ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4946/2021 от 08.12.2021 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-4946/2021

УИД: 42RS0009-01-2021-007863-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово в составе:

председательствующего судьи Курилова М.К.,

при секретаре Старцевой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

08 декабря 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению администрации Ленинск – Кузнецкого муниципального округа к МОСП по ОВИП УФССП по Кемеровской области – Кузбассу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Ленинск – Кузнецкого муниципального округа обратилась в суд с административным исковым заявлением к МОСП по ОВИП УФССП по Кемеровской области – Кузбассу об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является должником в исполнительном производстве по решению Ленинск-Кузнецкого районного суда от **.**.**** по делу ### по иску прокурора ... Кемеровской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации ... об обязании совершить действия. Таким образом, согласно указанному решению, ... в срок до **.**.**** была обязана создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Решение Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области в предусмотренный срок не исполнено.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ администрация ... была ликвидирована **.**.****.

На основании решения Совета народных депутатов от 26.12.2019 №11 правопреемником администрации ... определена администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.

На основании предъявленного исполнительного листа серии ФС ### от **.**.**** судебный пристав-исполнитель **.**.**** возбудил исполнительное производство ###-ИП и дал должнику пять дней для добровольного погашения долга.

Поскольку должник - администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа в указанный 5-дневный срок добровольно требования не исполнил, судебный пристав исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора от **.**.****###. Размер исполнительского сбора составил 50 000 руб.

Постановление о взыскании исполнительского сбора от **.**.****### МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу не было направлено в адрес администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа. О существовании указанного постановления администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа стало известно **.**.**** после получения письма от Управления федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу от **.**.****###.

Считает, что при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора, не учтены объективные обстоятельства, затрудняющие исполнение постановления судебного пристава- исполнителя.

Согласно определению Ленинск-Кузнецкого районного суда от **.**.****. администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до **.**.****

Решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 24.06.2021 года №256 было утверждено Положение о похоронном деле, об организации ритуальных услуг и мест содержания захоронения на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.

Согласно указанному решению Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа был создан проект постановления администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа «О наделении полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела в Ленинск-Кузнецком муниципальном округе», который **.**.**** был направлен на антикоррупционную экспертизу в Прокуратуру .... По итогам Заключения на проект постановления будут приняты дальнейшие действия.

Кроме того, администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа **.**.****. обратилась в Ленинск-Кузнецкий районный суд с заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда сроком до **.**.****.

Таким образом, со стороны администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа предприняты все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства.

Считает, что исполнительский сбор в размере 50 000 руб. является несоразмерным. Указывает, что в справке финансового управления администрации Ленинск- Кузнецкого муниципального округа от **.**.****### указано, что Решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 24.12.2020 №169 «О бюджете Ленинск-Кузнецкого муниципального округа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» бюджет округа утвержден с дефицитом. В последнем решении объем дефицита составляет 13493,1 тыс. рублей, при общем объеме доходов - 974788,1 тыс. рублей и общем объеме расходов - 988281,2 тыс. рублей. Учитывая ограниченные возможности бюджета, в бюджете запланированы только те бюджетные обязательства, которые направлены на обеспечение жизнедеятельности округа.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд освободить администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от **.**.****### в размере 50 000 руб. либо уменьшить размер исполнительского сбора на 25%.

Определением Центрального районного суда г.Кемерово от 19.11.2021 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена судебный пристав – исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу ФИО1

В судебном заседании судебный пристав – исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу ФИО2 на удовлетворении требований возражал.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.

Административный ответчик судебный пристав – исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ, мнения участвующих в судебном заседании лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом. Основания для отложения судебного разбирательства судом не установлены.

Выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, суд приходи к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от **.**.**** N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно статье 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона №229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ).

Судом установлено, что на основании решения Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от **.**.**** по делу ### на администрацию Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области возложена обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела с установлением срока для выполнения указанных действий один год со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу **.**.****

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ администрация Шабановского сельского поселения была ликвидирована 24.07.2020 г. На основании решения Совета народных депутатов от 26.12.2019 г. №11 правопреемником администрации Шабановского сельского поселения определена администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.

Определением Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от **.**.****. по исполнительному производству ###### от **.**.****., возбужденному на основании решения Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от **.**.****. по гражданскому делу ### произведена замена должника администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области в порядке правопреемства на администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса. Определение суда вступило в законную силу.

**.**.****. на основании исполнительного документа серии ФС ### от **.**.****, выданного Ленинск – Кузнецким районным судом Кемеровской области судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по КО ЛИЦО_3 в отношении администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области возбуждено исполнительное производство ###### и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований.

**.**.****. судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области в размере 50 000 руб., в связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе.

Определением Ленинск – Кузнецкого районного суда Кемеровской области от **.**.**** администрации Ленинск – Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от **.**.**** Г. по делу ### на срок до **.**.****

Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с частью 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В соответствии с п. 75 Постановления Пленума ВС РФ № 50 от 17.11.2015 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве) (пункт 74).

Юридическая природа исполнительского сбора выявлена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).

Из указанного следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

При этом, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ. Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора в установленном законом размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в том числе, имущественного положения должника.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, исполнительский сбор является мерой ответственности за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение в установленный срок требований исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы.

Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 24.06.2021 года №256 было утверждено Положение о похоронном деле, об организации ритуальных услуг и мест содержания захоронения на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.

Согласно указанному решению Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа был создан проект постановления администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа «О наделении полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела в Ленинск-Кузнецком муниципальном округе», который **.**.**** был направлен на антикоррупционную экспертизу в Прокуратуру ....

Как указывает административный истец, по итогам Заключения на проект постановления будут приняты дальнейшие действия.

Кроме того, администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Согласно статье 53 ФЗ № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно п.23 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Как следует из представленной справки финансового управления администрации Ленинск- Кузнецкого муниципального округа от 27.07.2021 №02-131/21 указано, что Решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 24.12.2020 №169 «О бюджете Ленинск-Кузнецкого муниципального округа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» бюджет округа утвержден с дефицитом. В последнем решении объем дефицита составляет 13493,1 тыс. рублей, при общем объеме доходов - 974788,1 тыс. рублей и общем объеме расходов - 988281,2 тыс. рублей. Учитывая ограниченные возможности бюджета, в бюджете запланированы только те бюджетные обязательства, которые направлены на обеспечение жизнедеятельности округа.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа не имела объективной возможности исполнить решение Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской от **.**.****. в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, неисполнение администрацией Ленинск-Кузнецкого муниципального округа требования, содержащегося в исполнительном документе, вызвано уважительной причиной.

Таким образом, суд считает, что имеются основания для освобождения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по КО от 26.10.2020 г. по исполнительному производству ###-ИП от **.**.****.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление администрации Ленинск – Кузнецкого муниципального округа – удовлетворить.

Освободить администрацию Ленинск – Кузнецкого муниципального округа от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ВИП УФССП по Кемеровской области – Кузбассу от 26.10.2020 г. по исполнительному производству ###-ИП от **.**.****

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: М.К. Курилов

В мотивированной форме решение изготовлено 13.12.2021 года.