ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-493/19 от 03.10.2019 Североморского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Североморск 3 октября 2019 года

Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Жидкова В.В., при секретаре Бутиной Н.М., с участием административного истца – ФИО1, представителя ответчика – Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Северрегионжилье) – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальников Северрегионжилье и филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – «2 финансово – экономическая служба» (далее – ФКУ ОСК СФ – 2ФЭС), связанных с отказом во включении в списки участников накопительно – ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, -

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными действия начальника Северрегионжилье, связанные с отказом внесения его кандидатуры в сводный список военнослужащих для включения в реестр участников накопительно – ипотечной системы жилищного обеспечения (далее – НИС), обязать соответчика выполнить все требуемые и предусмотренные законодательством мероприятия. Также, ФИО1 просит взыскать с филиала ФКУ ОСК СФ - 2 ФЭС в его пользу 300 руб. в счет возмещения судебных расходов.

В обоснование иска ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ он после заключения второго контракта о прохождении военной службы подал рапорт о включении его в реестр участников НИС. Однако, до настоящего времени в реестр участников НИС он не включен, поскольку начальник Северрегионжилье своим незаконным решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал ему в этом путем оставления его комплекта документов без реализации, необоснованно ссылаясь на отсутствие копии рапорта и документации, подтверждающей факт написания и подачи им такового.

В суде ФИО1 на удовлетворении иска настаивал и дал пояснения, схожие по своей сути и содержанию изложенным выше обоснованиям иска, уточнив, что написанный и поданный в первой половине дня ДД.ММ.ГГГГ его рапорт о включении в реестр участников НИС был впоследствии утрачен должностным лицом воинской части, ответственным за работу с НИС, которому данный рапорт и подавался тогда же в присутствии сослуживца Д.. Факт написания того же рапорта в указанный день могут подтвердить сослуживцы Д., который, кроме того, предоставлял ему образец для написания данного документа, и К., который присутствовал при этом, а также его непосредственный командир (начальник) С., которому он тогда же пытался подать названный рапорт по команде. ФИО1 считает, что указанные обстоятельства подтверждают факт его обращения ДД.ММ.ГГГГ по спорному вопросу и не могут служить основанием для отказа в реализации им жилищных прав по военной ипотеке.

Представитель начальника Северрегионжилье ФИО2 в суде просила в иске ФИО1 отказать, поскольку их жилищному органу не представлено убедительных доказательств в подтверждение подачи и регистрации рапорта истца в ДД.ММ.ГГГГ.

Административный соответчик, начальник филиала ФКУ ОСК СФ – 2 ФЭС, а также заинтересованное лицо, командир войсковой части , извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в суд не прибыли. При этом, в адресованных суду сообщениях соответчик оставил разрешение вопроса по восстановлению прав истца на усмотрение суда, а заинтересованное лицо, подтвердив установленный проведенным разбирательством факт обращения ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с рапортом на его включение в реестр участников НИС, а также подтвердив обстоятельства ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами воинской части, ответственными за работу с НИС, которые повлекли утрату данного рапорта без регистрации в журнале учета служебных документов, просило требования административного истца удовлетворить.

Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает, что иск ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из исследованных в суде административного искового заявления ФИО1, копий материалов его личного дела, включающих его послужной список, рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, контракты о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписки из приказов войсковой части об этом, копий журнала учета служебных документов войсковой части за ДД.ММ.ГГГГ, а также копий других документов, оформленных войсковой частью для включения истца в списки участников НИС, включая его личную карточку от ДД.ММ.ГГГГ с датой возникновения основания для этого ДД.ММ.ГГГГ, заключения по материалам служебного разбирательства и изданного по его результатам приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, копии сообщения (решения) Северрегионжилье от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО1 проходит военную службу в войсковой части (ранее – войсковая часть ), в том числе, с ДД.ММ.ГГГГ – по контракту.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил второй контракт о прохождении военной службы сроком на три года и на следующий день, ДД.ММ.ГГГГ, он в присутствии сослуживцев К. и Д. написал в адрес командования воинской части рапорт на включение в списки участников НИС, который в тот же день был подан ФИО1 ответственному должностному лицу воинской части за организацию проведения работ с военнослужащими участниками и кандидатами на участие в НИС <данные изъяты>Ф., <данные изъяты>.

В соответствии с приказом командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть переименована в войсковую часть . В тот же год и в последующие года ФИО1 неоднократно обращался к Ф. и другим должностным лицам войсковой части , пришедшим на смену последнему, по вопросу, касающемуся разрешения его рапорта, но получал ответ, что его документы зарегистрированы установленным порядком и поданы в жилищный орган.

В ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части проведено служебное разбирательство, которым подтверждены вышеизложенные обстоятельства написания и подачи ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рапорта на включение в списки участников НИС, а также установлен факт утраты данного рапорта без его регистрации в журнале учета служебных документов воинской части в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами, ответственными за организацию проведения работ с военнослужащими участниками и кандидатами на участие в НИС. В указанной связи тогда же командованием войсковой части подготовлен и направлен в Северрегионжилье комплект документов для включения ФИО1 в реестр участников НИС, с указанием даты первоначального обращения последнего - ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, решением Северрегионжилье от ДД.ММ.ГГГГ в форме сообщения документы ФИО1 оставлены без реализации, поскольку в них отсутствовала копия рапорта последнего о включении его в реестр участников НИС, а также документы, подтверждающие факт написания и регистрации такового.

Данные, установленные судом обстоятельства, подтвердил в суде ФИО1.

Допрошенные в суде свидетели К. и Д., сослуживцы ФИО1, каждый в отдельности, показали, что в первой половине дня ДД.ММ.ГГГГ в кубрике войсковой части к ним, как к более опытным военнослужащим в вопросах военной ипотеки по причине оформления соответствующих документов ранее, обратился последний, попросив образец рапорта на включение в реестр участников НИС. Получив таковой от Д., ФИО1 в их присутствии написал по образцу свой рапорт на его включение в реестр участников НИС. В тот же день данный рапорт, как далее пояснил Д., в его присутствии был подан ФИО1 лично офицеру Ф., <данные изъяты>, являвшемуся ответственным лицом воинской части за организацию проведения работы с военнослужащими участниками и кандидатами на участие в НИС. Тогда же в присутствии ФИО1 он, Д., получил от Ф. памятный адрес по случаю выполнения специальных задач в составе экипажа корабля при выходе в море в день своего рождения, который ДД.ММ.ГГГГ, непосредственно в памятную дату, не был ему вовремя вручен в связи с его нахождением тогда на вахте.

Свидетель С., непосредственный командир (начальник) ФИО1, в суде показал, что в первой половине дня ДД.ММ.ГГГГ к нему обратился последний со своим рапортом на включение в реестр участников НИС для его подачи по команде. Прочитав данный рапорт, он отправил ФИО1 напрямую к офицеру Ф., являвшемуся ответственным лицом воинской части за организацию проведения работы с военнослужащими участниками и кандидатами на участие в НИС, а вечером того же дня Ф. подтвердил ему факт подачи ФИО1 рапорта.

Из смысла требований ч.ч. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками НИС в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», обеспечение их жилыми помещениями, в том числе, в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство таковых в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федераци.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» участниками НИС являются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников, а п.4 ч. 1 и п.4 ч. 2 ст. 9 того же Федерального закона конкретизированы категории участников НИС и основания их включения в реестр, согласно которых, к таковым, наряду с другими, относятся матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками НИС, обратившись по данному вопросу в письменной форме.

Согласно ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их именных накопительных счетов.

Аналогичные изложенным положения содержит и постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2005 №89 «Об утверждении правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба», которым предписывается Министерству обороны Российской Федерации принять необходимые для реализации настоящего Постановления нормативные правовые акты, касающиеся формирования и ведения реестров участников НИС. При этом, согласно п. 13 названных Правил, датой возникновения основания для включения военнослужащего в реестр является (для сержантов и старшин, солдат и матросов, заключивших второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявивших в письменной форме желание стать участниками НИС) - дата регистрации в журнале учета служебных документов их обращения (в письменной форме) о включении в реестр.

В развитие изложенных требований и предписаний законодательства Министерством обороны Российской Федерации были приняты приказы:

- от ДД.ММ.ГГГГ, действовавший с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- от ДД.ММ.ГГГГ, действовавший с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- от ДД.ММ.ГГГГ, действующий до настоящего времени,

которыми утверждался порядок реализации НИС жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.

По смыслу положений данных приказов следует, что в ДД.ММ.ГГГГ функции по формированию и ведению реестра участников НИС возлагалось на Главное квартирно-эксплуатационное управление Минобороны России, а с ДД.ММ.ГГГГ указанные функции возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (его подразделений, включая Северрегионжилье - применительно к рассматриваемому административному делу).

При этом, как в течение ДД.ММ.ГГГГ, так и в последующее время ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр НИС возлагается на командиров воинских частей, которые занимаются организацией работы подчиненных должностных лиц в этом направлении и включают:

- контроль за своевременным оформлением по установленной форме документа (личной карточки) для включения военнослужащего в реестр, с приложением к нему необходимого комплекта документов, перечень которого является исчерпывающим и содержит: копии рапорта военнослужащего, его паспорта, первого и второго контракта, а также объяснение ответственного должностного лица воинской части о причинах превышения трехмесячного срока с даты возникновения основания для включения в реестр до даты фактического представления списка командиру части;

- своевременное подписание командиром воинской части указанного выше документа (личной карточки) для включения военнослужащего в реестр;

- своевременное направление воинской частью названного документа (личной карточки) с необходимым комплектом документов в орган, на который возложены функции по формированию и ведению реестра участников НИС.

В частности, согласно п.п. 11, 12, 14 и 15 «Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденного приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, названный выше комплект документов направляется воинской частью в региональное управление жилищного обеспечения или их отделы в соответствии с территориальной принадлежностью (применительно к рассматриваемому делу - Северрегионжилье), где он проверяется и направляется в регистрирующий орган вместе со сводным списком военнослужащих для включения в реестр по рекомендуемому образцу. Регистрирующий орган, в свою очередь, осуществляет проверку указанного сводного списка и производит внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр участников НИС.

Анализ приведенного законодательства, с учетом указанных установленных судом обстоятельств дела о фактических написании и подаче ДД.ММ.ГГГГ установленным порядком ФИО1 рапорта на его включение в списки участников НИС, который по независящим от последнего причинам, связанным с виной ответственных за такую работу должностных лиц воинской части, не прошел регистрацию в соответствующем журнале и был утрачен, позволяет суду прийти к выводу о том, что ФИО1 имеет право состоять в реестре участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента написания и подачи установленным порядком им рапорта с просьбой о включении его в реестр участников НИС после заключения второго контракта о прохождении им военной службы, а оспариваемые действия начальника Северрегионжилье являются необоснованными, противоречащими закону и препятствующими в осуществлении истцом своих жилищных прав.

Для восстановления нарушенных прав ФИО1 суд считает необходимым возложить на начальника Северрегионжилье обязанность по внесению кандидатуры истца в сводный список военнослужащих для включения в реестр участников НИС, а также по направлению этого списка в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Доводы представителя начальника Северрегионжилье Судаковой о необходимости представления в жилищный орган какой – либо дополнительной документации суд считает необоснованными, поскольку факты написания и подачи ДД.ММ.ГГГГ установленным порядком ФИО1 указанного рапорта, а также утраты по независящим от последнего причинам данного рапорта, не прошедшего регистрацию в соответствующем журнале, установлены проведенным в ДД.ММ.ГГГГ командованием войсковой части разбирательством, с отбором у ответственного должностного лица требуемого руководящими документами объяснения, которые уже были представлены данному соответчику. Указанные факты объективно нашли свое подтверждение в суде, оснований не доверять данным документам в совокупности с показаниями свидетелей Д., К. и С. у суда не имеется, о сомнениях в достоверности указанных документов и показаний свидетелей не заявлено представителем соответчика Судаковой, а также ей не представлено суду в подтверждение таких сомнений каких–либо доказательств.

Более того, в подтверждение обстоятельств ненадлежащего исполнения в ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами войсковой части своих обязанностей свидетельствует и факт отсутствия регистрации в журнале учета служебных документов воинской части за ДД.ММ.ГГГГ не менее важного документа – рапорта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на заключение второго контракта, который фигурирует в приказе об этом и приложен к личному делу данного военнослужащего, то есть в суде также подтверждены обстоятельства ненадлежащего ведения данного журнала.

В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ расходы ФИО1 по уплате государственной пошлины при обращении с иском в суд в сумме 300 руб. подлежат возмещению филиалом ФКУ ОСК СФ – 2 ФЭС, поскольку Северрегионжилье находится на финансово-экономическом обеспечении в этом учреждении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

1. Административное исковое заявление военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальников Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – «2 финансово – экономическая служба», связанных с отказом во включении в списки участников накопительно – ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, – удовлетворить.

2. Действия начальника Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом внесения ФИО1 в сводный список военнослужащих для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, - признать незаконными.

3. Обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации внести кандидатуру ФИО1 в сводный список военнослужащих для включения в реестр участников накопительно – ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, с указанием даты возникновения основания для включения в реестр – ДД.ММ.ГГГГ, а также направить данный сводный список военнослужащих в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

4. Взыскать с филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово – экономическая служба» в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 300 (триста) руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд.

Председательствующий по делу В.В. Жидков