ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-491/17 от 02.03.2017 Горячеключевской городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-491/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Горячий Ключ 02 марта 2017 года

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Щербаковой А.А.

при секретаре Ахтырской В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц к отделу капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения населения газоснабжением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения населения газоснабжением.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Установлено, что 17.07.2013 г. отделом капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ заключен муниципальный контракт №«...» на выполнение работ по газоснабжению <адрес>, «распределительные газопроводы низкого и среднего давления по <адрес>) с ООО «Альтернатива-2». Стоимость работ по контракту составила 23370000 руб. Оплата работ предусмотрена из средств субсидий, предоставленных администрации города в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и долгосрочной краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае на 2013-2020 годы». Согласно положениям контракта, срок окончания работ определен до 30.07.2014 г.; установлена обязанность заказчика осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения и соответствием установленной контрактном цене; подрядчик обязан качественно выполнить все работы в установленные сроки. Проведенной проверкой установлено, что работы подрядчиком выполнены в полном объеме, однако до настоящего времени отделом капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ не проведена приемка построенного газопровода ст. Бакинской, газопровод не введен в эксплуатацию, что влечет нарушение прав жителей ст. Бакинской на проживание в комфортных условиях. Газопровод ст. Бакинской является опасным производственным объектом, однако он не включен в реестр опасных производственных объектов, не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Обратившись в суд и уточнив заявленные требования, прокурор г.Горячий Ключ просит признать незаконным бездействие отдела капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ выразившееся в неисполнении требований ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ч. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 96 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 870 и обязать отдел капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ обеспечить приемку газопровода ст. Бакинской и получить разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию в срок не позднее 01.05.2017 г.

В судебном заседании помощник прокурора г. Горячий Ключ Шульгин Ю.Л. поддержал административный иск в полном объеме, одновременно уточнив изначально заявленные требования, просил, так же признать незаконным разрешение на ввод в эксплуатацию газопровода в ст. Бакинской, выданное 29.12.2016 г. управлением архитектуры и градостроительства администрации МО г. Горячий Ключ, заявленные требования исполнить в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу. Пояснил, что 17.07.2013 г. был заключен муниципальный контракт сроком исполнения до 30.07.2014 г. До настоящего времени газопровод не введен в эксплуатацию и не включен в реестр опасных объектов, что влечет нарушение прав жителей ст. Бакинской г. Горячий Ключ. В соответствии с п. 93 Технического регламента, для принятия газопровода в эксплуатацию должна быть создана комиссия, в данном же случае ввод в эксплуатацию был осуществлен только путем подписания документов, что не соответствует требованиям Регламента. Выданное управлением архитектуры и градостроительства администрации МО г. Горячий Ключ разрешение на ввод в эксплуатацию газопровода ст. Бакинской выдано с нарушением требований градостроительного законодательства, поскольку приемка газопровода не окончена, акт приемки не составлен. 22.12.2011 г. ОАО «Краснодаркрайгаз» отделу капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ выданы технические условия для присоединения к газораспределительной сети газопровода ст. Бакинской, однако требования технических условий административным ответчиком не выполнены, документы подтверждающие соответствие построенного объекта требованиям технических условий не получены.

Представители административного ответчика – отдела капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ по доверенностям Калустова А.А. и Шендрикова Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, и пояснили, что 27.01.2016 г. было получено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, а 29.12.2016 г. было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Эксплуатирующая организация будет назначена по итогам торгов, которые пройдут в ближайшее время.

Представители заинтересованного лица – АО «Горячий Ключгоргаз» по доверенностям Чич А.И. и Левченко М.А. пояснили, что вопрос тут стоит не только в получении разрешения, а еще и должна пройти приемка эксплуатирующим органом. Нужно выявить все недостатки, проверить на герметичность. Данные работы проводятся, но медленно. Была создана комиссия и проводились собрания. При этом изначально документация составлялась не правильно. Работы разбиты на 2 части, первая из которых это выявить все скрытые недостатки. АО «Горячий Ключгоргаз» работы выполнило. Они сейчас работают за свой счет, оплата им не производится. Пока не будет составлен акт приемки, работы приниматься не будут.

Представитель заинтересованного лица – ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» по доверенности Горбатенко В.В. в судебном заседании пояснила, что как только будут технические возможности в заключении договора, они будут проводить работы и осуществлять поставку газа.

Представитель заинтересованного лица – Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по существу, в части срока исполнения – удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой города была проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в результате которой установлено, что 17.07.2013 г. отделом капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ заключен муниципальный контракт №«...» на выполнение работ по газоснабжению <адрес> с ООО «Альтернатива-2». Согласно условиям муниципального контракта, стоимость работ составила 23370000 руб., оплата работ предусмотрена из средств субсидий, предоставленных администрации города в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и долгосрочной краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае на 2013-2020 годы».

При этом согласно п. 4.1.2 муниципального контракта, срок окончания работ определен до 30.07.2014 г.

Кроме того, согласно п. 6.3.2 муниципального контракта, заказчик обязан осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения и соответствием установленной контрактом цене. В свою очередь подрядчик обязан качественно выполнить все работы в установленные сроки, что предусмотрено п. 7.1 муниципального контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Из приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ усматривается, что газопровод ст. Бакинской является опасным производственным объектом.

Согласно акта о приемке выполненных работ от 31.10.2014 г., работы подрядчиком по возведению газопровода ст. Бакинской окончены в октябре 2014 г. Указанное также подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат № 11 от 31.10.2014 г. и не оспаривалось сторонами по делу в ходе рассмотрения дела.

Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени отделом капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ не проведена приемка построенного газопровода ст. Бакинской в установленном законно порядке, газопровод не введен в эксплуатацию, что влечет нарушение прав жителей ст. Бакинской на проживание в комфортных условиях.

Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы в том числе документы:

- градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

- разрешение на строительство;

- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

- документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

- заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью7 статьи54 настоящего Кодекса;

- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Положениями подп. «б» п. 88 и п. 93 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010г. №870, предусмотрено, что оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента при завершении строительства либо реконструкции сетей газораспределения и газопотребления осуществляется в форме приемки сетей газораспределения и газопотребления, которая осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором, в состав которой входят представители застройщика;строительной организации; проектной организации; эксплуатационной организации;федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (вслучаях, предусмотренных частью7 статьи54 Градостроительного кодекса РФ);федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора;федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.

Согласно п.п. 96-98 Технического регламента, в процессе приемки построенных или реконструированных сети газораспределения и сети газопотребления приемочная комиссия проверяет соответствие построенного или реконструированного объекта требованиям, установленным пунктами15-17 разделаIII и разделомV настоящего технического регламента, а также требованиям, установленным иными техническими регламентами, и параметрам предусмотренным в проектной документации, к объектам технического регулирования настоящего технического регламента, документальным подтверждением которого является акт приемки, подписанный всеми членами приемочной комиссии.

В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Из представленных суду актов рабочей комиссией по приемке сетей газораспределения объекта «газоснабжение <адрес> усматривается, что в ходе работы комиссии были выявлены замечания относительно предоставления полного пакета исполнительно-технической документации законченного строительством объекта, то есть акт приемки не составлен.

Тем самым, в нарушение указанных выше норм закона, отделом капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ приемка построенного газопровода ст. Бакинской не окончена, акт приемки не составлен.

В ходе рассмотрения дела суду было представлено разрешение на ввод в эксплуатацию газопровода ст. Бакинской, выданное управлением архитектуры и градостроительства администрации МО г. Горячий Ключ 29.12.2016 г.

Изучив указанное разрешение и материалы дела в целом, суд приходит к выводу, что данное разрешение выдано в отсутствие акта приемки, а также в отсутствие документа, подтверждающего соответствие построенного объекта требованиям технических условий.

Указанные нарушения требований градостроительного законодательства при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию дают суду основания для признания его незаконным.

Из представленного суду заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов от 27.01.2016 г. также усматривается, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано до получения указанного заключения.

Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, указанный газопровод не включен в реестр опасных производственных объектов, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключен.

На основании изложенного, суд находит требования прокурора г. Горячий Ключ законными и обоснованными, однако срок для обеспечения приемки газопровода ст. Бакинской и получения разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию, суд считает целесообразным увеличить до трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора г. Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц к отделу капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения населения газоснабжением, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие отдела капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ выразившееся в неисполнении требований ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ч. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 96 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 870.

Признать незаконным разрешение на ввод в эксплуатацию газопровода ст. Бакинской, выданное 29.12.2016 г. управлением архитектуры и градостроительства администрации МО г. Горячий Ключ.

Обязать отдел капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ обеспечить приемку газопровода ст. Бакинской и получить разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий-