ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-491/19 от 19.04.2019 Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2019 года город Тула

Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Иваниной Т.Н.,

при секретаре Темпус П.А.,

с участием

помощника прокурора г.Тулы Квасникова Д.П.,

административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО1 в порядке ч.5 ст.57 КАС РФ ФИО2,

представителя административного ответчика администрации города Тулы по доверенности ФИО3,

представителя заинтересованного лица Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы по доверенности ФИО3,

заинтересованного лица председателя автокооператива №37 Привокзального района ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы административное дело №2а-491/2019 по административному иску ФИО1 к администрации города Тулы о признании недействующим нормативного акта, исключении из нормативного акта сведений о прохождении красной линии,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации города Тулы о признании недействующим нормативного акта, исключении из нормативного акта сведений о прохождении красной линии, мотивируя свои требования тем, что он является собственником нежилого здания – гаража №*, расположенного на территории автокооператива №* по <адрес>. Автокооператив №37 создан на основании Постановления Главы администрации Привокзального района г.Тулы от дата года №*. Постановлением №* от дата года, автокооперативу №* был предоставлен земельный участок с кадастровым номером * площадью 3628 кв.м, адрес земельного участка: <адрес>, срок аренды был установлен 3 года, цель предоставления земельного участка – для строительства индивидуальных гаражей. Автокооперативу было разрешено строительство 32 гаражей. дата года между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и ГСК №37 Привокзального района г.Тулы был заключен договор аренды земельного участка №* площадью 3628 кв.м, адрес земельного участка: <адрес>, вид разрешенного использования земельного участка: для эксплуатации стационарного гаражного комплекса, категория земель – земли населенных пунктов, срок аренды установлен в 49 лет. Постановлением №* от дата года, кооперативу было разрешено строительство дополнительных гаражей, а постановлением №* от дата года был утвержден градостроительный план земельного участка. дата года в рамках технической инвентаризации автокооператива №37 было установлено, что на территории кооператива построено 49 гаражей, часть которых выходит за пределы земельного участка, нанесенного на схему по данным градостроительного плана земельного участка. Решением Привокзального районного суда г.Тулы от дата года сведения о местоположении границ земельного участка были признаны реестровой ошибкой, ошибка была исправлена путем установления новых координат границ земельного участка. С целью оформления земельного участка для эксплуатации принадлежащего ему гаража в собственность он (административный истец) обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения границ земельного участка. Распоряжением от 16 июня 2017 года схема расположения границ земельного участка площадью 28 кв.м на кадастровом плане территории была утверждена. Однако письмом от дата года в предоставлении земельного участка в собственность было отказано по причине нахождения его на землях общего пользования, за границей красной линии, которая согласно ответу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области утверждена постановлением администрации города Тулы от дата года №*. Земельный участок также расположен на двух территориальных зонах – Т-1 и Ж-1. Письмом от дата года администрацией города Тулы ему было отказано в корректировке прохождения красной линии, указано, что красная линия по <адрес> установлена проектом планировки территории, утвержденным Постановлением администрации города Тулы от 16 января 2014 года №110 «Об утверждении проекта планировки территории, расположенной севернее Калужского шоссе на участке между железнодорожными путями ФИО4 и проспектом Ленина в Привокзальном районе г.Тулы. Администрация уведомила об отсутствии намерений вносить изменения в утвержденную документацию по планировке территории. Отнесение земельного участка, используемого под эксплуатацию расположенного на нем объекта недвижимости, к землям общего пользования после даты возникновения права собственности на объект недвижимости является незаконным. Считает, что в утвержденном проекте планировки территории должно содержаться обоснование необходимости дальнейшего изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также невозможность планирования территории иным образом, без нанесения ущерба собственникам объектов недвижимости. Просит суд признать недействующим постановление №110 от 16 января 2014 года «Об утверждении проекта планировки территории, расположенной севернее Калужского шоссе на участке между железнодорожными путями ФИО4 и проспекта Ленина в Привокзальном районе города Тулы» в части прохождения красной линии в районе расположения гаража №* в автокооперативе №37 Привокзального района и исключить из проекта планировки территории сведения о прохождении красной линии в районе расположения гаража №* в автокооперативе №37 Привокзального района.

Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации города Тулы и заинтересованного лица Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Указала, что Решением Тульской городской Думы от 20 июня 2007 года №32/676 был утвержден генеральный план населенного пункта город Тула. В разделе 5.6 развитие транспортной инфраструктуры предусмотрена реконструкция и создание новых (дублеров) основных магистральных улиц, в том числе по ул.Калужское шоссе с целью решения вопросов транспортной загруженности города. Согласно схеме транспортной инфраструктуры, утверждённой генеральным планом, предусмотрено соединение ул.Оружейной с Калужским шоссе. Решением Тульской городской Думы от 23 декабря 2016 года №33/838 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Тула» ранее утвержденный генеральный план был признан утратившим силу, утвержден новый генеральный план муниципального образования город Тулы, в котором реконструкция улично-дорожной сети также является основным направлением, в том числе ул.Калужское шоссе, которая является объектом местного значения, подлежащая развитию. К числу планируемых для размещения объектов транспортной инфраструктуры местного значения в целях развития улично-дорожной сети значится реконструкция ул.Оружейной с продлением до Калужского шоссе, а также строительство путепроводной развязки (эстакады) по ул.Калужское шоссе/ул.Оружейная, которые затрагивают территорию гаражного кооператива №37. Из оспариваемого проекта планировки территории следует, что красная линия, утвержденная данным постановлением частично проходит по земельному участку с кадастровым номером * который принадлежит ГСК №37, адрес: <адрес>. Вместе с тем, данная красная линия нанесена исходя из решений, утвержденных в генеральном плане №* по развитию улично-дорожной сети. В целях реализации решений генерального плана ППТ предусмотрено строительство путепроводной развязки (эстакады) по ул.Калужское шоссе/ул.Оружейная, которая затрагивает территорию ГСК №37. Поскольку для реализации принятых в Генеральном плане решений требуется использование земельных участков, которые находятся в частной собственности, то для таких случаев предусмотрена процедура изъятия земельных участков в соответствии с главой 7.1 Земельного кодекса РФ. Оспариваемое постановление принято на основании постановления администрации города Тулы №2545 от 07 сентября 2012 года (опубликовано в газете Тула и на сайте администрации города Тулы). Публичные слушания по ППТ были назначены постановлением Главы муниципального образования город Тула от 23 апреля 2013 года №5-п, опубликованы в газете Тула и на официальном сайте cityadm.tula.ru. По итогам публичных слушаний рекомендовано администрации утвердить ППТ. ППТ утвержден постановлением администрации города Тулы №110 от 16 января 2014 года, подписан главой администрации города Тулы в соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса РФ и Устава п.1, 10, 31 ст.53 Устава муниципального образования город Тула.

Заинтересованное лицо председатель автокооператива №37 ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, консультацию специалиста, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником здания, назначение: нежилое здание, 2-этажный (подземных этажей -1), общей площадью 47,5 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, АК №37, гараж №* (свидетельство о государственной регистрации права * от дата года).

дата года ФИО1 обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, АК №37, гараж №*.

В предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером * министерством имущественных и земельных отношений Тульской области было отказано, указано, что в соответствии с проектом линий градостроительного регулирования в городе Туле, утвержденным постановлением администрации города Тулы от дата года №* с учетом изменений, внесенных постановлением администрации города Тулы от дата года №*, испрашиваемый земельный участок располагается за красной линией. Земельный участок расположен на землях общего пользования муниципального образования город Тула. В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования не подлежат приватизации (письмо министерства имущественных и земельных отношений Тульской области №* от дата года).

дата года ФИО1, действуя как председатель правления автокооператива №37, обратился в администрацию города Тулы с обращением по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, в части установления зоны объектов транспортной инфраструктуры Т-1 на территории земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: <адрес>, а также в части изменения прохождения красной линии в районе данного земельного участка.

Письмом №* от дата года ФИО1 сообщено, что предложение по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула принято к сведению и будет рассмотрено при проведении работ по внесению изменений в утвержденные документы территориального планирования и градостроительного зонирования. Указано, что администрацией города Тулы планируется проведение работ по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула в дата гг. Состав документов территориального планирования и градостроительного зонирования определен Градостроительным кодексом Российской Федерации. Отображение в документах территориального планирования и градостроительного зонирования линий градостроительного регулирования (красных линий) действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено, в связи с чем, внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, в части изменения прохождения красной линии в районе земельного участка с кадастровым номером *, не представляется возможным. Дополнительно сообщено, что красная линия по Калужскому шоссе установлена проектом планировки территории, утвержденным постановлением администрации города Тулы от 16 января 2014 года №110 «Об утверждении проекта планировки территории, расположенной севернее Калужского шоссе на участке между железнодорожными путями ФИО4 и проспектом Ленина в Привокзальном районе г.Тулы». Внесение изменений в утвержденную документацию по планировке территории администрацией города Туле не планируется.

Полагая, что постановлением администрации г.Тулы №110 от 16 января 2014 года «Об утверждении проекта планировки территории, расположенной севернее Калужского шоссе на участке между железнодорожными путями ФИО4 и проспектом Ленина в Привокзальном районе города Тулы», отнесение земельного участка используемого под эксплуатацию расположенного на нем объекта недвижимости к землям общего пользования после даты возникновения права собственности на объект недвижимости незаконно, ФИО1 обратился с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.

Генеральный план является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.

Пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 части 3 стать 8, части 1 статьи 24 ГрК РФ предусмотрено, что утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки, утверждения (включая процедуру согласования его проекта) определены статьями 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения (часть 3).

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, в том числе включает в себя характеристики зон с особыми условиями использования территории, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения поселения (пункт 1 части 4).

На картах, в том числе соответственно отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов местного значения (пункт 3 части 5).

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и виде карт (часть 6).

Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, в том числе содержат обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения на основе анализа использования территорий поселения, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования; оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения на комплексное развитие этих территорий (пункты 2 и 3 части 7).

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт, в том числе отображают местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения; зоны с особыми условиями использования территорий (пункты 3 и 7 части 8).

Согласно пп. «б» п.1 ч.5 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах отображаются автомобильные дороги местного значения.

Генеральный план муниципального образования город Тула утвержден решением Тульской городской Думы от 23 декабря 2016 года №33/838.

Пунктом 7 раздела 1.2 Генерального плана предусмотрено развитие транспортного каркаса и инженерной инфраструктуры.

К числу планируемых для размещения объектов транспортной инфраструктуры местного значения в целях развития транспортного каркаса числится реконструкция ул.Оружейной с продлением до Калужского шоссе (2,5 км, 4 полосы движения), а также строительство путепроводной развязки (эстакады на 4 полосы со съездами) по Калужскому ш./ул.Оружейная (п.6 и 7 раздела 2.1.2 генерального плана).

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (п.1 ч.1 ст.26 ГрК РФ).

Во введении Генерального плана указано, что проектные решения Генерального плана городского округа г.Тула являются основанием для разработки документации по планировке территории города, а также для подготовки отраслевых схем, в том числе по развитию транспортной (КТС), инженерной, социальной инфраструктур, охраны окружающей среды.

Подготовленный комплекс градостроительной документации является основой информационного обеспечения градостроительной деятельности, позволяющей иметь комплексную информационную систему территориального зонирования, территориальных ресурсов и регламентов их использования.

Постановлением администрации города Тулы от 16 января 2014 года «Об утверждении проекта планировки территории, расположенной севернее Калужского шоссе на участке между железнодорожными путями ФИО4 и проспектом Ленина в Привокзальном районе» утвержден поименованный проект.

Указанный акт опубликован в официальном печатном издании «Тула», также на официальном сайте администрации.

В силу ч.1 ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (статья 1 ГрК РФ). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 4 статьи 41 ГрК РФ).

Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.

Как следует из ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры; 3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Частью 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №373-ФЗ, также предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.

Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года №18-30).

Постановлением администрации города Тулы от 16 января 2014 года №110 «Об утверждении проекта планировки территории, расположенной севернее Калужского шоссе на участке между железнодорожными путями ФИО4 и проспекта Ленина в Привокзальном районе города Тулы», на основании постановления администрации города Тулы от 07 сентября 2012 года №2545 «О подготовке проекта планировки территории, расположенной севернее Калужского шоссе на участке между железнодорожными путями ФИО4 и проспектом Ленина в Привокзальном районе города Тулы», учитывая протокол и итоги (рекомендации) публичных слушаний по проекту планировки территории, расположенной севернее Калужского шоссе на участке между железнодорожными путями ФИО4 и проспектом Ленина в Привокзальном районе города Тулы, проведенных Тульской городской Думой 04 июня 2013, постановлено: утвердить проект планировки территории, расположенной севернее Калужского шоссе на участке между железнодорожными путями ФИО4 и проспектом Ленина в Привокзальном районе города Тулы.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула (Раздел IV-2.03 «Карта градостроительного зонирования») от дата года №* земельный участок, номер кадастрового квартала *, адрес (описание местоположения): К№ *, расположен в зонах Т-1 – Зона объектов транспортной инфраструктуры и Ж-4 – Зона застройки многоэтажными жилыми домами.

Из проекта планировки территории следует, что красная линия, утвержденная постановлением администрации города Тулы от 16 января 2014 года №110 частично проходит по земельному участка с кадастровым номером *, который принадлежит ГСК №37, расположенному по адресу: <адрес>.

Из материалов по обоснованию проекта следует, что проект планировки территории, расположенной севернее Калужского шоссе на участке между железнодорожными путями ФИО4 и проспектом Ленина в Привокзальном районе города Тулы разрабатывается в целях уточнения видов и границ территориальных зон, установления линий градостроительных ограничений, границ земельных участков, предназначенных для строительства, развития и уточнения трассировки элементов городской улично-дорожной сети, исходя из устойчивого развития территории и привлечения инвестиций в развитие городских инфраструктур.

Особыми требованиями к данному проекту планировки являются: разработка улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой прилегающей территории и схемой транспортной инфраструктуры города Тулы; разработка проекта организации транспортной развязки на разных уровнях по Калужскому шоссе; определение линий градостроительных ограничений, в том числе красные линии и линии застройки; разработка схемы организации транспортного движения на продолжении ул.Оружейной, Калужскому шоссе и примыкающих элементах городской улично-дорожной сети.

В связи с возросшим уровнем автомобилизации, с целью уменьшить транспортные потоки по пр.Ленина и Калужскому шоссе проектом планировки предлагаются следующие решения: увеличить ширину Калужского шоссе до 21 м, в красных линиях 75-80 м; организовать с южной стороны участка дублер с тротуаром, параллельный Калужскому шоссе, шириной 7-10,5 м; соединить ул.Оружейную с Калужским шоссе с организацией транспортной эстакады и двухуровневой развязки с выходом на Калужское шоссе (ширина 14 м, в красных линиях – 30 м); демонтировать железнодорожную ветку, проходящую по территории и по ее направлению организовать дополнительную транспортно-пешеходную улицу, связывающую Калужское шоссе с жилыми микрорайонами ул.Оружейной и ул.Сурикова; предусмотреть коридор прохода планируемой генпланом магистральной улицы районного значения юг-север в западной части участка; предусмотреть транспортную связь с пр.Ленина с проектируемой развязкой, продолжив проезд, располагающийся с северной стороны существующего рынка «Южный» по эстакаде с выходом на проектируемые улицы (материалы по обоснованию лист 19).

В связи с тем, что в соответствии с утвержденной градостроительной документацией спорный объект недвижимости расположен, в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры, администрация, реализуя полномочия в сфере территориального планирования, имела право установить красные линии в пределах планируемой магистральной улицы городского значения (перспективного расширения транспортной магистрали), что получило свое отражение в оспариваемом акте.

Красные линии, определенные в составе документации по планировке территории, утвержденной оспариваемым постановлением администрации города Тулы от 16 января 2014 года №110, соответствуют генеральному плану города Тулы.

Судом установлено, что принятию постановления администрации города Тулы №110 от 16 января 2014 года предшествовало проведение публичных слушаний, то есть проект планировки территории прошел процедуру публичных слушаний, доказательств наличия замечаний по проекту планировки территории в составе градостроительной документации, в том числе относительно красных линий, в материалы дела не представлено.

Данные обстоятельства подтвердила и допрошенная в качестве специалиста Р. Которая в судебном заседании также показала, что данный проект застройки территории наиболее целесообразен, поскольку в наименьшей степени затрагивает интересы собственников объектов недвижимости и земельных участков, которые вошли в границы установленных красных линий и наиболее всего отвечает требованиям установления баланса между интересами собственников и общественными интересами.

Суд исходит из того, что генеральный план, являясь документом территориального планирования, является обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и их дальнейшей реализации.

Таким образом, установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения, определяемые генеральным планом городского округа, соответственно отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории. При этом разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.

Кроме того, положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки и расположенных на них объектов в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О и от 25 февраля 2016 года N 242-О).

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 06 апреля 1998 №18-30 (далее - Инструкция №18-30).

В пункте 1 Инструкции №18-30 о порядке проектирования и установления красных линий предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции №18-30).

В силу пункта 5.2 Инструкции №18-30 разбивочный чертеж красных линий имеет текстовую часть, которая включает в том числе пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 42, частям 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана.

Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 №150 (далее - Инструкция №150).

На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по следующим направлениям: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пункт 7 статьи 3.2.1 Инструкции №150).

Согласно пункту 4 статьи 3.2.1 Инструкции план современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться исключительно с учетом существующей застройки.

Обратное толкование перечисленных норм законодательства существенным образом ограничило бы полномочия органов местного самоуправления в части развития существующих поселений, что не являлось целью законодателя, поскольку как земельное, так и гражданское законодательство предусматривают детальный механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах.

По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Таким образом, доводы административного истца о том, что при осуществлении территориального планирования неправомерно не учитывается существующий порядок землепользования, его длительный характер и прочее, на нормах права не основан.

Кроме того суд исходит из того, что красные линии определяют границы планируемого к размещению линейного объекта (эстакады) в соответствии с Генеральным планом, носят общий планируемый характер, то есть сами по себе не являются препятствием к осуществлению прав и законных интересов административного истца.

Суд также учитывает то обстоятельство, что земельное и градостроительное законодательство не запрещает арендовать земельные участки, находящиеся за красными линиями.

Таким образом, административным истцом не предоставлено доказательств того, что в результате издания постановления администрации города Тулы №110 от 16 января 2014 года ФИО1 не может использовать принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества.

На основании изложенного, оценивая собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации города Тулы от 16 января 2014 года №110 в оспариваемой части принято в пределах полномочий, предоставленных администрации города Тулы градостроительным законодательством и законодательством о местном самоуправлении, принято в рамках реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности, в соответствии с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, в форме и порядке, установленном действующим законодательством и прав административного истца не нарушают.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о признании постановления администрации города Тулы от 16 января 2014 года №110 в части недействующим, исключении из проекта планировки территории сведений о прохождении красной линии в районе расположения гаража №* в автокооперативе №37 Привокзального района, не имеется.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации города Тулы о признании недействующим постановления от 16 января 2014 года №110 «Об утверждении проекта планировки территории, расположенной севернее Калужского шоссе на участке между железнодорожными путями ФИО4 и проспекта Ленина в Привокзальном районе города Тулы» в части прохождения красной линии в районе расположения гаража №* в автокооперативе №37 Привокзального района и исключении из проекта планировки территории сведений о прохождении красной линии в районе расположения гаража №* в автокооперативе №37 Привокзального района – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.Н.Иванина