Дело № 2а-495/2020
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2020 года г. Облучье
Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Будченко Т.В.,
при помощнике судьи Старостиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей. Требования мотивированы тем, что ФИО1 состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика и обязана уплачивать законно установленные налоги. В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени, и ФИО1 выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№ (остаток по требованию) об уплате пени, начисленные на страховые взносы, в сумме 5261,58 рублей. До настоящего времени сумма в бюджет не поступила. Административный истец просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления и взыскать с ФИО1 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1651,50 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1911,01 рубль; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере 689,09 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 1009,98 рублей, а всего взыскать 5261 рубль 58 копеек.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО, административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении дела не просили.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, как производящие, так и не производящие выплаты, и вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 6 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения об уплате индивидуальным предпринимателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования до 01.01.2017, на которые начислены административному ответчику предъявленные к взысканию пени, предусматривались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Закон № 212-ФЗ), действовавшим до 01.01.2017 (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ), и положения которого на основании статьи 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ учитываются при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 18 Закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов производится указанными плательщиками самостоятельно, и они уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 этой же статьи, согласно которой в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) его деятельности включительно.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 4 названного Закона № 243 - ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном названным кодексом.
В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога, которое, согласно пункту 4 статьи 69 этого же кодекса, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пеней, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3 и 4 названной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
Как установлено в судебном заседании, административный ответчик ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, ДД.ММ.ГГГГ индивидуальная предпринимательская деятельность прекращена, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Административному ответчику за период осуществления предпринимательской деятельности начислялись страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование до ДД.ММ.ГГГГ, за несвоевременную уплату которых налоговым органом исчислены пени, предъявленные к взысканию.
Материалами дела подтверждается, что административный ответчик ФИО1 не исполнила своевременно обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, что являлось в силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для начисления пеней.
В связи с неисполнением обязанности по уплате пени по страховым взносам в адрес административного ответчика ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2508,70 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1911,01 рублей, пени страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 689,09 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в размере 26758,93 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату накопительной пенсии в размере 1658,24 рублей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Задолженность по пеням в срок, установленный в требовании, административным ответчиком ФИО1 не оплачена.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В судебное заседание административным ответчиком представлены квитанции (чек-ордера) от ДД.ММ.ГГГГ об оплате задолженности по пеням, указанных в вышеобозначенном требовании на общую сумму 5319,65 рублей, а именно пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 1009,98 рублей (КБК №), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 689,09 рублей (КБК №), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1651,50 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1911,01 рубль.
При этом суд учитывает, что указание в двух платежных документах о перечислении 1087,97 рублей (КБК №) и 2532,61 рубля (КБК №) кода бюджетной классификации налогового платежа отличного от кода бюджетной классификации, названного в административном иске, к образованию недоимки не ведет, поскольку в силу пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно пункту 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
Таким образом, с учетом удовлетворения в добровольном порядке административным ответчиком требований административного истца и погашения предъявленной к взысканию налоговой задолженности в размере 5261,58 рублей, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска и взыскания с ФИО1 задолженности по обязательным платежам в числе которой: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 1009,98 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 689,09 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1651,50 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1911,01 рубль.
Кроме того, также имеется основание для отказа в удовлетворении административного иска ввиду нижеследующего.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено названным пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый).
При этом под общей суммой налога, сбора, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по обязательным налоговым платежам в общей сумме 5261,58 рублей, предъявленной к взысканию с административного ответчика, надлежало исполнить в срок ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно шестимесячный срок для подачи налоговым органом в суд заявления о взыскании задолженности по обязательным платежам (страховым взносам, пеням) истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец с настоящим административным исковым заявлением обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (согласно штампу на почтовом конверте), то есть по истечении установленного законом срока.
Ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд мотивировано увеличением случаев неисполнения налогоплательщиками своей обязанности, которая привела к увеличению объема подготовки и направления заявлений в суд.
Оценивая доводы административного истца, обосновывающие восстановление пропущенного срока, и принимая во внимание подачу налоговой инспекцией настоящего административного иска спустя более двух лет после истечения установленного законом срока для обращения в суд с иском о взыскании обязательных платежей, суд не усматривает уважительных причин пропуска срока в рассматриваемом деле.
Довод налогового органа о значительном объеме работы в качестве уважительной причины пропуска срока суд находит несостоятельным, поскольку административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций.
Суд учитывает, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено и не установлено судом при рассмотрении дела, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
При указанных данных, законные основания для восстановления административному истцу пропущенного процессуального срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением отсутствуют, поскольку уважительных причин его пропуска стороной административного истца не приведено.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку административным ответчиком предъявленная к взысканию задолженность по пеням, начисленным за несовременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в сумме 5261,58 рублей по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ оплачена, настоящее административное исковое заявление подано в суд Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области с пропуском без уважительных причин процессуального срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Будченко
мотивированное решение составлено 09.10.2020
Судья Т.В. Будченко