Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 14 мая 2021 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
с участием представителя административного истца -
старшего помощника прокурора Братского района
Иркутской области Петакчян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-492/2021 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кузнецовского сельского поселения о возложении обязанности разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Кузнецовского сельского поселения об обязании в срок до 31.08.2021 разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения Кузнецовского муниципального образования.
В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства установлено, что на территории Кузнецовского сельского поселения имеются объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, т.е. инженерные сооружения, входящие в состав централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, непосредственно используемые для холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с соглашением от 09.01.2020 о передаче осуществления части полномочий на 2020 год, заключенным в установленном законом порядке между Администрацией МО «Братский район и Кузнецовским сельским поселением, район передает, а поселение принимает осуществление части полномочий по вопросу местного значения - по п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе по разработке, утверждению и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения. Аналогичное соглашение заключено в установленном законом порядке 25.02.2021 между Администрацией МО «Братский район и Кузнецовским сельским поселением на 2021 год.
Таким образом, разработка, утверждение и актуализация схем тепло-, водоснабжения и водоотведения является обязанностью Администрации Кузнецовского сельского поселения. Вместе с тем, Администрацией Кузнецовского сельского поселения в нарушение норм закона, а также Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782, до настоящего времени не разработаны и не утверждены схемы водоснабжения и водоотведения Кузнецовского муниципального образования.
В связи с выявленными нарушениями в адрес главы Кузнецовского муниципального образования внесено представление об устранении нарушений требований закона от 18.11.2020 № 7-27-2020.
Согласно информации Администрации Кузнецовского сельского поселения от 18.12.2020, от 19.03.2021 администрацией проводится работа по устранению нарушений.
Выявленные в ходе проверки нарушения недопустимы и требуют их незамедлительного устранения, так как наличие схем водоснабжения и водоотведения направлено на развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования и является обязательным условием для предоставления субсидий из бюджета Иркутской области в целях софинансирования расходов на реализацию мероприятий в сфере модернизации объектов ЖКХ.
Отсутствие схем водоснабжения и водоотведения Кузнецовского сельского поселения препятствует развитию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, обеспечению для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Кроме того, отсутствие схем водоснабжения и водоотведения поселения не позволяет органу местного самоуправления обеспечить население муниципального образования надежной системой водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, Администрацией Кузнецовского сельского поселения деятельность по организации в границах поселения надежного водоснабжения и водоотведения осуществляется ненадлежащим образом, что недопустимо, поскольку неизбежно влечет нарушение прав и законных интересов жителей Кузнецовского сельского поселения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Кузнецовского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Глава Кузнецовского муниципального образования ФИО1, действующая на основании прав по должности, заявлением просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, в котором также указала, что административные исковые требования признает в полном объеме.
Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Поскольку данные требования заявлены исходя из полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть возникают из публичных правоотношений, то данные требования подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно Закону Иркутской области от 03.11.2016 № 96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Братского района Иркутской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что 25.02.2021 между Администрацией МО «Братский район и Администрацией Кузнецовского сельского поселения заключено соглашение № 12 о передаче осуществления части полномочий на период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
В соответствии с данным соглашением Администрация МО «Братский район» передает, а Администрация Кузнецовского сельского поселения принимает осуществление части полномочий, в том числе, по вопросу местного значения - по разработке, утверждению и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что разработка, утверждение и актуализация схем тепло-, водоснабжения и водоотведения является обязанностью Администрации Кузнецовского сельского поселения.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Таким образом, отношения в сфере разработки, утверждения и актуализации схем водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Согласно ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. п. 4 и 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782.
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Братского района Иркутской области проверки было установлено, что на территории Кузнецовского сельского поселения находятся объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, т.е. инженерные сооружения, входящие в состав централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, непосредственно используемые для холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Вместе с тем, Администрацией Кузнецовского сельского поселения, на территории которого функционирует система централизованного водопровода, схема водоснабжения и водоотведения не разработана и не утверждена.
18.11.2020 прокуратурой Братского района Иркутской области в адрес главы Кузнецовского муниципального образования ФИО1 было внесено представление № 07-27-2020 об устранении нарушений федерального законодательства, а именно: разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения Кузнецовского муниципального образования в течение 30 дней со дня внесения данного представления.
Согласно информации главы Кузнецовского муниципального образования ФИО1 № 385/1 от 18.12.2020 между Администрацией Кузнецовского сельского поселения и ООО «СтройЭнергоИнновации» 17.11.2020 заключен договор № 103/20 на проведение работ по разработке (актуализации) схемы водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 1.4 договора № 103/20 на проведение работ по разработке (актуализации) схемы водоснабжения и водоотведения от 17.11.2020 срок выполнения работ установлен с момента подписания договора и до 30.03.2021.
Согласно информации главы Кузнецовского муниципального образования ФИО1 № 81 от 19.03.2021 ООО «СтройЭнергоИнновации» ведутся работы по разработке схемы водоснабжения и водоотведения (уточняется после согласования с отделом ЖКХ «Братский район»). Заявки на оплату работ Администрацией Кузнецовского сельского поселения поданы в ФУ МО «Братский район», в настоящее время не оплачены.
Таким образом, в судебном заседании установлено и доказательств обратного суду не представлено, что до настоящего времени Администрацией Кузнецовского сельского поселения не разработаны и утверждены схемы водоснабжения и водоотведения Кузнецовского муниципального образования.
Принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» основополагающими документами при подготовке проектов концессионных соглашений являются схемы водоснабжения и водоотведения, на основании которых разрабатывается задание концедента и, соответственно, инвестиционные мероприятия концессионера, в целях корректного определения инвестиционных мероприятий концессионера Администрации Кузнецовского сельского поселения необходимо разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения Кузнецовского муниципального образования.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку полномочия по разработке, утверждению и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения переданы Кузнецовскому муниципальному образованию, на территории которого функционирует система централизованного водопровода, следовательно, Администрация Кузнецовского сельского поселения обязана принимать меры к разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения Кузнецовского муниципального образования.
Непринятие данных мер приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Кузнецовского муниципального образования, поскольку наличие схем водоснабжения и водоотведения направлено на развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования и является обязательным условием для предоставления субсидий из бюджета Иркутской области в целях софинансирования расходов на реализацию мероприятий в сфере модернизации объектов ЖКХ.
Отсутствие схем водоснабжения и водоотведения Кузнецовского сельского поселения препятствует развитию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, обеспечению для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, при этом, отсутствие схем водоснабжения и водоотведения поселения не позволяет органу местного самоуправления обеспечить население муниципального образования надежной системой водоснабжения и водоотведения, следовательно, Администрацией Кузнецовского сельского поселения деятельность по организации в границах поселения надежного водоснабжения и водоотведения осуществляется ненадлежащим образом, что недопустимо, поскольку неизбежно влечет нарушение прав и законных интересов жителей Кузнецовского сельского поселения.
В силу ч. ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии со ст. 157 КАС РФ изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания (ч. 1).
При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска (ч. 2).
В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч. 3).
Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, а также, учитывая, что представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании прав по должности, административные исковые требования, заявленные прокурором Братского района, признала в полном объеме, признание административного иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание административного иска административным ответчиком, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кузнецовского сельского поселения об обязании разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения Кузнецовского муниципального образования.
В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести (разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения), значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей, указанный прокурором - до 31.08.2021.
Руководствуясь ст. ст. 157, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять от представителя административного ответчика - главы Кузнецовского муниципального образования ФИО1 признание административного иска.
Административное исковое заявление прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Кузнецовского сельского поселения в срок до 31 августа 2021 года разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения Кузнецовского муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения суда - 28.05.2021.