ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4952/13-2019 от 28.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

№ 2а-4952/13-2019 г.

46RS0030-01-2019-006414-87

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2019 года г. Курск

Судья Ленинского районного суда г. Курска Аверинова А.Д., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению и.о. Железногорского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. Железногорского межрайонного прокурора обратился в Ленинский районный суд г. Курска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с вышеназванным административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области. При этом указав, что рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о миграции, об информации, информационных технологиях и о защите информации, Железногорской межрайонной прокуратурой Курской области проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети Интернет, в ходе которого выявлен сайт <данные изъяты> доступный для российских пользователей, на котором размещены материалы, содержащие информацию о предоставлении услуг по оформлению фиктивной временной регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации. На сайте размещена следующая информация: «Временная регистрация иностранных граждан является обязательным условием при пребывании на территории РФ на протяжении более чем недели. Если она своевременно не осуществлена, то человека может ждать штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей, а в некоторых случаях и вовсе депортация за пределы страны. Имеются вкладки: временная регистрация граждан РФ, временная регистрация иностранных граждан, временная регистрация в общежитии граждан РФ, временная регистрация в общежитии граждан СНГ и другие. Выбрав категорию временная регистрация иностранных граждан, имеется возможность приобретения регистрации граждан СНГ на 1 год за 2300 руб. ( с занесением в базу на адрес общежития), на 3 месяца за 1300 руб., на 3 месяца за 1500 руб. (продление по патенту), на 1 год за 5500 руб. На сайте имеется адрес электронной почты <данные изъяты> а также номера телефонов (. Данная электронная почта, а также номера телефонов используются исключительно для разъяснения порядка доставки товара и его оплаты. Кроме того, установить продавца не представилось возможным путем звонка на указанные номера телефона, так как контактная информация размещена в целях разъяснения порядка оформления заказа. На странице отсутствует иная контактная информация позволяющая установить собственника страницы. Просят признать информацию о предоставлении услуг по фиктивной регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации, размещенную в сети Интернет на сайте: <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории РФ.

Изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Согласно п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

П.1 ст. 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Статья 9 указанного закона предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из предоставленных материалов, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о миграции, об информации, информационных технологиях и о защите информации, Железногорской межрайонной прокуратурой Курской области проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети Интернет, в ходе которого выявлен сайт <данные изъяты>, доступный для российских пользователей, на котором размещены материалы, содержащие информацию о предоставлении услуг по оформлению фиктивной временной регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации. На сайте размещена следующая информация: «Временная регистрация иностранных граждан является обязательным условием при пребывании на территории РФ на протяжении более чем недели. Если она своевременно не осуществлена, то человека может ждать штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей, а в некоторых случаях и вовсе депортация за пределы страны. Имеются вкладки: временная регистрация граждан РФ, временная регистрация иностранных граждан, временная регистрация в общежитии граждан РФ, временная регистрация в общежитии граждан СНГ и другие. Выбрав категорию временная регистрация иностранных граждан, имеется возможность приобретения регистрации граждан СНГ на 1 год за 2300 руб. ( с занесением в базу на адрес общежития), на 3 месяца за 1300 руб., на 3 месяца за 1500 руб. (продление по патенту), на 1 год за 5500 руб. На сайте имеется адрес электронной почты <данные изъяты>,, а также номера телефонов ( Данная электронная почта, а также номера телефонов используются исключительно для разъяснения порядка доставки товара и его оплаты. Кроме того, установить продавца не представилось возможным путем звонка на указанные номера телефона, так как контактная информация размещена в целях разъяснения порядка оформления заказа. На странице отсутствует иная контактная информация позволяющая установить собственника страницы., что подтверждено актом осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотами страниц.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 12 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; обращение в установленном порядке в суд с заявлением об отмене регистрации
иностранного гражданина по месту жительства; направление в органы государственной статистики в соответствии с утвержденными формами государственного статистического наблюдения информации о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также информации о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; направление в территориальные налоговые органы информации о регистрации иностранного гражданина по месту жительства, а также о постановке на учет (снятии с учета) иностранного работника по месту пребывания; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.

Пунктами 3,6 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" установлено, что миграционный учет осуществляется в целях: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

Согласно ч.2 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" установлено, что временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

Пунктом 5 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" установлено, что регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;

Статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской
Федерации.

Согласно п.10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

Кроме того, статьей 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Статьей 19.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на предоставление услуг по оформлению фиктивной временной регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации. За указанные действия предусмотрена уголовная ответственность.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 1 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктами 2, 3, 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.

Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: а) решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

В силу требований п. 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»; в)решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью; г)дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией.

В соответствии с п.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009 года «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

С учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 г. №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информация, размещенная на сайте <данные изъяты> подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.

Признание информации, размещенной на указанной странице, запрещенной к распространению, позволит внести ее в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В связи с изложенным, требования и.о. Железногорского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать информацию о предоставлении услуг по фиктивной регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации, размещенную в сети Интернет на сайте: <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории РФ.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья