ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-495/20 от 05.01.2020 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

УИД 89RS0005-01-2020-000337-57

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2020 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи Нигматуллиной Д.М.

при секретаре судебного заседания Бикмуллиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-495/2020 иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени по транспортному налогу,

установил:

Административный истец МИФНС России № 5 по ЯНАО обратился в суд с иском о взыскании с административного ответчика ФИО1 недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год (первый платеж) в размере 3 250 рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в размере 46 рублей 78 копеек. В обоснование требований указано, что ФИО1, в 2018 году являясь адвокатом, не исполнил обязанности по уплате первого авансового платежа по налогу на доходы физических лиц за этот период, в связи с чем, у него образовалась задолженность (недоимка) по налогу, кроме того несвоевременно (30 ноября 2019 года) произвел уплату транспортного налога за 2017 год. В добровольном порядке задолженность ответчиком не погашена, судебный приказ отменен по его заявлению.

Участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель административного истца просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивала, административный ответчик о причинах неявки не уведомил.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.207 и 212 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу п.1 ст.209 НК РФ признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации. Выгода в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей признается доходом налогоплательщика.

Материалами дела с достоверностью подтверждается, что административный ответчик ФИО1, является адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, и налоговым резидентом Российской Федерации, в связи с чем обязан к уплате НДФЛ.

В силу правила, установленного подп.2 п.1 ст.227 НК РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей, помимо прочих, производят адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, в зависимости от сумм доходов, полученных от такой деятельности.

Исполняя требования ст.227 НК РФ, административный ответчик самостоятельно произвел расчет авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц за 2018 год. Согласно его расчетам, с которыми согласился налоговый орган, уплате 16 июля 2018 года подлежало 3 250 рублей

Обратившись в суд с настоящим иском, административный истец указывает, что ответчик, самостоятельно исчислив налог за 2018 год, не уплатил его до настоящего времени.

В соответствии со ст.356 и 357 НК РФ физическое лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения, является плательщиком транспортного налога.

Материалами дела подтверждается, что в органах ГИБДД на имя административного ответчика ФИО1 с 17 июля 2010 года зарегистрировано являющееся объектом налогообложения транспортное средство – легковой автомобиль ... (г/н ) мощностью двигателя 126 л.с.

Статьей 2 Закона ЯНАО «О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» от 25 ноября 2002 года № 61-ЗАО установлено, что ставка транспортного налога определяется в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Для легковых автомобилей мощностью двигателя от 100 до 150 л.с. включительно эта ставка равна 24,5 рублям.

Таким образом, размер налога за легковой автомобиль мощностью двигателя в 126 л.с. составляет (126 х 24,5 =) 3 087 рублей.

Транспортный налог за 2017 год в силу положений абз.2 п.1 ст.363 НК РФ должен был быть уплачен налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в срок не позднее 1 декабря 2018 года.

20 августа 2018 года в адрес ответчика было направлено содержащее расчет налога налоговое уведомление от 14 февраля 2018 года в том числе об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 3 087 рублей.

В силу ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со дня, следующего за установленной законодательством о налогах и сборах датой уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Полагая, что обязанность по уплате транспортного налога исполнена не своевременно, налоговый орган начислил административному ответчику пеню по транспортному налогу и 25 февраля 2019 года направил в его адрес требование от 5 февраля 2019 года об уплате в том числе пени по транспортному налогу в размере 46 рублей 78 копеек в срок до 27 марта 2019 года (общая сумма требования составила 3 914 рублей 78 копеек).

Кроме того, поскольку обязанность по уплате налога на доходы физических лиц административным ответчиком также своевременно исполнена не была, в тот же день налоговый орган направил в его адрес еще одно требование от 7 февраля 2019 года об уплате НДФЛ (платеж по сроку 16 июля 2018 года) в размере 3 250 рублей в срок до 29 марта 2019 года.

В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

По общему правилу заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи (если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока).

Требования налогового органа административным ответчиком в установленный срок не исполнены.

Согласно ч.5 ст.138, ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Общая сумма недоимки административного ответчика по состоянию на даты направления обоих требований превысила 3 000 рублей, поэтому срок обращения в суд с требованиями о взыскании сумм, указанных в этих требованиях, истек 27 и 29 сентября 2019 года, однако заявление о вынесении судебного приказа было подано лишь 28 ноября 2019 года (приложенные к нему копии заверены 28 октября 2019 года), а настоящее административное исковое заявление – 4 февраля 2020 года.

Оснований для восстановления пропущенного 28 и 30 сентября 2019 года срока суд не усматривает, поскольку доказательств наличия уважительных причин его пропуска не представлено. Соблюдение второго шестимесячного срока (обращение с иском после отмены судебного приказа) об обратном не свидетельствует. Кроме того, истец является юридическим лицом.

В установленных обстоятельствах в удовлетворении административного иска должно быть отказано.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп.5 п.3 ст.44 и подп.4 п.1 ст.59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

При установленных судом обстоятельствах налоговый орган утратил возможность взыскания с административного ответчика заявленных им в настоящее время сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу в удовлетворении административного иска к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 3 250 (три тысячи двести пятьдесят) рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в размере 46 (сорок шесть) рублей 78 копеек отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина