ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-494/18 от 10.09.2018 Каслинского городского суда (Челябинская область)

Дело №2а-494/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

10 сентября 2018 года г.Касли

Каслинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,

при секретаре Грачевой Е.Б.,

с участием прокурора Каслинской городской прокуратуры Герасимчук С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов Берегового сельского поселения о признании результатов выборов главы Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ недействительными и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов Берегового сельского поселения «Об избрании главы Берегового сельского поселения»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением Совету депутатов Берегового сельского поселения о признании результатов выборов главы Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ недействительными и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов Берегового сельского поселения «Об избрании главы Берегового сельского поселения».

В обосновании поданного заявления указал, что он является депутатом пятого созыва Совета депутатов Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области. В Береговом сельском поселении Каслинского муниципального района Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы главы Берегового сельского поселения, которые проводились по результатам проведения конкурса. ДД.ММ.ГГГГ по результатам конкурса состоялись выборы главы поселения. Прошедшие выборы считает незаконными, так как они проведены с нарушением правовых норм действующего законодательства, как федерального, так и местного уровня, в связи с чем, результат подлежит отмене. По результатам проведенного конкурса по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселение Каслинского муниципального района, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, победителями конкурса были признаны два кандидата БЕН и МИА Считает, что процедура проведения конкурса была нарушена, так как нарушены были п.35, п.40 Положения «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области, утвержденного решением Совета депутатов Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение вышеуказанных пунктов положения порядка проведения конкурса в протоколе заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области указывается, что некоторые члены конкурсной комиссии воздержались от голосования по кандидатурам на должность главы, что делает невозможным определить и достоверно установить победителей конкурса на должность главы Берегового сельского поселения, так как процедура голосования была нарушена. После проведения конкурса, а именно ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Совета депутатов Берегового сельского поселения, на котором из двух победителей конкурса по результатам тайного голосования депутатами был избран глава поселения - МИА При проведении непосредственно процедуры голосования по избранию главы поселения были допущены существенные нарушения положений и требований Устава Берегового сельского поселения и Регламента Совета депутатов Берегового сельского поселения, утвержденного Решением Совета депутатов Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, которые являются основными номартивно-правовыми актами по проведению выборов на местном уровне, именно в нашем поселении. Так, п.87 Регламента «при выдвижении нескольких кандидатур на выборную должность заполнение бюллетеня производится путем нанесения отметки в бюллетене напротив фамилии кандидата, за которого депутат голосует или напротив строки «против всех». Считается, что голос отдан за того кандидата, напротив фамилии, которого имеется отметка. Из содержания протокола счетной комиссии усматривается, что по результатам тайного голосования депутаты голосовали как «за», так и «против». Кроме того, протокол тайного голосования не утвержден, в него внесены неверные, искаженные сведения. Решение Совета депутатов по данному вопросу не принималось, что также свидетельствует о нарушении процедуры проведения выборов. Согласно п.89 Регламента, бюллетени, заполненные с нарушением установленного порядка, считаются недействительными. Согласно п.2 ст.21 Устава Берегового сельского поселения: «решения принимаются двумя третями голосов или большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов (который состоит из 10 депутатов), то есть решение считается принятым, если за него проголосовало не менее шести депутатов Совета депутатов. Как следует из содержания протокола счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ голоса распределились следующим образом: МИА: «за» - 5 человек, «против» - 3 человека, 2 бюллетеня признаны недействительными; БЕН: «за» - 3 человека, «против» - 5 человек, 2 бюллетеня признаны недействительными. На основании проведенного тайного голосования, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ в газеты «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано Решение Совета депутатов Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании главы Берегового сельского поселения», в котором в нарушение ч.ч.3,7 ст.21 Устава Берегового сельского поселения отсутствует указание на дату вступления вышеуказанного решения в законную силу. Согласно ч.3 ст.21 Устава: Решение должно содержать срок вступления его в силу. Однако, в вышеуказанном решении Совета депутатов Берегового сельского поселения данная информация отсутствует, в связи с чем не ясен момент вступления вновь избранного главы поселения в должность, что также подтверждает незаконность принятого Советом депутатов решения. Исходя из многочисленных нарушений положений и норм Устава (ст.ст.20,21), Регламента, Положения, истец считает принятое Решение Совета депутатов Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании главы Берегового сельского поселения» незаконным, противоречащим нормам законодательства, а также нарушающим права жителей Берегового сельского поселения. Истец просит признать результаты выборов главы Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ недействительными; отменить решение Совета депутатов Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании главы сельского поселения».

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Совета депутатов Берегового сельского поселения ФИО2, действующая на основании распоряжения о вступлении в должность - председатель Совета депутатов Берегового сельского поселения, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, в обоснование возражений указала, что выборы главы Берегового сельского поселения были проведены тайным голосованием. Большинством голосов был избран МИА При проведении процедуры голосования по избранию главы поселения нарушений положения и требований Устава Берегового сельского поселения и Регламента Совета депутатов Берегового сельского поселения допущено не было. Дата проведения и повестка заседания Совета депутатов по избранию главы поселения была известна всем депутатам, на заседании присутствовали все депутаты, в том числе и ФИО1.

Представитель заинтересованного лица администрации Каслинского муниципального района ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не поддержал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, в обоснование возражений указал, что был проведен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района, согласно решения конкурсной комиссии было выдвинуто два кандидата БЕН и МИА. Нарушений положения и требования Устава Берегового сельского поселения и Регламента Совета депутатов Берегового сельского поселения при избрании главы поселения допущено не было, данным решением права ФИО1 нарушены не были.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - администрации Берегового сельского поселения МИА заявленные требования не поддержал, просил отказать в их удовлетворении.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив все материалы дела, заслушав заключение Каслинского городского прокурора Герасимчук С.В., полагавшей заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, оценив все представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством гражданам Российской Федерации предоставлено право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, определены основные гарантии реализации права и установлены ограничения, при наличии которых реализация права невозможна.

Порядок реализации гражданами Российской Федерации указанного права применительно к положениям части 2.1 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается представительным органом муниципального образования.

Общие положения о главе муниципального образования и порядке его избрания предусмотрены статьей 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержание которой в соответствующей части в совокупности с нормами Закона Челябинской области от 11 июня 2015 года №189-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области», Уставом Берегового сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Берегового сельского поселения (далее Устав Берегового сельского поселения), а так же Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения Каслинского района Челябинской области, утвержденного решением Совета депутатов Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (далее Положение).

На основании п.1 статьи 1 Устава Берегового сельского поселения - Береговое сельское поселение является муниципальным образованием и входит в состав Каслинского муниципального района Челябинской области.

Частью 2.1 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Частью 6 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Решением Совета депутатов Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области.

Согласно п.2 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения, применяемые в нем понятия используются в следующих значениях: конкурсная комиссия - коллегиальный орган, образуемый в порядке, установленном решением Совета депутатов Берегового сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения.

Решением Совета депутатов Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения, проведение конкурса назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Совета депутатов Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ назначены члены конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения: БАВ, БСС, САС

Распоряжением главы администрации Каслинского муниципального района КИВ от ДД.ММ.ГГГГ членами конкурсной комиссии, формируемой для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения назначен: КИВ, КЮА, МРА

Решением Совета депутатов Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ объявлен повторный конкурс по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поседения, проведение конкурса назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколом предварительного заседания конкурсной комиссии при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поседения Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ конкурс признан несостоявшимся, на основании п.36 пп.1 главы 10 «Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения».

Решением Совета депутатов Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ объявлен повторный конкурс по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения, проведение конкурса назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколом заседания конкурсной комиссии при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ победителями конкурса признаны и представлены Совету депутатов кандидаты на должность главы Берегового сельского поседения БЕН и МИА; конкурс по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения признан состоявшимся согласно пункта 35 «Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения».

Решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения на рассмотрение Совета депутатов Берегового сельского поселения предоставлены два кандидата на должность главы Берегового сельского поселения: БЕН и МИА

Решением Совета депутатов Берегового сельского поселения Каслинского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании главы Берегового сельского поселения» по результатам тайного голосования главой Берегового сельского поселения был избран МИА.

ФИО1 не согласившись с вынесенным решением Совета депутатов Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании главы Берегового сельского поселения», обратился в Каслинский городской суд с административным исковым заявление о признании его незаконным и отмене.

Суд, исходя из вышеуказанных фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а также характера правоотношений сторон и норм законодательства, которые их регулируют, приходит к выводу, что оспариваемое решение Совета депутатов Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, в связи с нарушением процедуры голосования, имеющихся нарушений норм закона в решениях, выносимых Советом депутатов Берегового сельского поселения, конкурсной комиссии при проведении конкурса по отбору кандидатов на должность главы, а также выборов главы Берегового сельского поселения.

Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 03.07.2018 года) (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В силу п. 1 ст. 67 Федерального закона № 67-ФЗ участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Статьей 68 Федерального закона №67-ФЗ установлен порядок подсчета голосов избирателей участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией.

Согласно п.в п.1.2 ст.77 Федерального закона №67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.

В части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата.

В соответствии с частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом установлено, и не оспаривается административным истцом, что решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Берегового сельского поселения, права административного истца не нарушены, административный истец не был лишен возможности на участие в конкурсном отборе на должность главы Берегового сельского поселения. При этом, права истца также не были нарушены и при избрании главы Берегового сельского поселения.

Согласно п.2 ст.21 Устава Берегового сельского поселения решения Совета депутатов считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от состава установленной численности Совета депутатов поселения или большинством голосов.

В соответствии с пунктом 77 Регламента Совета депутатов Берегового сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (далее Регламент), решения Совета принимаются по рассматриваемым вопросам, как правило, открытым голосованием. В случаях, предусмотренных Уставом поселения и настоящим Регламентом, а также по решению Совета, может проводиться тайное или поименное голосование.

Пункт 84 Регламента устанавливает, что для тайного голосования и определения его результатов Совет большинством голосов от избранного состава депутатов избирает открытым голосованием счетную комиссию из числа депутатов в составе 3-человек. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения комиссии принимаются большинством голосов и оформляются протоколами, которые подписывают председатель и секретарь комиссии.

Голосование, согласно пункта 88 Регламента, осуществляется путем заполнения бюллетеня, производится подчеркиванием слова «за» или «против» возле варианта предполагаемого решения или фамилии кандидата.

Пункт 89 Регламента предусматривает, что недействительными считаются бюллетени неустановленного образца, а также с нарушением установленного порядка.

В пункте 91 Регламента указано, что о результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протоколы, которые подписываются всеми членами счетной комиссии. По докладу счетной комиссии Совет открытым голосованием принимает решение об утверждении результатов голосования.

Из протокола сессии пятого созыва Совета депутатов Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при избрании главы Берегового сельского поселения путем тайного голосования участвовало 10 человек, было выдано 10 бюллетеней для голосования. Согласно протокола счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по результатам тайного голосования выбора кандидатуры главы Берегового сельского поселения большинством голосов, голоса распределились следующим образом: 5 человек ЗА кандидата МИА, 3 человека ПРОТИВ МИА, 2 бюллетеня признаны недействительными; 3 человека ЗА кандидата БЕН, 5 человек ПРОТИВ БЕН, 2 бюллетеня признаны недействительными. Однако, при установлении численности депутатов Совета депутатов в 10 человек, решение считается принятым большинством голосов, если за одного проголосовало не менее шести депутатов.

Кроме того, в протоколе счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ имеются нарушения в подсчете недействительных бюллетеней тайного голосования, где подсчитано «2 бюллетеня признаны недействительными». Однако, из представленных в материалы дела оригиналов бюллетеней тайного голосования по выборам главы Берегового сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, было изготовлено и выдано 10 бюллетеней для голосования, из которых недействительными являются 3 бюллетеня. Не установлено и 3 бюллетеней о голосовании за кандидата БЕН, а также против ее кандидатуры в количестве 5 штук.

Допросив свидетелей БСС, СЕВ, исследовав доказательства, суд установил, что в протоколе счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым подведены итоги голосования по выбору главы Береговского сельского поселения, имеются нарушения процедуры голосования и подсчетов голосов, а также неправильно было принято решение по избранию главы поселения, поскольку МИА не было набрано более половины голосов депутатов.

Суд пришел к выводу о том, что имевшие место нарушения избирательного законодательства, выразившиеся в нарушении процедуры голосования подсчета голосов, могли повлиять на результаты голосования главы Берегового сельского поселения.

Установив изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанное нарушение избирательного законодательства является безусловным правовым основанием для признания незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов Берегового сельского поселения «Об избрании главы Берегового сельского поселения».

Поступившее от административного истца ФИО1 ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи иска в суд не подлежит удовлетворению, поскольку ФИО1 не был пропущен процессуальный срок для обращения с иском в суд (ст.240 КАС РФ), установлено, что фактически ФИО1 за защитой своих прав обратился в Каслинский городской суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в трехмесячный срок для подачи иска в суд, что подтверждается справкой-выпиской. Следовательно, оснований для рассмотрения указанного ходатайства по-существу не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Совету депутатов Берегового сельского поселения о признании результатов выборов главы Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ недействительными и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов Берегового сельского поселения «Об избрании главы Берегового сельского поселения», - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Совета депутатов Берегового сельского поселения Каслинского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании главы Берегового сельского поселения».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья: Тропынева Н.М.