ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-490/2021КОПИ от 10.11.2021 Очерского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-490/2021 копия

УИД 59RS0032-01-2021-000708-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Очерский районный суд Пермского края в составе

председательствующего Козловой В.А.

при секретаре судебного заседания Шардаковой В.А.,

с участием административного ответчика Путиной А.А.,

рассмотрев 10 ноября 2021 года в открытом судебном заседании в г. Очер, Пермского края в административное дело № 2а-490/2021 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю к Путиной Анне Андреевне о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю (далее – МИФНС России № 1 по Пермскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Путиной А.А. о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 7 487 рублей 25 коп., из которых: налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 130 рублей 00 коп., пени в размере 2 рубля 07 коп.; транспортный налог с физических лиц за 2017 год в размере 7 240 рублей 00 коп., пени в размере 115 рублей 18 коп.

Требования мотивированы тем, что административный ответчик является собственником транспортного средства, недвижимого имущества. В соответствии со статьями 357, 400 Налогового кодекса Российской Федерации Путина А.А. является плательщиком транспортного налога, налога на доходы физических лиц и обязана была своевременно, в полном объеме вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога.

Путиной А.А. направлено налоговое уведомление от 26.06.2018 с оплатой транспортного налога, налога на имущество физических лиц, в срок не позднее 03.12.2018. В установленные срок налоги за 2017 год в полном объеме не уплачены. В связи с чем, на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации Путиной А.А. начислены пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.

В соответствии со статьей 69, пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС Росси № 1 по Пермскому краю направила Путиной А.А. требование об уплате налогов и пени от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до 20.03.2019. Указанное требование в добровольном порядке не исполнено.

МИФНС России № 1 по Пермскому краю обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка № 1 Очерского судебного района о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по указанному выше требованию. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Очерского судебного района Пермского края от 10.10.2019 судебный приказ от 06.09.2019, отменен.

МИФНС России № 1 по Пермскому краю просит восстановить срок для подачи административного иска в суд.

Представитель административного истца МИФНС России № 1 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, на требованиях настаивает.

Административный ответчик Путина А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения восстановления срока для обращения МИФНС России № 1 по Пермскому краю в суд с иском, поскольку причина утраты определения мирового судьи судебного участка № 1 Очерского судебного района от 10.10.2019, не является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.

Исследовав представленные доказательства, материалы гражданского дела № , суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица, в собственности административного ответчика Путиной А.А. находится следующее имущество:

- автомобиль грузовой марки , государственный регистрационный знак государственная регистрация права 13.10.2020;

- автомобиль грузовой марки государственный регистрационный знак государственная регистрация права 02.05.2017;

- квартира, площадью 49,5 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, государственная регистрация права 24.01.2006 (л.д. 14).

Административный истец направил заказной почтовой корреспонденцией 04.08.2021 административному ответчику налоговое уведомление от 26.06.2017 для оплаты за 2017 год транспортного налога, налога на имущество, со сроком уплаты не позднее 03.12.2018.

Поскольку в сроки указанные в налоговом уведомлении административный ответчик налоги не уплатил, административный истец направил в адрес административного ответчика требование № 2193 от 04.02.2019 об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений на общую сумму 7370 рублей и пени 117 рублей 25 коп., со сроком исполнения до 20.03.2019 (л.д. 15).

Согласно расчета сумм пени по требованию №2193 от 04.02.2019, пени по транспортному налогу в размере 115 рублей 18 коп. начислены за период с 03.12.2018 по 03.02.2019. Пери по налогу на имущество в размере 02 рубля 07 коп. начислены за период с 03.12.2018 по 03.02.2019 (л.д. 16). Указанный расчет судом проверен, является арифметически верным.

02.09.2019 административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени (административное дело а-).

06.09.2019 мировым судьей судебного участка № 1 Очерского судебного района вынесен судебный приказ а - о взыскании с Путиной А.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Пермскому краю транспортного налога с физических лиц за 2017 год в размере 7 240 рублей, пени - 115 рублей 18 коп.;

налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемый к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2017 год в размере 130 рублей 00 коп., пени – 02 рубля 07 коп.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Очерского судебного района от 10.10.2019 судебный приказ отменен на основании возражений Путиной А.А.

04.10.2021 административный истец обратился в суд с настоящим иском (л.д. 3-4), что подтверждается почтовой корреспонденцией (л.д. 17).

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 поименованного кодекса).

В силу пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Согласно пункта 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Как следует из абзаца третьего пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога и пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога и пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Абзацем четвертым пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Порядок исчисления налога установлен ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Суд, проверив порядок взыскания налогов и пени, размер взыскиваемых сумм, сроки направления уведомления, требования, сроки обращения в суд, установил, что административный истец первоначально обратился к мировому судье 02.09.2019 в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов, пени.

Судебный приказ а - отменен 10.10.2019. С учетом определения об исправлении описки от 05.12.2019, определение об отмене судебного приказа направлено сторонам 20.12.2019, 05.03.2020.

С административным иском в суд истец обратился 04.10.2021, то есть по истечении шести месяцев после отмены судебного приказа с требованиями о взыскании задолженности по налогам и пени.

МИФНС России № 1 по Пермскому краю просит восстановить срок для подачи административного иска в суд, в связи с пропуском срока, указывая в качестве уважительных причин утрату определения об отмене судебного приказа, в связи с чем, Инспекция 27.05.2021 обратилась к мировому судье за выдачей дубликата определения об отмене судебного приказа. Копия определения направлена истцу 24.05.2021.

Оценивая доводы административного истца о причинах пропуска срока подачи в суд заявления о взыскании, суд не находит оснований для признания причин пропуска срока уважительными, поскольку основание утраты определения об отмене судебного приказа и обращение истца за дубликатом определения об отмене судебного приказа, не является объективным препятствием для своевременного обращения в суд о взыскании налогов и пени за 2017 год, установленный срок.

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что срок, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом пропущен, обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с указанным выше административным исковым заявлением, не установлено.

МИФНС России № 1 по Пермскому краю является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Таким образом, в соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в ходатайстве Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, отказать.

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю к Путиной Анне Васильевне о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 7 487 рублей 25 коп., из которых: налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 130 рублей 00 коп., пени в размере 2 рубля 07 коп.; транспортный налог с физических лиц за 2017 год в размере 7 240 рублей 00 коп., пени в размере 115 рублей 18 коп., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Копия верна: судья В.А. Козлова