№2а-491/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нерюнгри 11 марта 2019 года
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Михайловой А.А., при секретаре Мельник Н.С., с участием представителя административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) о ликвидации некоммерческой организации и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением к Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник), указав, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) принято решение о государственной регистрации административного ответчика. Запись о государственной регистрации организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением ОГРН <данные изъяты> Согласно планам проведения проверок общественных объединений, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, утвержденному приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№ распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении административного ответчика была назначена плановая документарная проверка соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества. Организация имеет неоднократные не устраненные нарушения статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», в связи с чем неоднократно в отношении организации были вынесены предупреждения, и в отношении организации в связи с невыполнением в установленный срок предупреждений. Кроме того, организацией неоднократно нарушены положения статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», организация не представляла необходимые сведения за 2014, 2015, 2016 годы. Сведений об уплате штрафа в Управление не поступали. В соответствии со статьей 32 «О некоммерческих организациях» указанные нарушения, являются основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Управлению отказано. Однако, организацией до настоящего времени не принято никаких мер по устранению допущенных нарушений законодательства Российской Федерации, а именно ч.3 ст.61 ГК РФ. Характер совершенного организацией правонарушения свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушения в указанной сфере. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Организацией допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер. Организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствие намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для её ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества. Просит ликвидировать Кочевую родовую общину коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в административном иске содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании требования административного истца не признал, суду пояснил, что Кочевая родовая община коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) в настоящее время является действующей, является некоммерческой организацией, отчитывается в налоговом органе. Поэтому в требованиях административному истцу просит отказать.
Суд, заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций. Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Так, предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).
Согласно пункта 3 и абзаца 1 пункта 5 указанного Положения, государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ). В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) является государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации - Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник).
Согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ, запись о некоммерческой организации Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) с ДД.ММ.ГГГГ с присвоением <данные изъяты>.
Как указывает административный истец, организацией неоднократно и грубо на протяжении длительного времени нарушались требования Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также нормы, предусмотренные ее уставом.
Так, распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ№, в отношении административного ответчика была назначена плановая документарная проверка соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика было направлено уведомление и распоряжение о проведении проверки почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
ДД.ММ.ГГГГ уведомление о проведении проверки было отправлено на электронную почту председателя организации.
Сведений о получении уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения о проведении проверки административным ответчиком, материалы дела не содержат.ДД.ММ.ГГГГ Председателю Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) – ФИО1 направлено предупреждение об устранении нарушений федерального законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.19.4.1 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Саха (Якутия), исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) – ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) – ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 рублей.
Постановлением мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) – ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 рублей.
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Саха (Якутия), исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) – ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей.
Распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ№, в отношении административного ответчика была назначена плановая документарная проверка соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение распоряжения № Управлением получены документы к проверке, но не в полном объеме.
В связи с чем, Управлением в отношении должностного лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) – ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 500 рублей.
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) – ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей.
Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) о ликвидации некоммерческой организации и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц было отказано.
Как указывает административный истец, что организацией неоднократно и грубо на протяжении длительного времени нарушались требования Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также нормы, предусмотренные ее уставом. Административный ответчик в нарушение статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2014, 2015 и 2016 годы и в последствии не предоставляет в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а также не представила в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие п.3.1 ст.32 указанного закона, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).
Управлением был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) – ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Согласно выписки ЕГРЮЛ на момент поступления иска в суд место нахождения юридического лица не изменялось.
Из представленной административным ответчиком выписки ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес> (Якутия) вносились записи о замене документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, что подтверждается копией паспорта на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Административным ответчиком в судебном заседании суду представлены налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год, упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2017 год, сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате и суммах фактически уплаченного сбора на 2017 года. Долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии № от ДД.ММ.ГГГГ. Устав Кочевой родовой общины коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) утвержденный решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Административным истцом не представлено суду доказательств, достоверно подтверждающих направление в адрес административного ответчика предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства, выразившихся в непредставлении отчетности по формам, установленным законом, кроме предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствует доказательство получения некоммерческой организацией данного предупреждения.
Учитывая представленные доказательства, анализ вышеприведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона.
Административным ответчиком представлены в суд сведения об осуществлении своей деятельности, которые имелись в налоговом органе, представлялись Кочевой родовой общиной коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) налоговые декларации. Факт продолжения осуществления Кочевой родовой общиной коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) своей деятельности, достаточно подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, из которой следует, что в сведения о юридическом лице вносился ряд изменений.
Таким образом, с учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что допущенные Кочевой родовой общиной коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) нарушения, выразившиеся в непредставлении Управление Министерства юстиции РФ по Республики Саха (Якутия) сведений, предусмотренных п. п. 3, 3.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», не являются настолько существенными, для принятия решения о ликвидации Кочевой родовой общины коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник), при том, что деятельность административного ответчика фактически не прекращалась.
Поэтому, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о ликвидации Кочевой родовой общины коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 264, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о ликвидации Кочевой родовой общины коренных малочисленных народов Севера – эвенков «БУЛЧУТ» (Охотник) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Нерюнгринского городского суда
Республики ФИО2 Михайлова