дело № 2а-493/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 13 декабря 2018 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе судьи Е.А. Рослякова, при секретаре – Ю.П. Фаткулиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шарлыкского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, заинтересованное лицо - Управление Роскомнадзора по Оренбургской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с административным иском указав на то, что прокуратурой в ходе проверки путём осуществления мониторинга сети Интернет установлены сайты, на которых пользователям предлагается купить водительские удостоверения без сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами.
Так, на сайте http://prava-legal.com/ceny-na-prava.html пользователю предлагается купить права указанной категории легально с базой данных без подделки, то есть с внесением информации в базу ГИБДД России, помощь лишенным водительских прав, при этом пользователь может приобрести права без обучения в автошколе.
Посещение указанного Интернет-сайта свободно для всех без исключения граждан.
Свободный доступ к указанному Интернет-ресурсу побуждают граждан к приобретению фальшивых водительских прав, незаконная выдача которых нарушает интересы Российской Федерации, граждан и организаций, заключающиеся в обеспечении безопасности участников дорожного движения.
Указанный Интернет-сайт не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Просил признать информацию, размещенную на Интернет-сайте: http://prava-legal.com/ceny-na-prava.html о возможности приобретения водительского удостоверения без фактического участия при сдаче экзаменов – ПДД, и практики по вождению транспортными средствами, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В судебное заседание административный истец и заинтересованное лицо, извещенные судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, не явились.
От представителя заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Оренбургской области в суд поступило письменный отзыв, в котором они просили рассмотреть дело без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражают.
В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело без участия не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральным законодательством требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установлении ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) (ч. 2 ст. 5).
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9).
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» (ч. 1 ст. 15.1).
В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1).
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1).
Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено, что Интернет – сайт http://prava-legal.com/ceny-na-prava.html содержит информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению указанным способом, что подтверждено распечатками скриншотов с указанного Интернет ресурса, имеющихся в материалах дела.
В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу статьи 3 указанного закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 24 указанного закона закреплено право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Согласно статьи 25 указанного закона право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены.
Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.
Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
В силу статьи 29 указанного закона обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.
Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется на основании методических рекомендаций, разрабатываемых совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах.
Как указано выше, на Интернет-сайте с адресом http://prava-legal.com/ceny-na-prava.html предлагается услуга о продаже водительских удостоверений без фактического обучения и сдачи экзаменов, посещение указанного Интернет-сайта свободно для всех без исключения граждан. Размещенная на указанном сайте информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по продаже документов об образовании и является рекламой.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что свободный доступ к вышеуказанному Интернет-ресурсу побуждают граждан к приобретению фальшивых водительских прав без прохождения обучения и сдачи соответствующего экзамена без присутствия уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 9, 10, 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее -Федеральный закон № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно пункта 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ограничение доступа к размещенной на указанном сайте информации требуется в целях защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку незаконная выдача водительских прав нарушает интересы Российской Федерации, граждан и организаций, заключающиеся в обеспечении безопасности участников дорожного движения.
Кроме того судом установлено, что Итернет-сайт на сайте http://prava-legal.com/ceny-na-prava.html не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В силу пункта 5.1.7. постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 228) создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 228 Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу. По делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания спорной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Таким образом, требования изложенные в административном исковом заявлении прокурора Шарлыкского района, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте: http://prava-legal.com/ceny-na-prava.html о возможности приобретения водительского удостоверения без фактического участия при сдаче экзаменов – ПДД, и практики по вождению транспортными средствами, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В целях ограничения доступа к указанной информации решение суда направить в Управление Роскомнадзора по Оренбургской области, для внесения в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Шарлыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Росляков