Дело № 2а-4961/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2018 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Савиной О.В.,
при секретаре Петросян А.С.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Новостародубское» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Ставропольском крае,
установил:
ООО «Новостародубское» обратилось с административным иском к Государственной инспекции труда (далее ГИТ) в Ставропольском крае об оспаривании предписания главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае ФИО1 № 12/90/2017/3 от 21.08.2017.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06.03.2018 года в удовлетворении административного иска ООО «Новостародубское» к Государственной инспекции труда в СК об оспаривании предписания главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае ФИО1 № 12/90/2017/3 от 21.08.2017 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 10.07.2018 – решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06.03.2018 года – отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование административного иска указано, что оспариваемым предписанием главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае ФИО1 № 12/90/2017/3 от 21.08.2017 работнику ФИО2 следует установить зарплату при полной норме рабочего времени ни менее 8997 руб. в месяц с 29.05.2017 (с момента приема на работу) на основании ст. ст.22, 133, 133.1, 143 ТК РФ, п. 2.21 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018годы, утвержденным 17.02.2016 распоряжением Правительства Ставропольского края № 41-рп, постановления Правительства Ставропольского края от 27.04.2017 № 173-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае за 1 квартал 2017года.
Этим же предписанием следует работнику ФИО2 установить и выплатить зарплату из размера ни менее 8997 руб. в месяц при полной норме рабочего времени на основании требований ст.ст. 22, 133, 133.1, 143ТК РФ, п. 2.21 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018годы, утвержденного 17.02.2016 распоряжением Правительства Ставропольского края № 41-рп, Постановление Правительства Ставропольского края от 27.04.2017 № 173-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае за 1 квартал 2017 года».
В трудовую книжку ФИО2 следует внести записи о приеме и увольнении согласно ст. 66 ТК РФ. Срок исполнения – 30.08.2017.
Представитель административного истца просила суд удовлетворить административный иск в полном объеме, пояснила в судебном заседании, что размер оклада работника ФИО2 соответствовал минимальному размеру оплаты труда, установленного федеральным законом, поскольку в соответствии с трудовым договором № 0000198 от 29.05.2017 ООО «Новостародубское» предоставило ФИО2 работу по профессии водитель с окладом 7500 руб. в месяц при полной норме рабочего времени, а с 01.07.2017 – в размере 7800 руб. согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 29.05.2017. Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера труда. Размер оклада указанного работника соответствует минимальному размеру оплаты труда, установленного федеральным законом и ст. 133 ТК РФ. Приказами № 17 от 27.04.2017, № 44 26.06.2017 минимальный размер заработной платы доведен до величины прожиточного минимума в Ставропольском крае.
Считает, что представленный суду расчет выплаченной по отработанному времени ФИО2 заработной платы, указывает на незаконность предписания инспекции труда.
Указала также, что при приеме на работу и по настоящее времени ФИО2 не представил работодателю трудовую книжку, в связи с чем предписание ответчика о внесении записи в нее является неисполнимым, вследствие чего незаконным.
Дополнила, что решением Ставропольского краевого суда от 16.05.2018 оставлено без изменения решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 07.03.2018, согласно которому судом установлены следующие обстоятельства: ООО «Новостародубское» выплатило работнику ФИО2 больше, чем он фактически отработал; выплаты работнику подтверждаются платежными ведомостями; при начислении и выплате работнику ФИО2 заработной платы обществом были соблюдены требования трудового законодательства, а также требования постановления Правительства Ставропольского края, которым установлен МРОТ в Ставропольском крае в размере 8 997 рублей.
Таким образом, вступившим в законную силу решением Буденновского городского суда Ставропольского края установлено соблюдение норм действующего законодательства при начислении и выплате работнику ФИО2 заработной платы за период работы в ООО «Новостародубское», в связи с чем указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
В судебном заседании заинтересованное лицо – ФИО2, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Административный ответчик – в судебное заседание не явился, заявлений о рассмотрении в его отсутствие суду не представил.
На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основными задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 227 КАС РФ если суд признаёт решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании судом принимается решение о признании решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод.
В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности.
Согласно ч. 7 ст. 16 КАС РФ принцип состязательности сторон является одним из основных принципов осуществления правосудия по административным делам.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Как указано в ч. 2 ст. 62 КАС РФ, административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы, а также подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Как следует из материалов дела, предписанием № 12/90/2017/3 от 21.08.2017 ГИТ в Ставропольском крае вменено ООО «Новостародубское» в срок до 30.08.2018:
-работнику ФИО2 установить зарплату при полной норме рабочего времени ни менее 8997 руб. в месяц с 29.05.2017 (с момента приема на работу) на основании ст.ст. 22, 133, 133.1, 143 ТК РФ, п. 2.21 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018 годы, утвержденное 17.02.2016 распоряжением Правительства Ставропольского края № 41-рп, Постановления Правительства Ставропольского края от 27.04.2017 № 173-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае за 1 квартал 2017года;
- работнику ФИО2 установить и выплатить зарплату при полной норме рабочего времени ни менее 8997 руб. в месяц (с момента приема на работу) на основании ст.ст. 22, 133, 133.1, 143 ТК РФ, п. 2.21 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018 годы, утвержденное 17.02.2016 распоряжением Правительства Ставропольского края № 41-рп, Постановления Правительства Ставропольского края от 27.04.2017 № 173-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае за 1 квартал 2017года;
- в трудовую книжку ФИО2 внести записи о приеме и увольнении согласно ст. 66 ТК РФ.
В силу статьи 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовые договоры.
В ходе проверки деятельности ООО «Новостародубское» по соблюдению требований трудового законодательства, проведенной по жалобе работника, ответчиком установлено, что юридическим лицом допущены нарушения трудового законодательства в области оплаты труда.
Судом установлено, согласно трудовому договору №0000198 от 29.05.2017 года ФИО2 принят на работу в ООО «Новостародубское» в должности водителя (приказ о приеме на работу № 93 от 23.05.2017). Уволен 15.08.2017 года (приказ № 161 от 15.08.2017, согласно п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ).
Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ с 1 июля 2016 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 500 рублей в месяц.
Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ с 1 июля 2017 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 800 рублей в месяц.
В трудовом договоре № 0000198 от 29.05.2017 указан оклад работника в размере 7 500 рублей в месяц при полной норме рабочего времени, а с 01.07.2017 года в размере 7 800 рублей в месяц, согласно дополнительному соглашению от 28.06.2017 года к указанному трудовому договору.
Таким образом, размер оклада ФИО2, отраженного в трудовом договоре соответствует минимальному размеру оплаты труда, установленному на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 27.04.2017 № 173-п установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в размере 8997 рублей.
ООО «Новостародубское» был утвержден приказ № 17 от 27.04.2017 о доведении минимального размера заработной платы до величины прожиточного минимума в Ставропольском крае.
26.06.2017 в связи с увеличением минимального размера оплаты труда директором ООО «Новостародубское» издан приказ № 44, согласно которому в обществе установлен минимальный размер оплаты труда в размере 7 800 рублей, приказ содержит положение о необходимости производить доплату работникам до величины прожиточного минимума по Ставропольскому краю.
Действие указанного приказа распространяется на всех работников ООО «Новостародубское», в том числе на ФИО2, что подтверждается пунктом 2 дополнительного соглашения от 28.06.2017 к трудовому договору № 198 от 29.05.2017 г., согласно которому работнику ФИО2 производится доначисление заработной платы до прожиточного минимума по Ставропольскому краю.
ФИО2 дополнительное соглашение подписал, в связи с чем принял условия оплаты труда.
Обязывая общество произвести работнику ФИО2 доначисление и выплату заработной платы до величины 8997 рублей, при вынесении обжалуемого предписания ГИТ в СК не учтено, что согласно табелям учета рабочего времени за май, июнь, июль и август 2017 года, работник ФИО2 не отработал полную норму рабочего времени, в связи с чем заработная плата была начислена и выплачена, исходя из фактически отработанного рабочего времени.
Согласно статье 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
На основании табелей учета рабочего времени в мае 2017 года из 20 рабочих дней (160 часов) ФИО2 отработал 3 дня (20 часов), июне 2017 года из 21 рабочего дня (168 часов) ФИО2 отработал 17 дней (118 часов), в июле 2017 года из 21 рабочего дня (168 часов) ФИО2 отработал 8 дней (75 часов).
Расчет заработной платы производился исходя из МРОТ, установленного в Ставропольском крае - 8 997 рублей при отработке полной нормы рабочего времени. Расчет начисленной и выплаченной заработной платы приведен в Приложении № 1 к настоящим дополнениям.
Таким образом, ООО «Новостародубское» выплатило ФИО2 больше, чем работник фактически отработал.
Выплаты работнику подтверждаются платежными ведомостями за указанный период, на которых имеется подпись работника, подтверждающая получение денежных средств.
При таких обстоятельствах при начислении и выплате заработной платы работнику ФИО2 обществом были соблюдены требования трудового законодательства, требования постановления Правительства Ставропольского края, в связи с чем у трудовой инспекции отсутствовали правовые основания для вынесения обжалуемого предписания.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 07.03.2018 года – отменено постановление № 12/9/2017/9 от 04.09.2017 года главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае ФИО1 о привлечении ООО «Новостародубское» к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ и назначении административного наказания.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 16.05.2018 года – решение Буденновского городского Ставропольского края от 07.03.2018 года – оставлено без изменения, жалоба ГИТ – без удовлетворения.
Таким образом, довод ГИТ в СК о неисполнении ООО «Новостародубское» требований трудового законодательства и регионального соглашения об установлении МРОТ в Ставропольском крае не соответствует фактическим обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и расчетам.
Судом установлено, при приеме на работу работник ФИО2 не предоставил работодателю трудовую книжку.
29.08.2017 ООО «Новостародубское» направило в адрес ФИО2 уведомление о необходимости предоставить трудовую книжку ООО «Новостародубское» для внесения записей о приеме и увольнении.
Уведомление получено ФИО2 05.09.2017, что подтверждается распечаткой с официального сайта Почты России (почтовый идентификатор 35683614000909) и подтверждено самим ФИО2 в судебном заседании. Однако последний, в судебном заседании отказался предоставить трудовую книжку, в связи с трудоустройством.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. Одностороннее исполнение указанного положения без конкретных действий самого работника является невозможным.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требование административного истца ООО «Новостародубское» о признании предписания Государственный инспектор труда в Ставропольском крае № 12/90/2017/3 от 21 августа 2017 года является незаконным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования ООО «Новостародубское» к инспектору Государственной инспекции труда в Ставропольском крае - удовлетворить.
Признать предписание Государственной инспекции труда в Ставропольском крае № 12/90/2017/3 от 21 августа 2017 года - незаконным.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 05 декабря 2019 года.
Судья О.В. Савина