ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-490/19 от 09.07.2019 Красногвардейского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-490/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Плешаново 9 июля 2019 г.

Красногвардейский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Дрямова В.А.,

при секретаре Агишевой Л.Ж.,

с участием помощника прокурора Красногвардейского района Оренбургской области Мирошниковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения бюджетного законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Красногвардейского района Оренбургской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения бюджетного законодательства. В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Красногвардейского района Оренбургской области проведен мониторинг исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части исполнения администрацией МО Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области требований бюджетного законодательства. В ходе проверки установлено, что администрацией МО Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области приняты и реализуются на территории сельского поселения муниципальные программы: «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2014-2024 годы» от ДД.ММ.ГГГГ-п; «Об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2016-2026 годы» от ДД.ММ.ГГГГ-п; «Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Залесовского сельсовета Красногвардейского района Оренбургской области на 2017 - 2021 годы и с перспективой до 2033 года» от ДД.ММ.ГГГГ-п; «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на период 2017-2021 годов» от ДД.ММ.ГГГГ-п; «Об утверждении программы «Устойчивое развитие территории муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области» от ДД.ММ.ГГГГ-п; «Об утверждении муниципальной программы «Градостроительство муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2017 - 2021 годы» от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако оценка эффективности реализации муниципальных программ не проведена, предусмотренная Порядком информация на официальном сайте органа местного самоуправления не размещена, что подтверждается информацией органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействие администрации МО Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области в исследуемой сфере, что может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку по результатам проведения ежегодной оценки эффективности муниципальных программ орган местного самоуправления может принять решение об изменении объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ. При этом по результатам оценки в действующие на территории муниципального образования программы могут быть заложены денежные средства на выполнение мероприятий, затрагивающих права неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области, выразившееся в непроведении оценки эффективности муниципальных программ: «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2014-2024 годы»; «Об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2016-2026 годы»; «Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Залесовского сельсовета Красногвардейского района Оренбургской области на 2017 - 2021 годы и с перспективой до 2033 года»; «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на период 2017-2021 годов»; «Об утверждении программы «Устойчивое развитие территории муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области»; «Об утверждении муниципальной программы «Градостроительство муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2017 - 2021 годы». Обязать администрацию муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести оценку эффективности муниципальных программ: «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2014-2024 годы»; «Об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2016-2026 годы»; «Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Залесовского сельсовета Красногвардейского района Оренбургской области на 2017 - 2021 годы и с перспективой до 2033 года»; «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на период 2017-2021 годов»; «Об утверждении программы «Устойчивое развитие территории муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области»; «Об утверждении муниципальной программы «Градостроительство муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2017 - 2021 годы».

В судебном заседании помощник прокурора Красногвардейского района Оренбургской области Мирошникова Ю.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещены должным образом, суду представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования признают.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещены должным образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, возражений суду не представили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя административного ответчика, а также в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Согласно п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

В соответствии с пункта 1 частей 1 и 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ и статьи 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

В силу ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в качестве одного из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления закреплено размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет". Согласно положений ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет, должна содержать статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления.

Материалами дела установлено, что в нарушение указанных выше требований, администрацией МО Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области ежегодная оценка эффективности реализации муниципальных программ, указанных в исковом заявлении, не проводилась, что подтверждается ответчиком в ответе на запрос.

Административный иск признан ответчиком в полном объеме, данное признание иска не нарушает права и свободы иных лиц, в связи с чем принимается судом.

В связи с изложенным, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд, возлагая на административного ответчика обязанность совершить действия по устранению нарушений бюджетного законодательства, принимая во внимание объем предполагаемых действий, необходимых для устранения нарушений, полагает, что предложенный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГг. достаточен для исполнения решения суда.

Доказательств невозможности выполнить решение в установленный срок по причинам, от административного ответчика не зависящим, суду не представлено, что не лишает заинтересованные лица ставить перед судом вопрос об отсрочке (рассрочке) на стадии исполнения решения.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращение прокурора справедливо обусловлено интересами неопределенного круга лиц, поскольку непроведение оценки эффективности реализации муниципальных программ нарушает права проживающих на территории муниципального образования граждан на эффективное расходование бюджетных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление прокурора Красногвардейского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения бюджетного законодательства – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области, выразившееся в непроведении оценки эффективности муниципальных программ: «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2014-2024 годы»; «Об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2016-2026 годы»; «Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Залесовского сельсовета Красногвардейского района Оренбургской области на 2017 - 2021 годы и с перспективой до 2033 года»; «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на период 2017-2021 годов»; «Об утверждении программы «Устойчивое развитие территории муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области»; «Об утверждении муниципальной программы «Градостроительство муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2017 - 2021 годы».

Обязать администрацию муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области в срок до 01.10.2019 года провести оценку эффективности муниципальных программ: «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2014-2024 годы»; «Об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2016-2026 годы»; «Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Залесовского сельсовета Красногвардейского района Оренбургской области на 2017 - 2021 годы и с перспективой до 2033 года»; «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на период 2017-2021 годов»; «Об утверждении программы «Устойчивое развитие территории муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области»; «Об утверждении муниципальной программы «Градостроительство муниципального образования Залесовский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на 2017 - 2021 годы».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Красногвардейский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья В.А. Дрямов

Решение в окончательной форме составлено 12 июля 2019 г.