мероприятий по обеспечению условий воспитания и обучения, а именно: установка забора по периметру территории образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>; оборудования образовательной организации системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового прибывания людей, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение 30 дней. Обязать Управление системой образования Краснокамского муниципального района в течение двух месяцев с момента выделения денежных средств администрацией Краснокамского муниципального района выделить средства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» для выполнения мероприятий по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, а именно: установки забора по периметру территории образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>; оборудования образовательной организации системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение 30 дней. Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» в течение четырех месяцев с момента выделения Управлением системой образования администрации Краснокамского муниципального района денежных средств для выполнения мероприятий по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения выполнить мероприятия, а именно: установить забор по периметру территории образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>; оборудования образовательной организации системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику по почте (ШПИ №). Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 06.09.018 г.
ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес отдела поступило заявление директора МБОУ «СОШ № 8» о продлении срока исполнения требований исполнительного документа и об отложении мер принудительного исполнения, в связи с отсутствием выделения денежных средств со стороны администрации и Управления администрации г.Краснокамска.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Краснокамску УФССП России по Пермскому краю ФИО2 об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ г. определением Краснокамского городского суда Пермского края отказано в удовлетворении заявления директора МБОУ «СОШ №8» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес отдела поступило заявление директора МБОУ «СОШ № 8» о продлении срока исполнения требований исполнительного документа и об отложении мер принудительного исполнения, в связи с отсутствием выделения денежных средств со стороны администрации и Управления администрации г.Краснокамска.
ДД.ММ.ГГГГ г. вынесено постановление судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Краснокамску УФССП России по Пермскому краю ФИО2 об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В указанный срок требования исполнительного документа исполнены не были, в связи с чем, с чем судебный пристав - исполнитель ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г. вынесла постановление о взыскании с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» исполнительского сбора в сумме 50000 рублей. Постановление о взыскании исполнительского сбора вручено лично директору МАОУ « СОШ № 8» ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес отдела поступило заявление директора МБОУ «СОШ № 8» о продлении срока исполнения требований исполнительного документа и об отложении мер принудительного исполнения, в связи с отсутствием выделения денежных средств со стороны администрации и Управления администрации г.Краснокамска.
ДД.ММ.ГГГГ г. вынесено постановление судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Краснокамску УФССП России по Пермскому краю ФИО2 об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается изменённым соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
С учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнёс установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №-13П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учётом характера совершенного правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьёй 112 Закона № 229-ФЗ.
Судом установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» предпринимаются меры по вопросу исполнения решения Краснокамского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ г., путем переписки о выделении денежных средств в адрес Управления системы образования Администрации г.Краснокамска, поскольку МБОУ «СОШ № 8» является государственным бюджетным учреждением, а также имело место неоднократное обращение с заявлениями в адрес ОСП по г.Краснокамска о продлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в связи с не выделением МБОУ «СОШ №8» денежных средств, для исполнения решения суда, которые были удовлетворены. Кроме того, определением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г. было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по заявлению директора МБОУ «СОШ №8». В настоящее время в бюджет Краснокамского городского округа заложены денежные средства для проведения ремонтных работ, для исполнения решения суда, что подтверждено приказом Управлением системы образования администрации г.Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ г. № 155-О об утверждении плана мероприятий проведения ремонтных работ в образовательных учреждениях Краснокамского городского округа в 2019 году. Эти обстоятельства подтверждаются материалами административного дела.
Доказательств вины административного истца в умышленном неисполнении судебного решения, суд не находит и материалы дела этого не содержат.
Суд отмечает, что действия, выполненные судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, соответствуют требованиям Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», совершены в полном соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий.
Административный истец МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» является государственным учреждением, финансирование которого осуществляется посредством ассигнований, заложенных в бюджете муниципального образования, расходование денежных средств происходит в соответствии с их целевым назначением, исполнение судебного решения сопряжено со значительными денежными затратами для административного истца. В связи чем, указанные выше обстоятельства в своей совокупности, суд признает исключительными и уважительными, что дает суду основания для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.174 – 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» удовлетворить.
Освободить МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Краснокамску УФССП России по Пермскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Н.Азанова