ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-492/2016 от 29.04.2016 Качканарского городского суда (Свердловская область)

Дело №2а-492/2016

Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2016 года

Судья Качканарского городского суда Свердловской области Козлова А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Качканар, действующего в интересах Российской Федерации, к Главе Качканарского городского округа о признании незаконным бездействия по внесению изменений в пункт 7 должностной инструкции начальника отдела по культуре, спорту и молодежной политике Администрации Качканарского городского округа в части обязанностей по соблюдению ограничений, выполнении обязательств и не нарушении запретов, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другими федеральными законами и обязании устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л :

В Качканарский городской суд Свердловской области поступило административное исковое заявление прокурора г. Качканар, действующего в интересах Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Главы Качканарского городского округа в непринятии мер по внесению изменений в инструкцию муниципального служащего по соблюдению ограничений, предусмотренных федеральным законом.

В обоснование требований указано, что начальник отдела по культуре, спорту и молодежной политике Администрации Качканарского городского округа является муниципальным служащим. В своей работе данный специалист, в том числе руководствуется должностной инструкцией, в которой отсутствуют сведения о соблюдении ограничений и обязанностей, предусмотренных п. 10 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

По мнению прокурора г. Качканар неуказание данных требований в должностной инструкции муниципального служащего влечет за собой возможность их несоблюдения, что потенциально способствует нарушению требований антикоррупционного законодательства.

Прокурор г. Качканар просит суд признать бездействие Главы Качканарского городского округа Набоких С.М., выразившееся в непринятии мер к внесению изменений в пункт 7 должностной инструкции начальника отдела по культуре, спорту и молодежной политике Администрации Качканарского городского округа, утвержденной распоряжением Администрации Качканарского городского округа от 09.01.2014 года № 2, незаконным, и обязать Главу Качканарского городского округа в срок не позднее суток со дня вступления решения суда в законную силу внести в пункт 7 должностной инструкции начальника отдела по культуре, спорту и молодежной политике Администрации Качканарского городского округа изменения и дополнения следующего содержания: «начальник отдела обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», и другими Федеральными законами.

Судом определено о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с ч.2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Явка Главы Качканарского городского округа обязательной судом не признавалась. Стороны просили рассмотреть дело в их отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства. Заинтересованное лицо - начальник отдела ФИО5 возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела не направлял.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что в Администрации Качканарского городского округа утверждена должность начальника отдела по культуре, спорту и молодежной политике, относящаяся к главным должностям муниципальной службы.

Правовое положение муниципальных служащих регламентировано нормами федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Действительно, указанным законом, в частности пунктом 10 части 1 ст. 12 предусмотрено, что муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены указанным федеральным законом и другими федеральными законами.

По результатам проверки прокурором г. Качканар установлено, что в должностной инструкции начальника отдела по культуре, спорту и молодежной политике Администрации Качканарского городского округа данная обязанность не прописана.

Вместе с тем, данная обязанность содержится в трудовом договоре указанного муниципального служащего в пункте 10 раздела 6. Сама же должностная инструкция содержит указание, что правовое регулирование муниципальной службы начальника отдела осуществляется в соответствии с Конституцией российской Федерации, конституционными федеральными законами, а также федеральным, областным и местным законодательством.

Не оспаривалось и подтверждено Выпиской из Устава Качканарского городского округа, что Глава Качканарского городского округа является высшим должностным лицом городского округа, возглавляет администрацию городского округа и исполняет полномочия главы администрации городского округа.

Глава городского округа, исполняя полномочия главы администрации городского округа, формирует администрацию городского округа, утверждает ее штатное расписание; назначает на должность и освобождает от должности работников администрации. Следовательно, Глава городского округа вправе утверждать должностные инструкции работников администрации и вносить в них изменения.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

При этом, в силу положений абз. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Из положений Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области", Устава Качканарского городского округа, утвержденного решением Качканарской городской Думы от 09 июня 2005 года № 62 не следует, что на Главе Качканарского городского округа лежит обязанность по разработке и утверждении должностных инструкций муниципальных служащих, в том числе по внесению изменений в них.

Не порождают такой обязанности и положения ч. 1 ст. 11, п. 2, 4, 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", регламентирующие права и обязанности муниципального служащего, но никак не Главы муниципального образования.

Трудовое законодательство также не содержит ссылок на наличие у работодателя обязанности по разработке должностной инструкции работника, внесению в нее изменений.

Согласно ст. ст. 15, 57 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы.

Согласование сторонами условия о трудовой функции подразумевает достижение договоренности не только о ее наименовании, но и о содержании, то есть о круге трудовых обязанностей работника, составляющих работу по конкретной должности (профессии, специальности) либо работу конкретного вида, которые могут быть закреплены непосредственно в тексте трудового договора с работником либо в приложении к нему, а также в отдельном локальном нормативном акте (должностной (рабочей) инструкции).

Выбор одного из указанных вариантов является компетенцией работодателя.

Регламентация обязанностей работника непосредственно в трудовом договоре по усмотрению работодателя не влечет нарушения законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодателю принадлежит право принимать локально-правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Порядок, сроки разработки и утверждения локально-правовых актов, в том числе должностной инструкции, трудовым законодательством не урегулированы, в связи с чем работодатель вправе самостоятельно разрешить вопрос о целесообразности ее издания как самостоятельного документа.

При отсутствии должностной инструкции, либо сведений в ней о выполнении определенного рода обязанностей, как отдельного локально-правового акта у работодателя отсутствует обязанность соблюдения положений, предусмотренных ч. 3 ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации относительно обстоятельств ознакомления работника с нею.

Довод о том, что отсутствие в должностной инструкции обязанности по соблюдению ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и других федеральных законов влечет нарушение порядка прохождения служащим муниципальной службы, способствует неисполнению и игнорированию требований законодательства о муниципальной службе и противодействию коррупции, может создать конфликт интересов у муниципальных служащих, суд находит ошибочным.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" для замещения гражданами должностей муниципальной службы устанавливаются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы и (или) государственной службы либо стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые в силу положений ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" являются мерами по профилактике коррупции.

Неисполнение муниципальным служащим обязанностей, ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, установленных ст. ст. 12 - 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Порядок привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности регламентирован ст. ст. 27, 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Нарушение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей и установленных запретов и ограничений, в силу положений Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол N 21) также влечет применение к нему мер юридической ответственности.

Таким образом, обстоятельства отсутствия у муниципального служащего в должностной инструкции указания на обязанность по соблюдению запретов и ограничений, установленных федеральным законом, в случае не исполнения или ненадлежащего исполнения им обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, не исключают возможность применения к нему мер воздействия, установленных законодательством.

Кроме того, должностная инструкция указанного муниципального служащего содержит сферу правового регулирования сторон трудового договора, в том числе законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ, что в свою очередь

не обязывает Главу Качканарского городского округа расписывать весь текст указанного закона и дублировать положения трудового договора, в котором данная обязанность предусмотрена.

Пунктом 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд полагает, что права, свободы и законные интересы Российской Федерации, в интересах которой обратился прокурор г. Качканар с указанным административным исковым заявлением, административным ответчиком при утверждении должностной инструкции муниципального служащего - начальника отдела по культуре, спорту и молодежной политике Администрации Качканарского городского округа не нарушены.

В случае же нарушения указанным муниципальным служащим ограничений, обязательств и запретов, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другими федеральными законами прокурор не лишен права обращения в суд с соответствующим иском, избрав иной способ защиты права.

В данном случае основания для удовлетворения требований прокурора г. Качканар отсутствуют.

На основании изложенного,

Руководствуясь ст.ст. 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Прокурору г. Качканар в удовлетворении требований к Главе Качканарского городского округа о признании незаконным бездействия по внесению изменений в пункт 7 должностной инструкции начальника отдела по культуре, спорту и молодежной политике Администрации Качканарского городского округа в части обязанностей по соблюдению ограничений, выполнении обязательств и не нарушении запретов, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другими федеральными законами и обязании устранить допущенное нарушение - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение пятнадцати дней с момента его получения, путем подачи жалобы через Качканарский городской суд Свердловской области.

Судья Качканарского городского суда А.В.Козлова