2а-492/2020
26RS0№-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пожидаева В.П.,
при секретаре Чипчиковой А.Д.
с участием: представителя административного истца – ИФНС России по г. Кисловодску Ставропольского края ФИО1, представителя административного ответчика ФИО3 – ФИО7
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> края к ФИО3 о взыскании задолженности по налогам и пени
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась с административным исковым заявлением к ФИО3 о взыскании задолженности по уплате земельного налога с физических лиц за налоговый период 2016 года за:
- земельный участок с кадастровым номером № назначение – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство санаторно-курортного комплекса «Грин-Парк», площадью 163 732 кв.м, адрес: <адрес> в размере 3 714 981 руб.;
- земельный участок с кадастровым номером №, назначение – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство санаторно-курортного комплекса «Грин-Парк», площадью 17 280 кв.м, адрес: <адрес> в размере 390 277 руб.;
- земельный участок с кадастровым номером №, назначение – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство санаторно-курортного комплекса «Грин-Парк», площадью 54 203 кв.м, адрес: <адрес> в размере 1 227 497 руб.;
- земельный участок с кадастровым номером №, назначение – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для овощеводства, площадью 231 373 кв.м, адрес: <адрес>, примерно 2.55 по направлению на юго-восток по направлению от завода розлива минеральной воды ЗАО Кавминводы в размере 3993 руб., а также о взыскании пени за налоговый период 2016 года в размере 1334,19 руб. по следующим основаниям.
согласно сведениям государственного реестра ФИО3 является плательщиком налогового сбора. У ФИО3 образовалась задолженность по уплате налога за 2016 налоговый период, а именно задолженность по земельному налогу с физических лиц в размере 3 714 981 за земельный участок №, по адресу <адрес>, №, земельный налог с физических лиц в размере 390 277 рублей за земельный участок № по адресу: <адрес>, земельный налог с физических лиц в размере 1 227 497 за земельный участок № по адресу: <адрес> воды, <адрес>, земельный налог с физических лиц в размере 3 993 рубля за земельный участок № по адресу: <адрес>, Новотерский, <адрес>, а также пени по земельному налогу 1 334,19 рублей за 2016 налоговый период,
О необходимости уплаты налога на имущество и пени ответчику ФИО3 были направлены требования об уплате земельного налога и пени на ДД.ММ.ГГГГ№.
Однако в установленные законом сроки ответчиком налог на имущество физических лиц и земельный налог уплачен не был. До настоящего времени данное требование не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО3 задолженности по земельному налогу, однако, в связи с возражениями ответчика, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ отменен.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по <адрес> края ФИО4 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО6ФИО5 исковые требования признал в части. Суду пояснил, что административным истцом в расчете задолженности по налогу не верно применён коэффициент, установленный решением ФИО2 городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О земельном налоге на территории ФИО2 городского округа», представил контррасчет.
Административный ответчик ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания извещена надлежащим образом.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика ФИО6
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании недоимки с гражданина подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (пункт 2 статьи 48 НК РФ); а требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога на имущество возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
Как следует из материалов дела, административный ответчик ФИО3 в 2016 году (налоговом периоде) являлась собственником земельных участков:
- с кадастровым номером № назначение – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство санаторно-курортного комплекса «Грин-Парк», площадью 163 732 кв.м, адрес: <адрес> кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 141 666 000 руб.;
- с кадастровым номером № назначение – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство санаторно-курортного комплекса «Грин-Парк», площадью 17 280 кв.м, адрес: <адрес> кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 17 919 000 руб.;
- с кадастровым номером № назначение – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство санаторно-курортного комплекса «Грин-Парк», площадью 54 203 кв.м, адрес: <адрес> кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 46 898 000 руб.;
- с кадастровым номером № назначение – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для овощеводства, площадью 231 373 кв.м, адрес: <адрес>, примерно 2.55 по направлению на юго-восток по направлению от завода розлива минеральной воды ЗАО Кавминводы, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 331 042 руб.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в отношении ФИО3 ИНН № было сформировано налоговое уведомление о необходимости оплатить налоги до ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговое уведомление было своевременно направленно ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует почтовый реестр №.
Согласно сведениям отслеживания почтового идентификатора, присвоенного данному отправлению (№) оно было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Однако оплаты по выставленному налогу, или возражений в адрес МИФНС № по <адрес> от ответчицы не поступало. Налоговая задолженность своевременно ответчиком не погашена.
На основании положения ст. 61 Налогового кодекса РФ административному ответчику был изменен срок уплаты налога на ДД.ММ.ГГГГ. Перерасчёт был произведен на основании устного обращения ФИО3 в инспекцию, что свидетельствует о том, что ответчик знала о наличии задолженности. Срок уплаты, а также уточнения по налоговым обязательствам были отражены вторичным налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В связи с этим, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ)
В соответствии с положениями ст. 389 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 1 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции установлена рыночная стоимость для земельных участков: с кадастровым номером 26:24:040815:195 – по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 26 252 000 рублей; с кадастровым номером 26:24:040815:194 – по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 218 254 000 рублей; с кадастровым номером 26:24:040814:43 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 72 252 000 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога согласно ст. 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не-указан в этом требовании.
Конституция Российской Федерации в статье 57 закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (статья 19).
ДД.ММ.ГГГГ решением ФИО2 городского округа <адрес>№ «О земельном налоге на территории ФИО2 городского округа» на территории ФИО2 городского округа <адрес> установлены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В своем расчете административный истец указывает, что административному ответчику исчислен земельный налог за 2016 года в сумме 5 336 748 рублей в соответствии с налоговыми ставками, установленными вышеназванным решением, а именно для земельных участков с кадастровыми номерами № истец применяет ставку 1% от кадастровой стоимости, для земельного участка с кадастровым номером № указана ставка 0,3 %.
Проверив представленный административным истцом расчет задолженности по налогам, суд, не может признать его соответствующим решению ФИО2 городского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом в расчете задолженности не корректно применена налоговая ставка в размере 1% от кадастровой стоимости, поскольку согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № их видом разрешенного использования является: «под строительство санаторно-курортного комплекса». Видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № является: «земли сельскохозяйственного назначения».
Как указано в п. 2 ст. 2 решения ФИО2 городского округа <адрес>№ «установить налоговые ставки в следующих размерах (в редакции действовавшей в данный период № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ): 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков сельскохозяйственного использования и предназначенных для размещения объектов отдыха (рекреации) и санаторной деятельности». В связи с чем, к земельным участкам с кадастровыми номерами № подлежит применению налоговая ставка в размере 0,3 % от кадастровой стоимости.
Соответственно, административным истцом необоснованно в расчете налога на земельные участки с кадастровыми номерами № применена налоговая ставка 1 %, поскольку согласно того же решения данная ставка применяется к земельным участкам предназначенных для размещения объектов общественного питания, бытового обслуживания и магазинов; для размещения объектов гаражного назначения; для размещения объектов производственной деятельности; предназначенных для размещения объектов автомобильного транспорта. Данный перечень является исчерпывающим.
Суд принимает во внимание расчет задолженности, по налогам представленный административным ответчиком и считает его соответствующим требованиям решения ФИО2 городского округа <адрес>№, согласно которому размер задолженности ФИО3 по налогам физических лиц за 2016 налоговый период составляет 954 270 рублей.
Поскольку административным истцом представлен не верный расчет задолженности по налогам, иного суду представлено не было, соответственно требование административного ответчика о взыскании пени в размере 1 334,19 руб., суд считает необоснованным и подлежащим отказу в удовлетворении.
При этом. суд считает возможным удовлетворить требования административного истца о взыскании судебных расходов связанных с отправкой искового заявления административному ответчику в размере 53 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО3 о взыскании задолженности по уплате земельного налога с физических лиц за налоговый период 2016 года удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО3 ИНН № в пользу Инспекции ФНС России по <адрес> задолженность по уплате земельного налога с физических лиц за налоговый период 2016 года в размере 954 270 (девятьсот пятидесяти четырех тысяч двухсот семидесяти) рублей.
Взыскать ФИО3 ИНН № в пользу Инспекции ФНС России по <адрес> расходы на оплату отправки искового заявления. В сумме 53 (пятидесяти трех) рублей.
В удовлетворении требования Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО3 о взыскании задолженности по уплате на земельный налог в размере 4 383 812, 19 рублей (сверх взысканных), взыскании задолженности по пени в размере 1334,19 руб.- отказать.
Признать оставшуюся задолженность по налогу на физических лиц за налоговый период 2016 года не подлежащей ко взысканию.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кисловодский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.П. Пожидаев