ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-493/19 от 07.05.2019 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

№ 2а-493/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 мая 2019 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

при секретаре Федяевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Орлу к ФИО1 о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец инспекция федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее по тексту ИФНС России по г. Орлу) обратился в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности, в обоснование требований указав, что за административным ответчиком числится задолженность по имущественным налогам в общей сумме 5693,57 руб. (в т.ч. транспортный налог за ДД.ММ.ГГ год в сумме 2 125 руб., пени за несвоевременную уплату по транспортному налогу период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере - 225,75 руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога в период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере - 10,62 руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога в период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере - 3331,52 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере - 0,68 руб.).

Налоговым органом в отношении административного ответчика были направлены налоговые уведомления: №*** от ДД.ММ.ГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ год в сумме 22 572 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГ, которое налогоплательщиком было частично исполнено (оплата налога ДД.ММ.ГГ в сумме 10447 руб., ДД.ММ.ГГ в сумме 5000 руб., ДД.ММ.ГГ в сумме 5000 руб.); №*** от ДД.ММ.ГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ год в сумме 14 198,93 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГ; №*** об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ год в сумме 6800 руб.,
налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГ год в сумме 52,79 со сроком уплаты
не позднее ДД.ММ.ГГ; №*** об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ год в сумме 4250 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГ; №*** об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ год в сумме 4950 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГ;

Задолженность по транспортным налогам за ДД.ММ.ГГ г., ДД.ММ.ГГ г., ДД.ММ.ГГ г., ДД.ММ.ГГ г., взыскана в порядке приказного и исполнительного производства, но фактически не оплачена. Задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГ г. оплачена ДД.ММ.ГГ

На основании ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику были направлены требования: №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 2125 руб. (недоимка за ДД.ММ.ГГ г.), и пени начисленные на указанную недоимку в сумме 10,62 руб. (на недоимку за ДД.ММ.ГГ г.).; №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате пени по транспортному налогу в сумме 225,75 руб. (начисленные на недоимку за ДД.ММ.ГГ г.), пени по транспортному налогу в сумме 3342,14 руб. (начисленные на недоимку за ДД.ММ.ГГ г.) пени налогу на имущество физических лиц в общей сумме 0,68 руб. (начисленные на недоимку за ДД.ММ.ГГ г. до фактической оплаты) пени по транспортному налогу в сумме 3342,14 (данные пени были начислены на недоимку по налогам за ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГДД.ММ.ГГ гг., так как фактически задолженность не оплачена), которые налогоплательщиком в срок исполнены не были.

Налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности. Определением Мирового судьи судебного участка №2 Советского района г. Орла 16.08.2018, судебный приказ № 2а-1721/2018 от 02.08.2018 г. был отменен.

На основании изложенного, просит суд взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу задолженность по имущественным налогам в общей сумме 5693,57 руб. (в т.ч. транспортный налог за ДД.ММ.ГГ год в сумме 2 125 руб., пени за несвоевременную уплату по транспортному налогу период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере - 225,75 руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога в период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере - 10,62 руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога в период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере - 3331,52 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере - 0,68 руб.).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.

Административный ответчик ФИО1 заявленные требования не признала, просила применить срок исковой давности, также пояснила, что транспортное средство <данные изъяты> было продано ДД.ММ.ГГ, однако не снято с регистрационного учета, ввиду чего начисление транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ неправомерно.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает административные исковые требования законными, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ, а также влечет начисление пени.

В соответствии с частью 2 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу пункта 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской федерации.

Согласно ст. 1, 2 Закона Орловской области от 26 ноября 2002 г. № 289-03 «О транспортном налоге» (далее - «Закон»), налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя и категории (вида) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя или единицу транспортного средства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

На основании пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

<данные изъяты>

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 в рассматриваемый период являлась собственником транспортных средств <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №*** РУС; <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №*** РУС; <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №*** РУС.

Кроме того, административному ответчику принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.

Налоговым органом в отношении административного ответчика были направлены налоговые уведомления: №*** от ДД.ММ.ГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ год в сумме 22 572 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГ, которое налогоплательщиком было частично исполнено (оплата налога ДД.ММ.ГГ в сумме 10447 руб., ДД.ММ.ГГ в сумме 5000 руб., ДД.ММ.ГГ в сумме 5000 руб.); №*** от ДД.ММ.ГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ год в сумме 14 198,93 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГ; №*** об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ год в сумме 6800 руб.,
налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГ год в сумме 52,79 со сроком уплаты
не позднее ДД.ММ.ГГ; №*** об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ год в сумме 4250 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГ; №*** об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ год в сумме 4950 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГ;

Задолженность по транспортным налогам за ДД.ММ.ГГ г., ДД.ММ.ГГ г., ДД.ММ.ГГ г., ДД.ММ.ГГ г., взыскана в порядке приказного и исполнительного производства, но фактически не оплачена. Задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГ г. оплачена ДД.ММ.ГГ

НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

На основании ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику были направлены требования: №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 2125 руб. (недоимка за ДД.ММ.ГГ г.), и пени начисленные на указанную недоимку в сумме 10,62 руб. (на недоимку за ДД.ММ.ГГ г.).; №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате пени по транспортному налогу в сумме 225,75 руб. (начисленные на недоимку за ДД.ММ.ГГ г.), пени по транспортному налогу в сумме 3342,14 руб. (начисленные на недоимку за ДД.ММ.ГГ г.) пени налогу на имущество физических лиц в общей сумме 0,68 руб. (начисленные на недоимку за ДД.ММ.ГГ г. до фактической оплаты) пени по транспортному налогу в сумме 3342,14 (данные пени были начислены на недоимку по налогам за ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ гг., так как фактически задолженность не оплачена), которые налогоплательщиком в срок исполнены не были.

Налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности.

Определением Мирового судьи судебного участка №2 Советского района г. Орла 16.08.2018, судебный приказ № 2а-1721/2018 от 02.08.2018 г. был отменен.

Доводы ФИО1 о реализации транспортного средства <данные изъяты>ДД.ММ.ГГ, ввиду чего начисление транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ необходимо считать незаконным, суд опровергает, поскольку обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства на конкретное физическое лицо, а не от фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 2 декабря 2013 года N 26-П, Определение от 14 декабря 2004 года N 451-О).

Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков.

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Согласно письму УФНС РФ по г. Москве от 27.12.2004 N 23-10/3/84061 "О порядке уплаты транспортного налога физическими лицами по транспортным средствам, переданным (проданным) на основании доверенности", статьей 357 главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Таким образом, с ФИО1 подлежит взысканию задолженность по имущественным налогам в общей сумме 2752,66 руб. (в т.ч. транспортный налог за ДД.ММ.ГГ год в сумме 2 125 руб., пени за несвоевременную уплату по транспортному налогу период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере - 225,75 руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога в период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере - 10,62 руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога в период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере – 391,29 руб.).

Требования о взыскании с административного ответчика задолженности по пеням за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере - 0,68 руб., а также по пеням за несвоевременную уплату транспортного налога в период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 2940,23 руб. удовлетворению не подлежат, поскольку согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором этого пункта.

Из содержания приведенных норм следует, что налоговый орган имеет право на перерасчет транспортного налога и налога на имущество физических лиц за последние три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.

Кроме того, с ФИО1 подлежит взысканию госпошлина в доход муниципального образования г. Орел в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.290-291 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу к ФИО1 – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по <...> задолженность по имущественным налогам в общей сумме 2752,66 руб.: транспортный налог за ДД.ММ.ГГ год в сумме 2125 руб., пени за несвоевременную уплату по транспортному налогу период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 225,75 руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога в период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 10,62 руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога в период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 391,29 руб.).

В удовлетворении остальных требований – отказать.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход муниципального образования г. Орел в размере 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Орловский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда через Советский районный суд г. Орла, который будет изготовлен 13.05.2019 г.

Председательствующий Ю.С. Самойлова