Копия Дело № 2а-496/2021
УИД 74RS0035-01-2021-000563-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Октябрьское 19 октября 2021 года
Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Приходько В.А.,
при секретаре Загребельной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного ответчика Барашева Ю.Г., административное дело по административному исковому заявлению МРИ ФНС России № 10 по Челябинской области к Барашеву Ю.Г. о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
МРИ ФНС России № 10 по Челябинской области обратилась в суд с иском к Барашеву Ю.Г. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам и пени по ним за 2019 год, в обоснование указав, что у ответчика образовалась задолженность, составляющая в общей сложности 60533,04 рубля.
Представитель административного истца МРИ ФНС России № 10 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, от него поступило заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении требований настаивает.
В судебном заседании административный ответчик Барашев Ю.Г. с иском согласился частично, сообщив, что автомобиля Лексус в его собственности не имеется.
Суд, с учетом мнения административного ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы дела №2а-790/2021, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п.п. 1 п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают налоги.
В силу требований статей 3 и 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать установленные налоги и сборы.
В силу ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.
Согласно ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пеней.
В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст.52 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием сумма налога, подлежащей уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В силу ст.ст.69-70 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога при наличии у него недоимки не позднее трех месяцев.
Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
Согласно ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.
Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 363 НК РФ).
Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года №114-ЗО «О транспортном налоге».
Неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
В соответствии с Законом Челябинской области «О транспортном налоге» объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили.
В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ пени исчисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В судебном заседании установлено, что Барашев Ю.Г. с 08.09.2011 года по настоящее время является собственником автомобиля Лексус LS 46, государственный регистрационный номер №, в период с 03.09.2018 г. по 03.09.2018 г. земельного участка расположенного в <адрес>, с кадастровым номером №, что следует из сведений ЕГРН (л.д.39), карточки учета транспортного средства (л.д.42).
Согласно сведениям налогового учета, Барашев Ю.Г. имеет задолженность:
- по транспортному налогу за 2019 год в размере 57150 рублей, пени по нему: за 2019 год в размере 121,44 рублей за период с 02.12.2020 г. по 16.12.2020 г.; за 2018 год за период с 26.12.2019 г. по 17.11.2020г. в размере 3237,55 рублей, всего на общую сумму 3358 рублей 99 копеек;
- по земельному налогу за 2019 год в размере 24 рубля, пени по нему за период с 02.12.2020 г. по 16.12.2020 г. в размере 0,05 рублей, всего на общую сумму 24,05 рублей;
всего на общую сумму 60533,04 рублей.
Представленные налоговым органом расчеты проверены судом, составлены верно, не вызывают сомнений в своей арифметической состоятельности, в связи с чем, принимаются судом для определения размера задолженности.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены:
- уведомление № 77864186 от 23 августа 2019 года, в соответствии с которым Барашеву Ю.Г. начислен транспортный налог на автомобиль Лексус за 2018 год в размере 57150 рублей и земельный налог за 2018 год в размере 32 рубля (л.д.13).
- уведомление № 25724522 от 03 августа 2020 года, в соответствии с которым Барашеву Ю.Г. начислен транспортный налог на автомобиль Лексус за 2019 год в размере 57150 рублей и земельный налог за 2019 год в размере 24 рублей (л.д.12).
Поскольку обязанность по уплате налогов, в установленные законом сроки Барашевым Ю.Г. исполнена не была, налогоплательщику направлены:
- требование № 139138 по состоянию на 18 ноября 2020 года, размер пени по транспортному налогу составляет 3237,55 рублей. Срок исполнения настоящего требования до 22 декабря 2020 года (л.д.8);
- требование № 146305 по состоянию на 17 декабря 2020 года, размер по транспортному и земельному налогу составляет 57174,00 рубля, пени по указанным налогам 121,49 рубль. Срок исполнения требования до 19 января 2021 года (л.д.10).
Налоговые уведомления и требования направлялись в адрес ответчика, что следует из сведений, представленных административным истцом, а именно сведений из личного кабинета налогоплательщика Барашева Ю.Г. (л.д.18-19,92-94). Доводы административного ответчика о том, что требования в его адрес не направлялись, суд принять во внимание не может. В соответствии с требованиями п.4 ст.31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика. Как следует из скрин личного кабинета, уведомление №25724522 получено налогоплательщиком 25 сентября 2020 года, уведомление №77864186 получено налогоплательщиком 9 сентября 2020 года, требование № 139138 выгружено в личный кабинет налогоплательщика 18 ноября 2020 года, соответственно считается доставленным 19 ноября 2020 года, требование № 146305 выгружено в личный кабинет налогоплательщика 17 декабря 2020 года, соответственно считается доставленным 18 декабря 2020 года. Оснований полагать, что административному ответчику не было известно о наличии личного кабинета у суда не имеется.
Также в материалах дела отсутствуют необходимые доказательства, которые бы свидетельствовали о неполучении административным ответчиком копии искового заявления и приложенных к нему документов, при том, что участвующий в подготовке и в судебном заседании административный ответчик каких либо ходатайств по данному поводу не заявлял (л.д.21-22).
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи).
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст.48 НК РФ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч.6 ст.289 КАС Российской Федерации).
Поскольку срок исполнения требования № 139138 по состоянию на 18 ноября 2020 года о взыскании с Барашева Ю.Г. пени по налогам был установлен до 22.12.2020 года, срок исполнения требования № 146305 по состоянию на 17 декабря 2020 года о взыскании с Барашева Ю.Г. пени по налогам был установлен до 19.01.2021 года, при этом общая сумма задолженности после выставления требования превысила 3000 рублей, то, таким образом, срок обращения МРИ в суд с требованием о взыскании задолженности по указанному требованию, с учетом положений ст.48 НК РФ (6 месяцев) истекал 22 мая 2021 года и 19 июля 2021 года. При этом, представитель налогового органа обратился в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа 23 марта 2021 года, то есть в установленный законом срок.
25 марта 2021 года мировым судьей судебного участка №1 Октябрьского района был вынесен судебный приказ №2а-790/2021 о взыскании с Барашева Ю.Г. задолженности по транспортному и земельному налогам, пени по ним (л.д.35).
Определением мирового судьи от 15 апреля 2021 года судебный приказ №2а-790/2021 от 25 марта 2021 года в отношении Барашева Ю.Г. по его заявлению был отменен (л.д.7).
С настоящим исковым заявление представитель налогового органа обратился в суд 3 августа 2021 года, то есть, также, в установленные законом сроки.
Таким образом, срок обращения в суд административным истцом с иском о взыскании транспортного и земельного налогов за 2019 год, а также пени по ним, административным истцом не пропущен.
Суд не может принять доводы административного ответчика Барашева Ю.Г. на отсутствие у него обязанности уплачивать транспортный налог и пени ввиду того, что транспортное средство, за которые МРИ ФНС России № 10 ему был начислен к уплате транспортный налог, у него отсутствует, на него обращено взыскание, он им не пользовался и не пользуется.
В соответствии с требованиями ст.357 НК РФ Барашев Ю.Г. являлся плательщиком транспортного налога за 2019 год, так как на нем в соответствии с соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, которое признается объектом налогообложения, и факт регистрации транспортного средства, указанного МРИ ФНС России № 10 по Челябинской области в административном исковом заявлении подтверждается представленными по делу доказательствами и не оспаривается ответчиком.
При этом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
При этом в соответствии с ранее действовавшими Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001, а также Правилами, действующими в настоящее время (ПРИКАЗ от 26 июня 2018 г. N 399) обязанность по снятию с учета автомототранспортных средств в случае его утраты прямо возлагается на его собственника.
Обращение административного ответчика в органы государственной регистрации транспортных средств с заявлением о снятии с учета спорного автомобиля еще не является основанием для снятия транспортного средства, так как у регистрирующего органа действительно имелись основания для отказа в снятии его с учета, а именно наличие запрета и ограничений для регистрационных действий (л.д.79-83). Доказательств выбытия указанного транспортного средства из владения административного ответчика, последним не представлено. Прекращение исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания по основанию п.4 ч.1 ст.46 Закона «Об исполнительном производстве» еще не указывает на выбытие автомобиля из собственности должника и не является основанием для снятия автомобиля с учета.
Принимая во внимание, что автомобиль Лексус LS 460, г/н №, является объектом налогообложения, его владельцем является Барашев Ю.Г., с регистрационного учета транспортное средство не снято, налоговый орган правомерно исчислил Барашеву Ю.Г. сумму транспортного налога по названному транспортному средству за 2019 год, отразив ее в соответствующих налоговых уведомлениях и требованиях, а также иных документах.
В нарушение ст.23 НК РФ Барашев Ю.Г. не произвел оплату транспортного и земельного налогов в бюджет, его задолженность по данным налогам за 2019 год составила в общей сложности вместе с пени 60533,04 рубля, до настоящего времени указанный налог не уплачен, доказательств внесения оплаты административным ответчиком в суд не представлено. Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными административным истцом, данными базы АИС налог (л.д.19).
В соответствии со ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, поскольку МРИ ФНС России в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, а административный ответчик Барашев Ю.Г. - не освобожден, суд в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ приходит к выводу о взыскании с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 2015,99 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области удовлетворить.
Взыскать с Барашева Ю.Г., зарегистрированного в <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области задолженность:
- по транспортному налогу за 2019 год в размере 57150 рублей, пени по нему: за 2019 год в размере 121,44 рублей за период с 02.12.2020 г. по 16.12.2020 г.; за 2018 год за период с 26.12.2019 г. по 17.11.2020г. в размере 3237,55 рублей, всего на общую сумму 3358 рублей 99 копеек;
- по земельному налогу за 2019 год в размере 24 рубля, пени по нему за период с 02.12.2020 г. по 16.12.2020 г. в размере 0,05 рублей, всего на общую сумму 24,05 рублей;
всего взыскать на общую сумму 60533 (шестьдесят тысяч пятьсот тридцать три) рубля 04 копейки.
Взыскать с Барашева Ю.Г. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2015 (две тысячи пятнадцать) рублей 99 копеек.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья В.А.Приходько
Мотивированное решение составлено 20 октября 2021 года.
Судья: В.А.Приходько
Секретарь: Е.В.Загребельная