ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4952/2023 от 18.01.2024 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело №2а-532/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новороссийск 18 января 2024 года

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.

при секретаре Тесленок Т.Н., с участием административного истца и его представителя, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению <ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Новороссийского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю <ФИО2, Новороссийскому ГОСП УФССП по Краснодарскому краю и Управлению ФССП по Краснодарскому краю об оспаривании неправомерного бездействия,

У С Т А Н О В И Л :

<ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Новороссийского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю <ФИО2, которое заключается в не применении расчете задолженности по алиментам по судебному приказу №2СП-246-09/79 от 2 июня 2009 года за период с даты возбуждения исполнительного производства по 31 августа 2018 года, и обязать Новороссийский ГОСП УФССП по Краснодарскому краю произвести расчет задолженности по алиментам за весь период нахождения исполнительных документов в отношении должника <ФИО6, а именно с момента возбуждения исполнительного производства по судебному приказу №2СП-246-09/79 от 2 июня 2009 года и исполнительному листу 072317083 от 22 августа 2018 года по сентябрь 2022 года.

В заявлении <ФИО1 указала, что на основании судебного приказа №2СП-246-09/79 о взыскании в ее пользу с <ФИО9 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 части всех видов заработка судебным приставом-исполнителем Новороссийского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю было возбуждено исполнительное производство. 28 апреля 2022 года она направила в Новороссийский ГОСП УФССП по Краснодарскому краю заявление о вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам. Судебным приставом-исполнителем Новороссийского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю <ФИО2 в вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам ей было отказано. Данный отказ является неправомерным.

В судебном заседании <ФИО1 при поддержке своего представителя <ФИО7 просила иск удовлетворить, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.

Судебный пристав-исполнитель Новороссийского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю <ФИО2, представители Новороссийского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю и Управления ФССП по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо <ФИО9 в судебное заседание не явились.

Исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление не обоснованным.

По правилам статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В частности, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исполнение судебных решений рассматривается как элемент права на судебную защиту (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации), реализация которого обеспечивается государством необходимыми мерами, в том числе принудительным исполнением, в рамках которого должник понуждается к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершают иные действия, предусмотренные федеральным законом "Об исполнительном производстве".

В силу части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" по возбужденному исполнительному производству судебный пристав-исполнитель для целей исполнительного производства обязан совершать исполнительные действия, в том числе рассчитывать задолженность по периодическим платежам, при этом в расчет задолженности принимается период, в течение которого, такие платежи не уплачивались.

Частями 2 и 3 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов; размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось; если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Из представленных суду документов видно, что на основании судебного приказа №2СП-246-09/79 от 2 июня 2002 года о взыскании в пользу <ФИО1 с <ФИО9 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 части всех видов заработка судебным приставом-исполнителем Новороссийского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю возбуждено исполнительное производство.

9 октября 2018 года <ФИО1 направила судебному приставу заявление об отзыве судебного приказа №2СП-246-09/79 от 2 июня 2002 года, в связи с чем, исполнительное производство было прекращено.

31 августа 2018 года судебным приставом-исполнителем Новороссийского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю на основании исполнительного листа, выданного мировым судьей судебного участка №79 г. Новороссийска 22 августа 2018 года, возбуждено исполнительное производство <№>-ИП о взыскании в пользу <ФИО1 с <ФИО9 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 10 000 рублей.

23 мая 2022 года <ФИО1 направила в Новороссийский ГОСП УФССП по Краснодарскому краю заявление о выдаче постановления о расчете задолженности по алиментам.

19 июня 2022 года судебным приставом-исполнителем Новороссийского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю <ФИО2 вынесено постановления о расчете задолженности по алиментам по исполнительному производству <№>-ИП, которая по состоянию на 19 июня 2022 года составляла 484 611 рублей 49 копеек.

Заявление о выдаче постановления о расчете задолженности по алиментам от 28 апреля 2022 года, на которое истец ссылается в административном иске, в материалах дела отсутствует.

В судебном заседании <ФИО11 пояснила, что 28 апреля 2022 года в ходе беседы с судебным приставом-исполнителем она просила произвести расчете задолженности по алиментам, в удовлетворении ее просьбы было отказано. Письменного заявления о расчете задолженности по алиментам она приставу не подавала.

При таких обстоятельствах, довод административного истца о допущенном административным ответчиком неправомерном бездействии нельзя признать обоснованным. По находящемуся в производстве Новороссийского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю исполнительному производству <№>-ИП вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам. Доказательства того, что расчет произведен не верно, истцом суду не представлены.

Исходя из пункта 5 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 года N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов", несогласие с размером задолженности само по себе не свидетельствует о не законности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления, так как указанный вопрос подлежит разрешению судом в порядке искового производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Нарушение прав административного истца со стороны судебного пристава-исполнителя судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 и 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления <ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Новороссийского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю <ФИО2, Новороссийскому ГОСП УФССП по Краснодарскому краю и Управлению ФССП по Краснодарскому краю об оспаривании неправомерного бездействия, которое заключается в не применении расчете задолженности по алиментам по судебному приказу №2СП-246-09/79 от 2 июня 2009 года за период с даты возбуждения исполнительного производства по 31 августа 2018 года, и возложении обязанности произвести расчет задолженности по алиментам за весь период нахождения исполнительных документов в отношении должника <ФИО6, а именно с момента возбуждения исполнительного производства по судебному приказу №2СП-246-09/79 от 2 июня 2009 года и исполнительному листу 072317083 от 22 августа 2018 года по сентябрь 2022 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья А.Н. Литвинов