УИД: 32RS0031-01-2019-000505-69
№2а-490/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Трубчевск 2 июля 2019 года
Трубчевский районный суд Брянской области
в составе председательствующего - судьи Лагуточкиной Л.В.,
при секретаре Филоновой Н.С.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области об оспаривании отказа в проведении публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области (далее администрация) об оспаривании решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга, просит признать незаконными действия в части направления заявителю уведомления об отказе в согласовании проведения митинга, и возложить обязанность согласовать проведение публичного мероприятия, указанного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он подал в администрацию уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, ответом от ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала в согласовании публичного мероприятия, сославшись на то, что место проведения данного мероприятия указанное в уведомлении, не входит в Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обслуживания общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, при этом альтернативный вариант администрацией предложен не был. Полагает, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в согласовании публичного мероприятия, отказ направлен на воспрепятствование осуществления права на свободу собраний, установленного ст. 31 Конституции РФ.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что в уведомлении было указано, что митинг будет происходить мирно, без оружия, дубинок, с оповещением полиции и скорой. Дата и время проведения мероприятия в уведомлении отсутствовала, т.к. разрешение данного вопроса полагали на усмотрение администрации. В своем отказе администрация ссылается на закон, который утратил силу, кроме того он лично пытался найти выделенные площади для проведения публичного мероприятия, но в пгт. ФИО3 такой площади не нашел.
Представитель административного ответчика - Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области по доверенности ФИО2 требования посчитала не обоснованными по тем основаниям, что в силу ФЗ №54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта РФ определяют единые специально отведенные места для публичных мероприятий, на территории Трубчевского муниципального района, такое место определено Постановлением Правительства Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п в районе площади <адрес> о чем административному истцу было известно.
Законом Брянской области 02.11.2016 № 87-3 также определены места, в которых запрещается проведение указанных мероприятий, которые могут повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Место проведения митинга территория у проходной ООО «БФК», а также территория здания администрации или у фонтана на центральной площади пгт. ФИО3 относятся к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, поскольку данные места прилегают к зданию образовательной организации МБУДО «Белоберезковская ДМШ», МБУДО «Центр детского творчества «Юность» на расстоянии 100 метров, а территория у проходной ООО «БФК» принадлежит юридическому лицу, от которого отсутствует письменное согласие владельца данной территории на проведение публичного мероприятия. Указывает, что административным истцом неверно истолкован отказ в согласовании: администрация в ответе не ссылалась на то, что место проведения публичного мероприятия не входит в Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, определенных Правительством Брянской области, в связи с чем, действуя в соответствии с нормами законодательства Белоберезковская поселковая администрация проведение митинга не запрещало, не отказало в согласии на его проведение, а лишь не согласовала проведение в конкретно указанных местах. Оспариваемое решение прав на свободу выражения мнения не ограничивает, при этом организаторы митинга, после получения оспариваемого письма, не были лишены возможности подать заявку о проведении митинга в другом подходящем для этого месте, кроме того истец пропустил установленный законом срок на подачу административного иска в суд, в связи с чем в удовлетворении требований просит суд отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В преамбуле Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон) закреплено, что данный Закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5 названного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 данного Федерального закона.
Частью 3 ст. 7 Закона предусмотрено, что в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Согласно части 3 статьи 12 Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО4 в Белоберезковскую поселковую администрацию Трубчевского района Брянской области подано уведомление о проведении митинга с количеством участников 60 человек с целью: «Митинг в поддержку требования жителей и работников ООО «БФК» о прекращении уничтожения оборудования администрацией комбината путем вырезания его на металлолом, восстановлении администрацией комбината рабочих мест, своевременной выплате заработной платы и наведении порядка во взаимоотношениях администрации с работниками комбината».
В качестве мест проведения публичного мероприятия указаны: «территория у проходной ООО «Брянского фанерного комбината», территория у здания администрации или территория у фонтана на центральной площади, либо по усмотрению администрации». В качестве организаторов публичного мероприятия указаны ФИО1, ФИО4
Таким образом, в уведомлении указаны цель, форма, количество участников, место проведения, формы и методы обеспечения общественного порядка, организации медицинской помощи, а также указаны фамилия, имя, отчество организаторов публичного мероприятия.
В то же время, в тексте уведомления не указаны дата и время проведения публичного мероприятия, сведения о месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона организаторов публичного мероприятия, кроме того не указано кому адресовано данное уведомление, указан лишь адрес поселковой администрации).
Письмом Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО4 проинформированы о том, что в соответствии с ч.3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ администрация отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия ввиду того, что в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Законом Брянской области от 02.11.2016 г. №87-З «О регулировании некоторых вопросов проведения публичных мероприятий на территории Брянской области» проведение публичного мероприятия запрещается (пункт 5 статьи 4 Закона Брянской области: здания, занимаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области, детскими учреждениями, медицинскими и образовательными организациями, учреждениями культуры, социальной защиты населения, физкультурно-оздоровительными и спортивными организациями, а также территории, прилегающие к указанным зданиям на расстояние 100 метров от любой точки периметра здания; территории, принадлежащие физическому лицу или юридическому лицу на праве собственности или ином вещном праве, в случае отсутствия письменного согласия собственника (владельца) данной территории на проведение публичного мероприятия).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона установлено, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона).
Частью 1 статьи 12 Закона также установлены обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия.
Одной из таких обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона(пункт 2 части 1 статьи 12).
Кроме того, к указанным обязанностям относится обеспечение в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия (пункт 5 части 1 статьи 12).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина ФИО5», понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
По смыслу статьи 12 Закона не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Указанные меры не лишают организатора публичного мероприятия возможности дальнейшего взаимодействия с органом публичной власти в целях согласования проведения публичного мероприятия.
Исходя из содержания части 1 статьи 12 Закона после получения уведомления о проведении публичного мероприятия орган исполнительной власти обязан предложить организатору публичного мероприятия не только устранить определенные несоответствия, но также изменить место и (или) время его проведения.
Документы, подтверждающие направление Белоберезковской поселковой администрацией организаторам публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места, а также о времени проведения запланированного митинга либо наличие оснований для отказа в его согласовании, предусмотренных частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» суду не представлены, а обоснованных предложений об изменении места, и предложении о дате и времени проведения митинга письмо Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ не содержит, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
Вместе с тем, административным истцом также допущены нарушения норм действующего законодательства.
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения Белоберезковской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании заявленных публичных мероприятий административный истец ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, при этом указал, что о нарушении своего права узнал также ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, пропустил десятидневный срок обращения с административным исковым заявлением. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска установленного ч. 4 ст. 219 КАС РФ срока для обращения в суд с административным иском ФИО1 также не представил.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Вместе с тем, суд считает необходимым разъяснить, что в целях осуществления права на проведение публичного мероприятия возможность повторного обращения в орган местного самоуправления с уведомлением о проведении публичного мероприятия, с учетом требований к уведомлению предусмотренными частью 3 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности, в настоящее время не утрачена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 226-227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконными действия Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области в части направления заявителю уведомления об отказе в согласовании проведения митинга, и возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия указанного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Трубчевский районный суд.
Судья Л.В. Лагуточкина
Решение изготовлено 02.06.2019г.