ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-493/2016 от 08.04.2016 Ужурского районного суда (Красноярский край)

дело № 2а-493/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2016 года г. Ужур

Судья Ужурского районного суда Красноярского края Загребанцев А.Б., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 12 по Красноярскому краю к Шевченко А.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шевченко А.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу. Заявленные требования мотивированы тем, что Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю на основании Закона Красноярского края «О транспортном налоге» в установленные законом сроки и по установленным ставкам согласно сведениям, представленным органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств, административному ответчику Шевченко А.Н. с учетом льготы как пенсионера был исчислен транспортный налог за следующие транспортные средства:

- HONDASTREAM, в том числе: 234 рубля за 2012 год по сроку оплаты 11.11.2013 года (налоговое уведомление № 373948); 188 рублей за 2013 год по сроку оплаты 10.11.2014 года (налоговое уведомление № 686273);

- TOYOTACAMRY, в том числе: 6516 рублей за 2012 год по сроку оплаты 11.11.2013 года (налоговое уведомление № 373948); 5249 рублей за 2013 год по сроку оплаты 10.11.2014 года (налоговое уведомление № 686273);

- Енисей-1200Н, в том числе: 161 рубль за 2012 год по сроку оплаты 11.11.2013 года (налоговое уведомление № 373948); 161 рубль за 2013 год по сроку оплаты 10.11.2014 года (налоговое уведомление № 686273).

Исчисленный транспортный налог за 2012 год в сумме 6911 рублей подлежал уплате в срок до 11.11.2013 года, фактически был уплачен 20.05.2014 года. Исчисленный транспортный налог за 2013 год в сумме 5598 рублей подлежал уплате в срок до 10.11.2014 года, однако до настоящего времени не уплачен.

В связи с тем, что обязанность налогоплательщика по уплате налога в установленный законодательством срок исполнена не была, на сложившуюся сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислена пени за несвоевременную уплату налога за 2012 год в размере 351 рубль 60 копеек, за неуплату налога за 2013 год в размере 16 рублей 97 копеек, а всего в размере 368 рублей 57 копеек. Таким образом, сумма задолженности по транспортному налогу за 2013 год составила 5598 рублей, задолженность по оплате начисленной пени - 368 рублей 57 копеек.

В связи с неуплатой налога в установленные законом сроки налоговой инспекций соответствии со ст. 70 НК в адрес административного ответчика направлено требование об уплате образовавшейся задолженности в добровольном порядке. В соответствии с требованием № 35894 от 21.11.2014 года налогоплательщик обязан заплатить образовавшиеся суммы недоимки в срок до 19.01.2015 года.

За три года сумма задолженности со дня истечения срока исполнения самого раннего требования № 35894 от 21.11.2014 года превысила 3000 рублей и составила 5966 рублей 57 копеек, в связи с чем инспекция вправе обратиться в суд за взысканием задолженности не позднее 19.07.2015 года (19.01.2015 года + 6 месяцев на подачу заявления). Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю обращалась к мировому судье судебного участка № 142 в Ужурском районе и ЗАТО п. Солнечный Красноярского края с заявлением о выдаче судебного приказа, был выдан судебный приказ № 2-696/2015 от 09.06.2015 года. Определением от 17.09.2015 года на основании возражений должника судебный приказ отменен. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 48 НК РФ инспекция может обратиться в суд с административным исковым заявлением не позднее 17.03.2016 г. (17.09.2015 + 6 месяцев).

В своих возражениях Шевченко А.Н. указал, что от уплаты налога за 2012 год он освобожден как сельскохозяйственный производитель. Однако для получения льготы заявитель должен обратиться в налоговый орган с заявлением, в котором указываются транспортные средства, на которые заявляется льгота, а также приложить документы, подтверждающие право пользования льготой. Таким образом, льгота по транспортному налогу носит заявительный характер.

Шевченко А.Н. с 12.02.2013 года является главой КФХ, 05.10.2015 года представил соответствующее заявление на льготу, в котором просит предоставить льготу за 2014 год. Заявления о предоставлении соответствующей льготы по налогу на 2013 год Шевченко А.Н. не предоставлял. Ссылаясь на ст. 23, 31, 48, 75 НК РФ, нормы главы 32 КАС РФ, МИФНС России № 12 по Красноярскому краю просит взыскать с Шевченко А.Н. задолженность по транспортному налогу за 2013 год в сумме 5598 рублей, пени за несвоевременную уплату налога за 2012, 2013 годы в размере 368 рублей 57 копеек, а всего 5966 рублей 57 копеек.

Административный ответчик Шевченко А.Н. административные исковые требования не признал, представил возражения относительно обстоятельств, на которых основаны административные исковые требования. Так, в письменном отзыве на административное исковое заявление Шевченко А.Н. указал, что он является сельскохозяйственным производителем главой КФХ, и имеет льготу по транспортному налогу. Заявление о предоставлении льготы он подал в 2014 году, в связи с чем исчисление транспортного налога за 2013 год произведено, по его мнению, незаконно.

В соответствии со ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей. Согласно п. 1 ст. 292 КАС РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.

Обстоятельства, препятствующие рассмотрению настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, отсутствуют, административный ответчик Шевченко А.Н. против такого порядка рассмотрения дела возражений не представил. С учетом этого административное дело рассмотрено по правилам главы 33 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства по имеющимся письменным доказательствам без вызова сторон.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.

В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей НК РФ. На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Нормы ст. 362 НК РФ предусматривают, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 18 раздела V Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.2003 года № БГ-3-21/177, мощность двигателя транспортного средства для целей исчисления налога определяется исходя из технической документации на соответствующие транспортные средства, и указывается в регистрационных документах.

Согласно п. 25 раздела VII указанных Методических рекомендаций налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования - срока эксплуатации).

Статьей 14 НК Российской Федерации определено, что транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.

В силу ст. 2 Закона Красноярского края «О транспортном налоге» (в ред. от 11.10.2012 года), установлены налоговые ставки на транспортные средства соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах, в частности, на легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73.55 кВт до 110.33 кВт) включительно - 14,5 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 29 рублей, на самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 11,5 рублей.

Согласно сведениям, представленным в налоговый орган на основании п. 4 ст. 85 НК РФ органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств, Шевченко А.Н. являлся собственником транспортных средств:

- автомобиля HONDASTREAM, мощность двигателя 130 л.с.

- автомобиля TOYOTACAMRY, мощность двигателя 181 л.с. ;

- комбайна Енисей 1200Н, мощность 140,1 л.с.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно налоговому уведомлению № 373948 транспортный налог за 2012 год составил 6911 рублей. Срок уплаты установлен до 11.11.2013 года. Из налогового уведомления № 686273 следует, что Шевченко А.Н. обязан был уплатить в срок до 10.11.2014 года транспортный налог в сумме 5598 рублей. Задолженность по транспортному налогу за 2012 год была оплачена только 20.05.2014 года, что не оспорено административным ответчиком.

Пунктом 1 ст. 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В связи с неоплатой транспортного налога в установленные законом сроки, Шевченко А.Н. 02.12.2014 года направлено требование № 35894 об уплате транспортного налога за 2013 год в срок до 19.01.2015 года в сумме 5598 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2012 и 2013 год в сумме 368 рублей 57 копеек. Данное требование МИФНС № 12 по Красноярскому краю Шевченко А.Н. не исполнил.

Доводы Шевченко А.Н. о том, что он как производитель сельскохозяйственной продукции - глава КФХ полностью должен быть освобожден от уплаты транспортного налога за 2013 год, о чем им было подано соответствующее заявление в налоговый орган в 2014 год, не нашли своего подтверждения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края «О транспортном налоге» от уплаты транспортного налога освобождены, в частности, сельскохозяйственные товаропроизводители, производящие сельскохозяйственную продукцию, при условии, что доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов в общей сумме выручки. Льгота предоставляется по всем принадлежащим сельскохозяйственным производителям транспортным средствам, независимо от их использования (физическим лицам - на основании заявления физического лица-сельхозпроизводителя на предоставление льготы) с приложением составленного расчета доли выручки сельскохозяйственной продукции в общем ее объеме.

Как следует из представленного административным ответчиком уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе, на основании сведений о государственной регистрации КФХ, Шевченко А.Н. поставлен на учет в МИФНС России № 12 по Красноярскому краю 12.02.2013 года в качестве главы КФХ.

Согласно приложенному к материалам дела заявлению Шевченко А.Н. 05.10.2015 года обратился в налоговый орган о предоставлении ему льготы по транспортному налогу за 2014 год. На основании указанного заявления транспортный налог за 2014 год Шевченко А.Н. не исчислялся.

Доказательств того, что Шевченко А.Н. обращался с заявлением о предоставлении ему льготы по уплате транспортного налога за 2013 года, суду не представлено. Таким образом, действия МИФНС России № 12 по Красноярскому краю по исчислению Шевченко А.Н. транспортного налога за 2013 год правомерны. При таких обстоятельствах указанная сумма задолженности по транспортному налогу подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 142 в Ужурском районе и ЗАТО п. Солнечный Красноярского края от 17 сентября 2015 года был отменен судебный приказ от 09 июня 2015 года о взыскании с Шевченко А.Н. задолженности по транспортному налогу за 2012 год в сумме 5966 рублей 57 копеек. МИФНС России № 12 по Красноярскому краю административное исковое заявление предъявлено в суд 15.03.2016 года, то есть в установленный законом срок (17.09.2015 года + 6 месяцев).

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается, установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Поскольку суммы транспортного налога за 2012 и 2013 годы не уплачены административным ответчиком Шевченко А.Н. в установленные законом сроки, начисление налоговым органом пени является обоснованным. За несвоевременную уплату транспортного налога за 2012, 2013 годы Шевченко А.Н. начислено пени в общем размере 368 рублей 57 копеек. Представленный административным истцом расчет суммы пени не противоречит закону, произведен в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ, административным ответчиком не оспорен.

Оценив представленные по административному делу письменные доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд находит административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 12 по Красноярскому краю законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления, что дает суду основания для взыскания государственной пошлины с административного ответчика в сумме 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 293 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 12 по Красноярскому краю удовлетворить.

Взыскать с Шевченко А.Н. в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 12 по Красноярскому краю задолженность по транспортному налогу за 2013 год в сумме 5598 рублей, пени в сумме 368 рублей 57 копеек, а всего 5966 (пять тысяч девятьсот шестьдесят шесть) рублей 57 копеек.

Взыскать с Шевченко А.Н. государственную пошлину в размере 400 рублей в федеральный бюджет Российской Федерации.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий А.Б. Загребанцев