ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4967/2021 от 10.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-881/2022

РЕШЕНИЕ

по административному делу

Именем Российской Федерации

10 января 2022 года г.Смоленск

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Шпак А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Жилищные технологии» об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Смоленска Гузнова Н.С. от 28.10.2021 об окончании исполнительного производства и об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Жилищные технологии» обратилось в суд с административным иском об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Смоленска Гузнова Н.С. об окончании исполнительного производства и об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника, указав следующее.

В Ленинском РОСП г.Смоленска велось исполнительное производство № 109457/20/67032-ИП с предметом: взыскание с Михайловой Т.И. в пользу ООО «ЖилООО "Жилищные технологии".ул.Воробьева, д.5, пом.3, г.Смоленскным приставом-исполнителем ГузновымЛенинский РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской областинКраснинское шоссе, д. 35, г. Смоленскыло окончено на основании п.4 ст.46УФССП России по Смоленской областилКраснинское шоссе, д. 35, г. Смоленск».

Постановление об окончании исполСудебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Гузнов Н.А.одства вынесено судебным приставом-исполнителем необоснованно.

В ходе исполнительного производства было установлено, что должник Михайлова Т.И. трудоустроена в ООО «Сентябрь», получает заработную плату. Судебным приставом-исполнителем было обращено взыскание на заработную плату должника. Обращение взыскания также было отменено 28.10.2021.

Судебным приставом-исполнителем не направлен запрос в пенсионный фонд, учитывая, что должник должна являться получателем страховой пенсии по старости.

Просит суд признать постановления судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Смоленска Гузнова Н.С. от 28.10.2021 об окончании исполнительного производства и об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника незаконными; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, не обратившего взыскание на страховую пенсию должника.

ООО «Жилищные технологии», УФССП России по Смоленской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Смоленска Гузнов Н.А., должник Михайлова Т.И. в судебное заседание не явились.

Судебным приставом-исполнителем представлены письменные возражения относительно заявленных требований.

Неявка лиц, участвующих в деле, в силу ч.6 ст.226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

В силу положений ч.1, ч.4 ст.128 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ на территории РФ с 15.09.2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

В частности, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в том числе - об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя (п.2 ч.2 ст.1, ст.226 КАС РФ).

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.3 ст.219 КАС РФ).

Судом установлено, что административное исковое заявление об оспаривании постановлений от ДД.ММ.ГГГГ сдано в отделение связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть подано в установленный законом срок.

Право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с положениями ст.ст.4, 5 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов (ст.2 Закона).

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч.1 ст.36 Закона).

В соответствии с нормами ст.68 Закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Смоленска Голубевой А.И. на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выдан судебным участком в г.Смоленске, возбуждено исполнительное производство -ИП с предметом: взыскание с Михайловой Т.И. в пользу ООО «Жилищные технологии» 34915,9 руб.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Смоленска Гузновым Н.А. вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю на основании п.4 ч.1 ст.46 Закона; остаток задолженности 34915,9 руб.

Согласно пп.3 п.1 ст.47 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.46 Закона исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.

Согласно ч.8 ст.69 Закона если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса (ч.10 ст.69 Закона).

В силу п.11.1 ст.2 ФЗ РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронным документом признается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Согласно ч.1, ч.2 ст.11.1 Закона органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в пределах своих полномочий обязаны предоставлять по выбору граждан (физических лиц) и организаций информацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и (или) документов на бумажном носителе, за исключением случаев, если иной порядок предоставления такой информации установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности.

Информация, необходимая для осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, может быть представлена гражданами (физическими лицами) и организациями в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности.

В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 N 30 утвержден Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которым в случае если для предоставления государственных услуг федеральным органам исполнительной власти требуется получение документов и (или) информации от других федеральных органов исполнительной власти, межведомственное информационное взаимодействие между указанными органами осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (п.2.9 (1)).

В силу Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 Единая система межведомственного электронного взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее - электронные сервисы), о программных и технических средствах, обеспечивающих единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений (далее - единый электронный сервис), и сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие.

Согласно сводной информации по исполнительному производству из АИС ФССП между СПИ, ГИБДД, ПФР, Росреестором, ГУВМ МВД России, банками неоднократно осуществлен обмен информацией в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; получены ответы на соответствующие запросы.

В ходе совершения исполнительных действий наличие какого-либо имущества у должника не установлено.

Согласно п.3 ч.1 ст.98 Закона судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов. В случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника. Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу (ч.3 ст.98 Закона).

Судом установлено, что согласно сведениям, полученным из ПФР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Михайлова Т.И. в ДД.ММ.ГГГГ получала доход от ООО «Сентябрь» (г.Самара)..

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Прозоровской А.В. вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника Михайловой Т.И., выплачиваемую ООО «Сентябрь».

Согласно положениям ч.4, ч.4.1 ст.98 Закона лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, заканчивают исполнение исполнительного документа: после перечисления денежных средств в полном объеме; при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов; по заявлению взыскателя; по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, не позднее дня, следующего за днем наступления оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, возвращают: взыскателю поступивший от него исполнительный документ с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения и период, в течение которого исполнительный документ находился у этих лиц на исполнении, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение; судебному приставу-исполнителю поступившую от него копию исполнительного документа с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение.

В материалах исполнительного производства отсутствует информация о фактическом направлении постановления об обращении взыскания на заработную плату в адрес работодателя ООО «Сентябрь», а также сведения об отсутствии у должника дохода по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе – в виде страховой пенсии.

Доказательства, подтверждающие правомерность вынесения оспариваемых постановлений, административными ответчиками суду не представлены.

Изложенное в силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ является основанием для признания постановлений от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ООО «Жилищные технологии» удовлетворить.

Постановления судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Смоленска Гузнова Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства 109457/20/67032-ИП и об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника признать не соответствующими требованиям пп.4 п.1 ст.46 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» и отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 21 января 2022.