Дело № 2а-4946/2020
УИД: 42RS0009-01-2020-010026-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Гречановской О.В.,
при секретаре Дедовой С.С.,
с участием помощника судьи Корневой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
28 декабря 2020 года
дело по административному исковому заявлению Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области обратилась в суд Центрального района г. Кемерово с административным исковым заявлением к МОСП по ОВИП УФССП России по КО об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству от **.**.****###-ИП.
Требования мотивирует тем, что административный истец является должником по исполнительному производству, возбужденному на основании решения Ленинск-Кузнецкого районного суда от **.**.**** по делу ### по иску Прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чкаловского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области об обязании совершить действия. На основании указанного решения администрация Чкаловского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области в срок до 12.05.2019 г. обязано создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области в предусмотренный срок исполнено не было.
Решением Совета народных депутатов от 26.12.2019 г. №22 принято решение о ликвидации администрации Чкаловского сельского поселения как юридического лица. На основании решения Совета народных депутатов от 26.12.2019 г. №11 правопреемником администрации Чкаловского сельского поселения определена администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ администрация Чкаловского сельского поселения была ликвидирована 17.07.2020 г.
На основании исполнительного листа серии ФС ### от **.**.**** судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по КО **.**.**** возбуждено исполнительное производство ### и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований.
26.10.2019 г. судебным приставом-исполнителем по особо важным производствам МОСП УФССП России по Кемеровской области было вынесено постановление о взыскании с администрации Ленинск-Кузнецкого исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Решение Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области не исполнено в установленный срок, поскольку правопреемниками должника административный истец стал только **.**.****, в настоящее время администрацией Ленинск-Кузнецкого муниципального округа разработано положение о похоронном деле, об организации ритуальных услуг и мест захоронения на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, которое находится на согласовании в Прокуратуре Ленинск-Кузнецкого муниципального района. После согласования, указанное положение будет утверждено на сессии Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.
После утверждения положения о похоронном деле, об организации ритуальных услуг и мест захоронения на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального округа будет проведен конкурс на определение специализированной организации по вопросам похоронного дела.
Таким образом, со сторон администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа предприняты все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательств. Кроме того, решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 19.12.2019 г. №331 «О бюджете Ленинск-Кузнецкого муниципального округа на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов» бюджет округа утвержден с дефицитом. Учитывая ограниченные возможности бюджета, в бюджете запланированы только те бюджетные обязательства, которые направлены на обеспечение жизнедеятельности округа.
Административный истец просит освободить от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству от **.**.****###, либо уменьшить сумму исполнительского сбора на 25%.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административных ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.
Изучив представленные письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 1 КАС РФ Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Юридическая природа исполнительского сбора выявлена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Из указанного следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ. Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора в установленном законом размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в том числе, имущественного положения должника.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, исполнительский сбор является мерой ответственности за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение в установленный срок требований исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с частью 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума ВС РФ № 50 от 17.11.2015 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Как установлено судом, на основании решения Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от **.**.**** по делу ### на администрацию Чкаловского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области возложена обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела с установлением срока для выполнения указанных действий один год со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу **.**.**** (л.д. 33-34).
Решением Совета народных депутатов от 26.12.2019 г. №22 принято решение о ликвидации администрации Чкаловского сельского поселения как юридического лица (л.д. 25). На основании решения Совета народных депутатов от 26.12.2019 г. №11 правопреемником администрации Чкаловского сельского поселения определена администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа (л.д. 26-28). Согласно выписке из ЕГРЮЛ администрация Чкаловского сельского поселения была ликвидирована 17.07.2020 г. (л.д. 6-9).
Определением Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от **.**.**** по исполнительному производству ###-ИП от **.**.****, возбужденному на основании решения Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от **.**.**** по гражданскому делу ### произведена замена должника администрации Чкаловского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области в порядке правопреемства на администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса. Определение суда вступило в законную силу **.**.**** (л.д. 31-30).
**.**.**** на основании исполнительного документа серии ### от **.**.****, выданного на основании решения Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от **.**.**** по гражданскому делу ###, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по КО в отношении администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области возбуждено исполнительное производство ###-ИП и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований.
**.**.**** судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. ).
Как следует из материалов дела и искового заявления в рамках исполнения решения суда от **.**.**** администрацией Ленинск-Кузнецкого муниципального округа разработано положение о похоронном деле, об организации ритуальных услуг и мест захоронения на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, которое находится на согласовании в Прокуратуре Ленинск-Кузнецкого муниципального района. После согласования, указанное положение будет утверждено на сессии Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.
После утверждения положения о похоронном деле, об организации ритуальных услуг и мест захоронения на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального округа будет проведен конкурс на определение специализированной организации по вопросам похоронного дела.
Кроме того, администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
В соответствии с Уставом Ленинск-Кузнецкого муниципального округа администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа является муниципальным казённым учреждением, действует от имени муниципального образования «Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ» и исполняет публично-правовые обязательства.
Согласно статье 53 ФЗ № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно п.23 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Данное положение также закреплено в ст.6 Устава Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса, принятого Советом народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса от **.**.****### и зарегистрированного управлением Министерства Юстиции РФ по Кемеровской области от **.**.**** №RU###.
Как следует из представленной справки ### от **.**.**** Финансового управления Ленинск-Кузнецкого округа (л.д. 5) бюджет Ленинск-Кузнецкого округа утвержден с дефицитом. В последнем решении объем дефицита составляет 15000 рублей, при общем объёме доходов – 1317944,3 рублей и общем объеме расходов – 1332944,3 рублей. Учитывая ограниченные возможности бюджета, в бюджете запланированы только те бюджетные обязательства, которые направлены на обеспечение жизнедеятельности округа.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа не имела объективной возможности исполнить решение Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской от **.**.**** в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, неисполнение администрацией Ленинск-Кузнецкого муниципального округа требования, содержащегося в исполнительном документе, вызвано уважительной причиной.
Таким образом, суд считает, что имеются основания для освобождения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по КО от **.**.**** по исполнительному от **.**.****###-ИП.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 363 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области от **.**.**** по исполнительному производству ###-ИП.
.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено 31.12.2020 г.
Судья Гречановская О.В.