Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 14 мая 2021 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
с участием представителя административного истца -
старшего помощника прокурора Братского района
Иркутской области Петакчян А.Г.,
Представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-493/2021 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зябинского сельского поселения о возложении обязанности актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Зябинского сельского поселения об обязании в срок до 31.08.2021 актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.
В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства установлено, что Администрацией Зябинского сельского поселения утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.
В соответствии с соглашением от 25.01.2020 о передаче осуществления части полномочий на 2020 год, заключенным в установленном законом порядке между Администрацией МО «Братский район и Зябинского сельским поселением, район передает, а поселение принимает осуществление части полномочий по вопросу местного значения - по п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе по разработке, утверждению и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения. Аналогичное соглашение заключено в установленном законом порядке 25.02.2021 между Администрацией МО «Братский район и Зябинского сельским поселением на 2021 год.
Таким образом, разработка, утверждение и актуализация схем тепло-, водоснабжения и водоотведения является обязанностью Администрации Зябинского сельского поселения. Вместе с тем, актуализация схемы теплоснабжения Зябинского муниципального образования производилась 10.06.2019. Актуализация схемы водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования не производилась с момента утверждения схемы (с 06.05.2016).
Администрацией Зябинского сельского поселения не принято мер к актуализации схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования, несмотря на то, что схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, а также несмотря на то, что в октябре 2019 года проведено техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.
В связи с выявленными нарушениями в адрес главы Зябинского муниципального образования внесено представление об устранении нарушений требований закона от 18.11.2020 № 7-27-2020.
Согласно информации администрации Зябинского сельского поселения от 18.12.2020, от 03.03.2021 администрацией проводится работа по устранению нарушений.
Выявленные в ходе проверки нарушения недопустимы и требуют их незамедлительного устранения, так как наличие актуализированных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения направлено на развитие централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования, влияет на надежность теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории поселения и является обязательным условием для предоставления субсидий из бюджета Иркутской области в целях софинансирования расходов на реализацию мероприятий в сфере модернизации объектов ЖКХ.
Таким образом, Администрацией Зябинского сельского поселения деятельность по организации в границах поселения надежного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения осуществляется ненадлежащим образом, что недопустимо, поскольку неизбежно влечет нарушение прав и законных интересов жителей Зябинского сельского поселения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Зябинского сельского поселения - глава Зябинского муниципального образования ФИО1, действующая на основании прав по должности, в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., главу Зябинского муниципального образования ФИО1, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Поскольку данные требования заявлены исходя из полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть возникают из публичных правоотношений, то данные требования подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно Закону Иркутской области от 03.11.2016 № 96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Братского района Иркутской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что 25.02.2021 между Администрацией МО «Братский район и Администрацией Зябинского сельского поселения заключено соглашение № 3 о передаче осуществления части полномочий на период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
В соответствии с данным соглашением Администрация МО «Братский район» передает, а Администрация Зябинского сельского поселения принимает осуществление части полномочий, в том числе, по вопросу местного значения - по разработке, утверждению и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что разработка, утверждение и актуализация схем тепло-, водоснабжения и водоотведения является обязанностью Администрации Зябинского сельского поселения.
В соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
Требования к схемам теплоснабжения, а также требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Таким образом, отношения в сфере разработки, утверждения и актуализации схем водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Согласно ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат: основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. п. 4 и 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782.
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Согласно пп. «в» п. 8 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе, при проведении технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в период действия схем водоснабжения и водоотведения.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Братского района Иркутской области проверки установлено, что на территории Зябинского сельского поселения утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.
Актуализация схемы теплоснабжения Зябинского муниципального образования проводилась 10.06.2019. Актуализация схемы водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования не производилась с момента утверждения схемы (с 06.05.2016).
18.11.2020 прокуратурой Братского района Иркутской области в адрес главы Зябинского муниципального образования ФИО1 было внесено представление № 07-27-2020 об устранении нарушений федерального законодательства, а именно: выполнить актуализацию схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования в течение 30 дней со дня внесения данного представления.
Согласно информации главы Зябинского муниципального образования ФИО1 № 09-п-2020 от 18.12.2020 Администрацией Зябинского сельского поселения проведена работа по заключению договоров с ООО «СтройЭнергоИнновации» на проведение работ по разработке (актуализации) схемы водоснабжения и водоотведения, схемы теплоснабжения. На сегодняшний день работа по указанным схемам находится на заключительном этапе. После проверки и согласования данных схем Администрация Зябинского сельского поселения намерена передать данные по актуализированным схемам в комитет по управлению ЖКХ Братского района для выполнения полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Зябинского муниципального образования. Завершение работ по актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения запланированы на 30.12.2020.
Согласно информации главы Зябинского муниципального образования ФИО1 № 01-п-2021 от 03.03.2021 завершение работ по актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования, запланированное на начало марта 2021 года в соответствии с договорами № 11/20 от 10.02.2020 «О проведении актуализации схемы теплоснабжения» и № 12/20 от 10.02.2020 «О проведении актуализации схемы водоснабжения и водоотведения», переносится на конец 2 квартала 2021 года в связи с работами, требующими уточнений, а также соответствующих (летнее время) погодных условий для натурного исследования и измерения. Соответственно, оплату по указанным договорам Администрация Зябинского сельского поселения планирует провести не позднее 01.07.2021.
Таким образом, в судебном заседании установлено и доказательств обратного суду не представлено, что до настоящего времени Администрацией Зябинского сельского поселения не произведена актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.
Принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» основополагающими документами при подготовке проектов концессионных соглашений являются схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, на основании которых разрабатывается задание концедента и, соответственно, инвестиционные мероприятия концессионера, в целях корректного определения инвестиционных мероприятий концессионера Администрации Зябинского сельского поселения необходимо актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку полномочия по разработке, утверждению и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения переданы Зябинскому муниципальному образованию, на территории которого функционирует система централизованного водопровода, следовательно, Администрация Зябинского сельского поселения обязана принимать меры к разработке, утверждению и актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.
Непринятие данных мер приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Зябинского муниципального образования, поскольку наличие актуализированных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения направлено на развитие централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования и является обязательным условием для предоставления субсидий из бюджета Иркутской области в целях софинансирования расходов на реализацию мероприятий в сфере модернизации объектов ЖКХ.
Отсутствие актуализированных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского сельского поселения препятствует развитию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, обеспечению для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, при этом, отсутствие актуализированных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселения не позволяет органу местного самоуправления обеспечить население муниципального образования надежной системой теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, следовательно, Администрацией Зябинского сельского поселения деятельность по организации в границах поселения надежного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения осуществляется ненадлежащим образом, что недопустимо, поскольку неизбежно влечет нарушение прав и законных интересов жителей Зябинского сельского поселения.
В силу ч. ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии со ст. 157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносится в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его представителем (ч. 1).
При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска (ч. 2).
В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч. 3).
Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, а также, учитывая, что представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании прав по должности, административные исковые требования, заявленные прокурором Братского района, признала в полном объеме, признание административного иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание административного иска административным ответчиком, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зябинского сельского поселения об обязании актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.
В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести (актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей, указанный прокурором - до 31.08.2021.
Руководствуясь ст. ст. 157, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять от представителя административного ответчика - главы Зябинского муниципального образования ФИО1 признание административного иска.
Административное исковое заявление прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Зябинского сельского поселения в срок до 31 августа 2021 года актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения суда - 28.05.2021.