Дело № 2а-493/2016
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усть-Джегута 30 сентября 2016 года
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - судьи Айбазовой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания - Феневой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ-ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе о признании их действий о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов - незаконными,
УСТАНОВИЛ:
В Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики обратился ФИО1 с административным исковым заявлением к ГУ-ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе о признании их действий о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов - незаконными.
Из административного искового заявления и дополнений следует, что (дата обезличена) ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и состоял на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике. (дата обезличена) в почтовом отделении ФИО1 получил 6 конвертов из Пенсионного фонда с требованиями об уплате недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов за период с 2010 по 2015 года включительно на общую сумму (данные изъяты). В соответствии с указанными требованиями ему было предложено в добровольном порядке в срок до (дата обезличена) уплатить недоимку, пеню по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за периоды с 2010 года по 2015 год включительно. (дата обезличена) ФИО1 обратился в Пенсионный фонд с письменным заявлением о разъяснении по поводу образовавшейся задолженности (дата обезличена) УОПФР по КЧР сообщил, о том, что у ФИО1 имеется задолженность в сумме (данные изъяты), выявленная на основании сверки с ФНС от (дата обезличена). Данные действия считает незаконными. Полагает, что ГУ ОПФР в установленные законом сроки не обратилось в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. В связи с чем просит освободить его от уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2010, 2011,2012, 2013,2014,2015 годы.
Представитель административного ответчика - ГУ-ОПФР России по КЧР в суд не явилась, хотя надлежаще была уведомлена о времени и месте судебного заседания, в тоже время в ходе судебного разбирательства предоставила в суд возражения, из которых следует, что сведения об истце как о предпринимателе были получены пенсионным фондом только в ходе проведенной сверки данный в декабре 2015 года, поэтому ФИО1 был зарегистрирован в Пенсионном фонде (дата обезличена). В результате пропущенной регистрации Административного истца образовалась недоимка страховых взносов в Пенсионный фонд за период 2010 - 2015 годов в общей сумме (данные изъяты), в связи с чем УОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе произвел начисления страховых взносов единовременно - (дата обезличена) и требования об уплате страховых взносов были направлены административному истцу с указанием даты исполнения требования в срок до (дата обезличена) В установленный срок и по настоящее время требования истцом не исполнены. В связи с чем полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения иска, просила отказать в полном объеме.
Представитель налогового органа ФИО2 в суд не явилась, хотя надлежаще была уведомлена о времени и месте судебного заседания, в тоже время в ходе судебного разбирательства была против удовлетворения требований истца, полагая, что налоговые органы не обязаны были что-либо разъяснять истцу по платежам в пенсионные органы.
Рассмотрев административное исковое заявление, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
(дата обезличена) ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и состоял на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике.
(дата обезличена) в почтовом отделении ФИО1 получил 6 конвертов из Пенсионного фонда с требованиями об уплате недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов за период с 2010 по 2015 года включительно на общую сумму (данные изъяты) в срок до (дата обезличена)
(дата обезличена) ФИО1 обратился в Пенсионный фонд с письменным заявлением о разъяснении по поводу образовавшейся задолженности.
(дата обезличена) УОПФР по КЧР сообщил ФИО1 о наличии задолженности в сумме (данные изъяты), выявленной на основании сверки с ФНС от (дата обезличена).
(дата обезличена) ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Взыскание недоимки по страховым взносам с индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона, от 24 июля 2009 года №212 - ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности. Регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и прекращения им предпринимательской деятельности производится налоговым органом по месту жительства лица.
Учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а так же утративших статус индивидуального предпринимателя ведется органами контроля за уплатой страховых взносов на основании сведений представляемых налоговым органом в электронной форме. В силу п. 3.1 ст. 11 Закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ, налоговые органы обязаны в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации предоставить сведения, содержащиеся в ЕГРИП, в государственные внебюджетные фонды для регистрации индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей. После обработки выписок из ЕГРИП сведения о регистрации и снятии с учета по страхователям выгружаются и направляются в органы ФНС. Все изменения по регистрации после загрузки файлов ПФР отображаются в выписке из ЕГРИП.
После чего, происходит регистрация загрузки файла в ПФР. Затем, в течение 3-5 дней рабочих дней физическое лицо или индивидуальный предприниматель получает извещение о том, что он состоит на учете в ПФР.
В суде было установлено, что (дата обезличена) ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и состоял на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике. В течение пяти рабочих дней, то есть не позднее (дата обезличена) налоговые органы обязаны были предоставить сведения, содержащиеся в ЕГРИП, в государственные внебюджетные фонды для регистрации индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а Пенсионный фонд в свою очередь направить индивидуальному предпринимателю извещение о том, что он поставлен на учет в ПФР как плательщик страховых взносов. После проведенной сверки, лишь в декабре 2015 года было установлено, сведения об индивидуальном предпринимателе ФИО1 в ПФР не имеется. В виду чего ИП ФИО1 был зарегистрирован в ПФР только (дата обезличена).
При указанных обстоятельствах вины ФИО1 в том, что налоговый орган не выгрузил файлы в Пенсионный фонд не имеется.
В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Требованием в соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также обязанности уплатить их в установленный срок.
Согласно п. 2 ст. 22 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, а по результатам проверки в течение 10 рабочих дней.
В силу части 4 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Исходя из смысла указанной нормы закона следует, что направляемое должнику требование должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов на день направления указанного требования.
Судом установлено, что все шесть требований от (дата обезличена) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов составлены ненадлежащим образом, поскольку на основании указанных требований невозможно определить: периоды за который должны осуществляться страховые выплаты, отсутствует расчет пени, количество дней просрочки платежей, требующих для расчета пени.
Согласно ч.2 ст.19 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009 года взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Ч.3 указанной статьи Федерального закона РФ установлено, что до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В силу ч.2,3 ст.18 указанного закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок взыскания задолженности по страховым взносам, заключающийся в направлении плательщику взносов требования, в случае неисполнения которого последним у органа Пенсионного фонда Российской Федерации возникает право принять решение о взыскании задолженности и пеней в бесспорном порядке или обратиться с заявлением в суд.
Из материалов дела следует, что пенсионным фондом не было представлено доказательств, подтверждающих, что заявителю требования об уплате недоимки за 2010, 2011,2012,2013,2014 годы были вручены надлежащим образом либо, что у пенсионного фонда отсутствовала возможность вручить требования лично ФИО1
Кроме того, из материалов дела усматривается, что ФИО1 проживает и зарегистрирован в в Абазинском районе, а. ФИО3, пер. Мостовой,8,однако требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов ему не были направлены и вручены за указанные годы.
Таким образом, суд считает, что требования об уплате недоимки по страховым взносам за 2010, 2011,2012,2013,2014 годы нельзя признать врученными заявителю и в связи с чем, у него не возникла обязанность по их уплате.
В соответствии с п. 14 ст. 19 ФЗ № 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Статьей 20 ФЗ № 212-ФЗ установлено, что только в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 ФЗ № 212-ФЗ, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Доказательств того, что пенсионным органом была соблюдена процедура взыскания недоимок по страховым взносам, предусмотренная п. 14 ст. 19, ст. 20 ФЗ № 212-ФЗ, суду предоставлено не было.
Таким образом, не была выполнена стадия принудительного взыскания за счет имущества плательщика, поскольку обязательное процедурное решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках принято не было, то у управления не имелось законных оснований для перехода к следующей стадии принудительного взыскания за счет имущества страхователя. Также Управлением не выносилось и не направлялось заявителю требование и решение о взыскании страховых взносов, не устанавливались расчетные счета предпринимателя, в связи с чем у Управления отсутствовали правовые основания для перехода к принудительному взысканию недоимки.
На основании изложенного суд полагает, что Пенсионным фондом нарушены сроки по предъявлению требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2010, 2011,2012,2013,2014 годы, в связи с чем он утрачивает право на бесспорное взыскание страховых взносов, следовательно и бесспорное взыскание пеней, при этом за Пенсионным фондом остается право по предъявлению требования по уплате страховых взносов и пеней к ФИО1 за 2015 год, но с соблюдением требований федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009 года.
Суд считает подлежащими удовлетворению требования административного истца в части восстановления срока для обжалования требований, поскольку установлено, что ФИО1 после получения требований, обратился в пенсионный фонд по поводу дачи ему разъяснения об образовавшейся задолженности по страховым взносам и пеней, и только (дата обезличена) получил ответ о наличии задолженности по страховым взносам и пеней, более того, ФИО1 в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) находился в длительной командировке в г. Сочи, о чем свидетельствует командировочное удостоверение, соответственно в установленные законом сроки истец обратился в суд за защитой нарушенного права.
Доводы административного ответчика суд опровергает по вышеизложенным обстоятельствам и с учетом требований вышеуказанных законов.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 - удовлетворить частично.
Признать действия ГУ ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе по выдаче требований об уплате недоимки и пеней за 2010,2011,2012,2014 годы - незаконными.
Освободить ФИО1 от уплаты недоимки и пеней по требованиям об уплате недоимки по страховым взносам и пеней и штрафов от (дата обезличена) за 2010,2011,2012,2013 и 2014 годы, предъявленным ГУ ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе.
В соответствии с п.1.ст.298 КАС РФ решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда КЧР через Усть-Джегутинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 05 октября 2016 года.
Мотивированное решение составлено на компьютере 05 октября 2016 года
Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова